Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:48, курсовая работа
Целью данной работы являются изучение проблем социального страхования в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
-описать основные понятия и проблемы социального страхования;
-проследить динамику развития социального страхования в России;
-определить роль Фонда обязательного медицинского страхования в социальной защите граждан.
Введение………………….………………………………………......3
Глава I. Проблемы социального страхования в РФ
§1. Развитие и сущность социального страхования в РФ………...6
§2. Актуальные проблемы социального страхования в РФ...........8
Глава II. Анализ развития фонда обязательного медицинского страхования за 2007-2009 гг. и его перспективы.
§1. Сущность и система организации фонда обязательного медицинского страхования…………………………………………..18
§2. Анализ фонда обязательного медицинского страхования и перспективы его развития………………………………………………….23
Заключение………………………………………….……….……. 34
Список литературы…………………………………………….… .37
6) создании условий для привлечения частных страховых компаний к системам ОСС и Обязательного медицинского страхования (далее – ОМС).
Кроме этого, необходимо предпринять шаги, направленные на повышение эффективности администрирования расходов, предназначенных для страхового возмещения социальных рисков. Для этих целей в среднесрочной перспективе следует создать единую информационную базу по всем видам ОСС, разработать систему присвоения гражданам единого социального номера и выдачи персональных карточек социального страхования.
Социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами. Но это не простое вспомоществование, как при социальном обеспечении. Возмещение предполагается только при наступлении страхового случая и участии гражданина в системе социального страхования.[13]
В заключении еще раз подчеркнем три основных вывода.
Во-первых, законодательство о социальном страховании слишком раздроблено, разделено на десятки законодательных и подзаконных актов, лишено единства, которое выражается в методе, принципах правового регулирования обязательных и договорных форм социального страхования.
Во-вторых, договорное (частное) социальное страхование должно включаться в предмет права социального обеспечения в качестве его неотъемлемой, хотя и достаточно специфической части. Государство при этом оставляет за собой не только роль законодателя, но и активного участника посредством осуществления функций контроля и надзора. Образно говоря, государство перестает в данном случае быть одной из сторон договора, но остается участником данного вида правоотношений.
В-третьих, договоры социального страхования не могут быть с точки зрения социальной ценности приравнены к гражданско-правовым договорам страхования. Их главное отличие заключается в том, что в первом случае физическое лицо может претерпеть не только имущественный ущерб, но и потерять право на получение пенсионного вознаграждения, которое имеет алиментарный характер. Очевидно, что базовая пенсия в ближайшее время не сможет гарантировать приемлемый уровень жизни большинству пенсионеров, и любое увеличение пенсии для многих из них будет означать возможность более достойного существования, а для некоторых - и просто физического выживания.
Глава II. Анализ развития фонда обязательного медицинского страхования за 2007-2009 гг. и его перспективы.
§1. Сущность и система организации фонда обязательного медицинского страхования.
Фонд обязательного медицинского страхования выполняет функции по финансированию медицинских услуг, предоставляемых региональными и муниципальными органами здравоохранении, таких, как госпитализация, оказание неотложной помощи, а также лекарственной терапии при стационарном лечении.
Фонды обязательного медицинского страхования представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.
В качестве субъектов медицинского страхования выступают гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
Медицинское страхование осуществляется путем заключения договора между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством.
Граждане РФ имеют право на:
• выбор медицинской страховой организации;
• выбор медицинского учреждения и врача;
• получение медицинской помощи на всей территории РФ, в том числе за пределами постоянного места жительства;
• получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;
• предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования;
• возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условиями договора.
На территории РФ лица, не имеющие гражданства, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане РФ. Медицинское страхование граждан РФ, находящихся за рубежом, осуществляется на основе двусторонних соглашений РФ со странами пребывания граждан. Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане РФ.
Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются:
• средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и органов местного самоуправления;
• средства государственных и общественных организаций, предприятий;
• личные средства граждан;
• безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования;
• доходы от ценных бумаг;
• кредиты банков и других кредиторов;
• другие источники.
Из этих средств формируются самостоятельные фонды здравоохранения и фонды медицинского страхования.
