Проблемы социального страхования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являются изучение проблем социального страхования в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
-описать основные понятия и проблемы социального страхования;
-проследить динамику развития социального страхования в России;
-определить роль Фонда обязательного медицинского страхования в социальной защите граждан.

Содержание

Введение………………….………………………………………......3
Глава I. Проблемы социального страхования в РФ
§1. Развитие и сущность социального страхования в РФ………...6
§2. Актуальные проблемы социального страхования в РФ...........8
Глава II. Анализ развития фонда обязательного медицинского страхования за 2007-2009 гг. и его перспективы.
§1. Сущность и система организации фонда обязательного медицинского страхования…………………………………………..18
§2. Анализ фонда обязательного медицинского страхования и перспективы его развития………………………………………………….23
Заключение………………………………………….……….……. 34
Список литературы…………………………………………….… .37

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 285.00 Кб (Скачать)


42

 

Администрация г.о. Самара

МОУ ВПО Самарская Академия Государственного и Муниципального Управления

Факультет управления и информационных технологий

Кафедра «Управление персоналом»

 

 

 

 

 

 

Проблемы социального страхования в РФ

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

Основы социального страхования

Студентки 771 Д группы IV курса

Дневного отделения

Моргуновой Татьяны

 

Научный руководитель:

Поротькина В.К.

 

 

 

Дата сдачи:

К защите допущено/не допущено

Оценка

 

 

Самара 2010

Содержание:

 

Введение………………….………………………………………......3

 

Глава I. Проблемы социального страхования в РФ

 

§1. Развитие и сущность социального страхования в РФ………...6

§2. Актуальные проблемы социального страхования в РФ...........8

 

Глава II. Анализ развития фонда обязательного медицинского страхования за 2007-2009 гг. и его перспективы.

 

§1. Сущность и система организации фонда обязательного медицинского страхования…………………………………………..18

§2. Анализ фонда обязательного медицинского страхования и перспективы его развития………………………………………………….23

 

Заключение………………………………………….……….……. 34

 

Список литературы…………………………………………….… .37


Введение

 

Социальная политика в развитых странах с рыночной и социально ориентированной экономикой в качестве важнейшего своего атрибута включает систему обязательного социального страхования. Ее роль и значение для социальной защиты населения являются ключевыми. Экономические, медицинские и социальные функции социального страхования позволяют справедливо и эффективно распределять финансовые ресурсы для работающих и членов их семей, оказывать медицинскую и социальную помощь в случаях наступления для них социальных рисков.

Более чем столетний опыт функционирования систем социального страхования в странах Западной Европы свидетельствует о том, что если они построены на сбалансированных, учитывающих интересы работников, работодателей и государства принципах, то они выступают эффективными механизмами демократизации общества на основе равновесного укрепления общественной солидарности и индивидуальной ответственности.

Социальное страхование не только обеспечивает социальную защиту трудящихся, но служит одновременно механизмом социальных инвестиций. «Доходы» от этих инвестиций возвращаются в форме обеспечения качества жизни населения, стабильности в обществе, формирования побудительных мотивов к труду, повышения образования и квалификации работников.[1]

Во второй половине двадцатого века в связи с ростом значения в воспроизводственном процессе человеческого фактора и его безопасности получила развитие теория социального государства.

Социальное государство — это сложная система, создаваемая и функционирующая с целью улучшения здоровья нации, решения социальных проблем ненасильственными методами. По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье — это состояние полного физического и социального благополучия. Благополучие — это динамическое состояние ума, характеризующееся некоторой психической гармонией между способностями, потребностями и возможностями, которые предъявляет, предоставляет окружающая среда». Здоровье характеризуется рядом параметров, важнейшими из которых являются продолжительность жизни и рост численности населения.

Число рисков, угрожающих обществу и отдельному человеку, достаточно велико. Риски носят физиологический, экономический и социальный характер. Это требует общественных форм защиты от любых рисков, в том числе и социальных.[2]

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.

В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:

• пенсионным;

• обязательного медицинского страхования;

• социального страхования.

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.    

Актуальность данной темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период  социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым  к осмыслению задач в области социального страхования  в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, его проблем, а так же концептуальных подходов  к законодательной базе.

Предметом исследования являются проблемы социального страхования в РФ.

Объектом исследований является механизм формирования системы государственного социального страхования, а так же система социальной защиты населения.

Целью данной работы являются изучение проблем социального страхования в РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

-описать основные понятия и проблемы социального страхования;

-проследить динамику развития социального страхования в России;

-определить роль Фонда обязательного медицинского страхования в социальной защите граждан. 


Глава I. Проблемы социального страхования в РФ

 

§1. Развитие и сущность социального страхования в РФ

Социальное страхование входит в число основных прав человека и является одним из важнейших средств достижения социального согласия в обществе, содействуя тем самым социальному миру и участию в жизни общества всех социальных групп населения. Оно составляет неотъемлемую часть социальной политики правительств на индустриальных и постиндустриальных этапах развития и играет существенную роль в недопущении и снижении бедности.

На основе профессиональной и общенациональной солидарности и справедливо организованной социальной защиты, социальное страхование способствует укреплению человеческого достоинства, равенства и социальной справедливости. Оно имеет также большое значение для политической интеграции, повышения индивидуального статуса и развития личности.

