Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:59, курсовая работа
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрещенное в статье 41 Конституции РФ, является важнейшим элементом правового статуса точности, во многом определяющим взаимоотношения человека и современного государства. Содержание данного права предопределено социальной ценностью здоровья как личного и общественного блага.
Введение
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрещенное в статье 41 Конституции РФ, является важнейшим элементом правового статуса точности, во многом определяющим взаимоотношения человека и современного государства. Содержание данного права предопределено социальной ценностью здоровья как личного и общественного блага.
В связи с процессами старения населения и уменьшения численности трудоспособного населения повышается значение здоровья, как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных благ
Надлежащая реализация права на охрану здоровья и медицинскую помощь является необходимым условием развития личности, гарантией эффективной реализации основных конституционных прав, в том числе права на жизнь, права на труд, права на занятие предпринимательской деятельностью, права на доступ к государственной службе, а также играет важную роль для обеспечения демографического потенциала современного государства[1].
В настоящее время актуальным представляется дальнейшее развитие стимулирующих конституционных гарантий, обеспечивающих ведение гражданами здорового образа жизни и одновременно направленных на повышение ответственности граждан за состояние личного здоровья, ответственности работодателей за состояние здоровья работников, а также совершенствование законодательства, обеспечивающего достижение разумного баланса прав и обязанностей участников правоотношений в сфере охраны здоровья, это распространяется и на оказание медицинской помощи в рамках медицинского страхования.
Обязательное медицинское страхование (ОМС) - один из наиболее важных элементов системы социальной страхования, призванное обеспечить охрану здоровья и получение необходимой медицинской помощи в случае заболевания.
В России ОМС является всеобщим для населения. Это означает обеспечение всем гражданам равных гарантированных возможностей получения медицинской, лекарственной и профилактической помощи в размерах, устанавливаемых базовой федеральной и территориальными программами ОМС.
По мнению большинства специалистов, существующая система ОМС не справляется с решением возложенных на нее задач улучшения состояния здоровья нации. Необходимость формирования новой нормативной правовой базы в области обязательного медицинского страхования граждан России становится все более актуальной задачей.
Добровольное медицинское страхование (ДМС) во многом аналогично ОМС и преследует ту же социальную цель - предоставление гражданам гарантии получения медицинской помощи путем ее оплаты из страховых премий страхователей. Однако данная цель в ДМС достигается иными средствами.
В России, в отличие от многих развитых стран, ДМС не обеспечивает страховой защиты, связанной с потерей дохода в результате болезни. Эти риски покрываются, как уже отмечалось, страхованием от несчастного случая в обязательной или добровольной форме.
Целями повышения доступности медицинской помощи для населения диктуется необходимость совершенствования правового регулирования организации здравоохранения и оказания медицинской помощи в Российской Федерации, в том числе в части уточнения порядка получения гражданами бесплатной медицинской помощи и медицинских услуг.
Развитие механизмов, обеспечивающих солидарный принцип в обязательном медицинском страховании, предполагает разграничение сфер социального обеспечения и социального страхования, и позволяет обосновать целесообразность применения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного медицинского страхования
В целом необходимость более углубленного исследования вопросов правового регулирования охраны здоровья граждан, предопределяется незавершенностью формирования структуры законодательства Российской Федерации в данной сфере, отражающей современное развитие системы охраны здоровья в России
Отсутствие комплексного исследования права на охрану здоровья и медицинскую помощь в рамках медицинского страхования как конституционной ценности предопредели выбор темы настоящей работы и ее актуальность
Цели и задачи исследования.
Цель настоящей работы - системное исследование правовой стороны регулирования медицинской помощи в рамках медицинского страхования, то есть права граждан на медицинское страхование.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
исследовать юридическую природу медицинского страхования
раскрыть особенности правового регулирования добровольного и обязательного медицинского страхования
выявить проблемные стороны медицинского страхования в Российской Федерации
предложить варианты решения проблем, касающихся медицинского страхования.
Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в процессе регулирования медицинской помощи в рамках медицинского страхования.
Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие вопросы оказания медицинской помощи в рамках медицинского страхования.
Глава 1 Страхование в России
1. 1. Виды страховой деятельности
В соответствии с российской методологией страхование подразделяется на следующие категории:
добровольное личное страхование;
добровольное страхование имущества;
добровольное страхование ответственности;
перестрахование;
обязательное страхование.
Разделение на две основные отрасли страхования произошло исторически. Однако оно обусловлено более глубокими причинами и, прежде всего, тем, что страхование жизни – это долгосрочный вид страхования со своей спецификой формирования страховых резервов и политики инвестирования, с инвестиционными рисками, отличными от иных видов страхования[2].
В рамках специализации по видам страхования наиболее активны компании, осуществляющие обязательное страхование.
К их числу относится, в первую очередь, обязательное медицинское страхование.
Компании, специализирующиеся на медицинском страховании, занимаются кроме обязательного и добровольным медицинским страхованием.
Так, в Москве этим видом страхования охвачено около 500 тыс. человек, в 95% случаях страхователями являются юридические лица, причем свыше половины – это зарубежные компании.
Для обеспечения социальной стабильности общества необходимо формирование многосторонней системы защиты населения, которая охватывала бы:
совершенствование социального страхования, включая обязательное медицинское страхование;
проведение коллективного страхования работников от производственного травматизма за счет средств работодателей (на основе соответствующих договоров);
развитие индивидуального страхования за счет доходов граждан, сочетающего страхование от несчастных случаев с долгосрочным страхованием жизни и пенсионным страхованием.