Финансовые ресурсы государственной, муниципальной систем здравоохранения предназначены для реализации единой политики в области охраны здоровья населения. Они направляются на:
• финансирование мероприятий по разработке и реализации целевых программ;
• обеспечение профессиональной подготовки кадров;
• финансирование научных исследований;
• развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения;
• субсидирование конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;
• оплату особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
• финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;
• оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения. Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.[14]
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - самостоятельные государственные финансово-кредитные учреждения, созданные для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Фонды подотчетны соответствующим органам законодательной и исполнительной властей. Задачами фондов являются: обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и предусмотренных им прав граждан; достижение социальной справедливости и равенства граждан в получении медицинской помощи определенного объема и качества; обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
В задачи Федерального фонда входит также участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области медицинского страхования. В функции фондов входят: аккумулирование финансовых средств; осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы обязательного медицинского страхования; выравнивание направляемых в сферу медицинского страхования финансовых ресурсов территорий, городов, районов. Финансовые средства фондов образуются за счет страховых взносов работодателей и граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой; страховых платежей органов исполнительной власти субъектов Федерации и местной администрации на страхование неработающего населения (поступают в территориальные фонды); ассигнований из государственных и местных бюджетов; доходов от использования временно свободных финансовых средств; иных поступлений.
Общий страховой тариф взносов работодателей и граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе размер взносов, поступающих в Федеральный фонд, устанавливается федеральным законом. Платежи на страхование неработающего населения (детей, пенсионеров, учащихся и студентов дневных форм обучения, безработных) производятся органами исполнительной власти в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.[15]
Сбор страховых взносов (платежей) осуществляется в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. В целях обеспечения граждан медицинской помощью в гарантированном на федеральном уровне объеме Федеральный фонд выделяет дотации территориальным фондам. Территориальные фонды дотируют свои филиалы с недостаточным объемом собранных средств до достижения установленного на территории среднедушевого норматива.
Территориальный фонд осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями; накапливает финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования; организует банк данных по всем категориям плательщиков страховых взносов; совместно с органами Государственной налоговой службы РФ осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов; согласовывает с органами государственного управления, местной администрацией, профессиональными медицинскими ассоциациями, страховщиками тарифы на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию и т.п. [16]
Федеральный фонд финансирует целевые программы развития обязательного медицинского страхования, организацию подготовки специалистов, научно-исследовательские работы в области обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд утверждает типовые правила обязательного медицинского страхования граждан, организует разработку нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию закона, изучает и обобщает практику применения нормативных актов и вносит предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных актов по вопросам медицинского страхования. Территориальный фонд разрабатывает и представляет на утверждение в органы государственной власти правила обязательного медицинского страхования на соответствующей территории, иные нормативные акты.[17]
§2. Анализ фонда обязательного медицинского страхования и перспективы его развития.
Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции РФ.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Федеральный закон №256-ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год».
Финансовая деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – Фонд) осуществлялась в 2009 году в соответствии с Федеральным законом от 25 ноября 2008 г. № 215-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (в редакции Федеральных законов от 28 апреля 2009 г. № 79-ФЗ, от 25 ноября 2009 г. № 264-ФЗ) (далее – Закон о бюджете).
Доходы бюджета Фонда на 2009 год утверждены Законом о бюджете в сумме 119, 1 млрд. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 25, 5 млрд. рублей, расходы – в сумме 114, 1 млрд. рублей с расчетным профицитом бюджета 5,0 млрд. рублей.
Бюджет Фонда по доходам исполнен за 2009 год в сумме 126, 6 млрд. рублей.
Наибольший удельный вес (71,0%) в общей сумме доходов составили налоговые доходы, из них единый социальный налог, зачисляемый в бюджет Фонда – 88, 8 млрд. рублей.
Налоги на совокупный доход зачислены в бюджет Фонда в сумме 0, 98 млрд. рублей.
Поступления сумм недоимки, пеней, иных финансовых санкций по взносам в Фонд в связи с задолженностью составили 0, 02 млрд. рублей.