Социальному страхованию как специализированному институту социальной защиты свойственны определенные признаки и характеристики, позволяющие реализовать взаимоувязанную гамму функций по резервированию, аккумуляции и распределению финансовых ресурсов, предназначенных для замещения заработной платы работников и оказания медицинской помощи.[3]

Социальная защита людей труда входит в число важнейших направлений социальной политики России, а основным ее институтом выступает обязательное социальное страхование. Ключевая, определяющая роль социального страхования в организации социальной защиты работников и членов их семей объясняется уникальными его качествами, позволяющими учитывать широкий круг социальных рисков и предусматривать для их компенсации универсальные и взаимоувязанные между собой экономические, социальные, медицинские и страховые механизмы.

Первые законы о страховании были приняты в России в начале ХХ столетия. В 1912 г. Россия получила пакет страховых законов, предусматривавших обязательное социальное страхование: от несчастных случаев на производстве, в случае болезни, а женщин-работниц - в случае родов. В соответствии с этими законами медицинская и лекарственная помощь наемным работникам предоставлялись безвозмездно; пенсии при полной потере трудоспособности устанавливались в размере 2/3 заработка.

Рабочую группу в Государственной Думе, которая занималась подготовкой и согласованием страховых законов, возглавлял барон Е.Е. Тизенгаузен, исповедовавший концепцию необходимости государственного вмешательства в регулирование отношений между работодателем и работниками, включая отношения по обязательному социальному страхованию. По его мнению, противостояние сторон этих отношений могло привести к стихийному взрыву, «который под развалинами существующего строя похоронит все то, что достигло человечество тысячелетней культурой».

В 1913 г. в целях систематизации законодательства о наемном труде принимается Устав о промышленном труде, который входит в новое издание второй части Х1 тома Свода законов Российской Империи. Из четырех разделов Устава один раздел (четвертый) предусматривает виды обеспечения работников промышленных предприятий. В этом разделе 13 глав, из которых первые 7 содержат нормы, определяющие общие вопросы страхования наемных работников (глава 7 состоит из норм о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев на производстве).[4]

Трудно не согласиться с выводом Е.Б.Хохлова – автора Очерков истории правового регулирования труда в России, - считающим, что с принятием таких актов Россия стояла перед громадным качественным сдвигом в общественном правосознании, а российское общество начинало претерпевать самые настоящие революционные изменения как в теории юридической науки, так и в правоприменительной практике регулирования отношений между трудом и капиталом.

Таким образом, уже на самом первом этапе становления в России системы социального страхования рабочих обществом осознавалось неразрывное единство отношений, возникающих между работодателями и работниками по поводу применения наемного труда и по поводу «рабочего страхования».

Исторический экскурс необходим для проведения аналогий и сравнений с тем, что происходит в правовом регулировании отношений по социальному страхованию в России спустя почти 90 лет.[5]

 

§2. Актуальные проблемы социального страхования в РФ

Трансформация общественно-экономической системы России в начале 90-х годов создала для населения страны радикально новую ситуацию, которая стала характеризоваться непривычно высоким уровнем социальных рисков: утраты места работы, повышением стоимости жизни, трудностями в получении надлежащей медицинской помощи и качественного профессионального образования.

Централизованно-плановая система, действовавшая ранее в России, стандартизировала благополучие людей, причем на уровне его минимума, но обеспечивала устойчивость условий общественной жизнедеятельности. Социалистическое государство, будучи основным работодателем и собственником средств производства, гарантировало экономическую и социальную стабильность и несло ответственность за социальные риски. С развитием многообразия форм собственности сфера государственного обеспечения и ее возможности сократились.

В тоже время резко возросла численность населения, нуждающегося в социальной защите: безработные, бездомные, беженцы, многодетные семьи. Обвальное понижение покупательной способности заработной платы, пенсий и пособий, массовые явления задержки выплат заработной платы и пенсий – эти и другие факторы привели к возникновению целых ареалов бедности и нищеты.

Учитывая данные изменения, в стране началась реформа системы социальной защиты. Вместо практически единственного института социальной защиты в форме государственного социального обеспечения, в организации которого преобладающей была роль государства, а в финансировании – государственный бюджет, начала формироваться разветвленная система рыночных механизмов и институтов социальной защиты: обязательного социального страхования, личного страхования, корпоративных и муниципальных систем пенсионного, медицинского страхования и социальной помощи.

Финансовое обеспечение, при этом, во многом начало приобретать черты целевых страховых взносов, за внесение которых стали ответственны работодатели и работники, региональные и муниципальные структуры.

В настоящее время пенсии мало зависят от трудового вклада каждого работника. На него больше влияют внешние факторы – состояние экономики, собираемость единого социального налога, соотношение численности работающих и пенсионеров в стране.[6]

Чтобы изменить это положение, надо решить самую острую социальную проблему — проблему легализации заработной платы. От этого зависит наполнение бюджета и состояние внебюджетных фондов. Поэтому еще одна цель реформы — создать пенсионную систему, стимулирующую повышение и легализацию заработной платы. Для этого с помощью новых законов вводится накопительный элемент: человек, работая, создает свой пенсионный капитал. От его размера зависит и основная страховая часть пенсии. Поэтому работнику в настоящее время выгодно платить социальный налог со всей зарабатываемой суммы.

Государство по-прежнему гарантирует выплату базовой части пенсий каждому, имеющему хотя бы пять лет трудового стажа (социальная пенсия). В перспективе базовая пенсия (социальная) сравняется с прожиточным минимумом.[7]

Информация о работе Проблемы социального страхования в РФ