Зарождение элементов страховой медицины в России началось еще в 18 – начале 19 вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи.
Сами рабочие стали создавать за свой счет (без участия работодателей) общества взаимопомощи – предшественников больничных касс. Первое страховое товарищество в России, которое занималось страхованием от несчастных случаев и страхованием жизни, появилось в 1827 г. в Санкт – Петербурге.
Развитие и оформление системы медицинского страхования в России проходило несколько этапов. I. C марта 1861 по июнь 1903 года.
В 1861 году был принят первый законодательный акт, вводивший элементы обязательного страхования в России.
В соответствии с этим законом при казенных горных заводах учреждались товарищества, а при товариществах – вспомогательные кассы, в задачи которых входило: выдача пособий по временной нетрудоспособности, а также пенсий участникам товарищества и их семьям, прием вкладов и выдача ссуд.
Участниками вспомогательной кассы при горных заводах стали рабочие, которые уплачивали в кассу установленные взносы ( в пределах 2-3-х процентов от заработной платы).
В 1866г. был принят Закон, предусматривающий создание при фабриках и заводах больниц. Согласно этому закону к работодателям, владельцам фабрик и заводов предъявлялось требование иметь больницы, число коек в которых исчислялось по количеству рабочих на предприятии: 1 койка на 100 работающих. Открывшиеся в 70-80-е года 19 в. на крупных заводах больницы были малочисленными и не могли обеспечить всех нуждавшихся в медицинской помощи. В целом медицинская помощь фабрично-заводским рабочим была крайне неудовлетворительной.
С июня 1903 - по июнь 1912 года - особое значение в становлении медицинского страхования в России имел принятый в 1903 году Закон “О вознаграждении граждан, потерпевших вследствие несчастного случая, рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности”.
По этому закону работодатель нес ответственность за ущерб, нанесенный здоровью при несчастных случаях на производстве, предусматривалась обязанность предпринимателя и казны выплачивать вознаграждения потерпевшим или членам их семей в виде пособий и пенсий.
С июня 1912 по июль 1917 года - в 1912г. 3-ей Государственной Думой было сделано немало усилий для социального обновления страны, в том числе 23 июня 1912г. был принят Закон о страховании рабочих на случай болезни и несчастных случаев. В декабре 1912г. был учрежден Совет по делам страхования.
В январе 1913г. в Москве и Санкт – Петербурге открылись Присутствия по делам страхования. С июля 1913г. были созданы больничные кассы во многих территориях Российской Империи.
В январе 1914г. начали появляться страховые товарищества по обеспечению рабочих от несчастных случаев . По закону 1912г. врачебная помощь за счет предпринимателя оказывалась участнику больничной кассы в четырех видах: Первоначальная помощь при внезапных заболеваниях и несчастных случаях. Амбулаторное лечение. Родовспоможение. Больничное (коечное) лечение с полным содержанием больного.
С июля 1917 по октябрь 1917г. - после Февральской революции 1917г. к власти пришло Временное правительство, которое с первых шагов своей деятельности начало реформы в области медицинского страхования. 25 июля 1917г. было принято Положение, согласно которому: расширение круга застрахованных, но не на все категории работающих (поскольку одномоментно это технически было сделать невозможно, были выделены категории застрахованных); предоставление права больничным кассам объединятся, при необходимости в общие кассы без согласия предпринимателей и Страхового Присутствия (окружные, общегородские больничные кассы); повышены требования к самостоятельным больничным кассам по числу участников: в них должно было быть не менее 500 человек; полное самоуправление больничных касс работающими, без участия предпринимателей. Временным правительством были приняты 4 законодательных акта по социальному страхованию, в которых серьезно пересматривались и исправлялись многие недостатки Закона 1912г.
С октября 1917 по ноябрь 1921года - советская власть начала свою деятельность по реформе социального страхования с Декларации Народного комиссариата труда от 30 ноября 1917г. о Введении в России “полного социального страхования”.
Основные положения Декларации: распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также на городскую и сельскую бедноту; распространение страхования на все виды потери трудоспособности (на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, сиротства); возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей и государство; возмещение полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы. Логическим продолжением начатой политики наркомздравской и страховой медицины стало принятие Декрета от 31 октября 1918г., которым было утверждено “Положение о социальном обеспечении трудящихся”.
В новом Положении термин “страхование” был заменен на термин “обеспечение”. 19 февраля 1919г. В. И. Ленин подписал Декрет “о передаче все лечебной власти части бывших больничных касс Народному Комиссариату Здравоохранения”, в результате чего все лечебное дело передавалось Народному Комиссариату Здравоохранения и его отделам на местах.
Таким образом, этим Декретом кассовая медицина упразднялась. Результаты такой реформы на первых порах в деле борьбы с инфекционными заболеваниями были достаточно убедительными. Значительно снизились уровень заболеваемости болезными, детская смертность и др.
С ноября 1921 по 1929 г. в стране была провозглашена новая экономическая политика и Правительство вновь обратилось к элементам страховой медицины, о чем свидетельствуют Постановления Совета Народных Комиссаров и ВЦИК за период с 1921 по 1929гг. 15 ноября 1921г. издается Декрет “О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом”, в соответствии с которым вновь вводится социальное страхование, распространяющееся на все случаи временной и стойкой утраты трудоспособности.
Информация о работе Права граждан Российской Федерации в системе медицинского страхования