Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:39, курсовая работа
Страхование, являясь мощным фактором положительного воздействия на экономику и страховой защитой юридических и физических лиц от случайных опасностей, основывается на жесткой многоуровневой системе управления процессом страхования. Страховой сектор подвержен большому влиянию со стороны внутренних экономических процессов страны. Ведущую роль в разработке новых продуктов страхования и стратегических направлений деятельности играют процессы анализа исторических данных, экономических, социальных аспектов и других факторов дальнейшего прогнозирования ситуации.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Информационные технологии, применяемые страховыми компаниями и их функции. 6
2 Современное состояние IT технологий в страховании. 14
3 Перспективы внедрения зарубежного опыта по применению информационных технологии в страховании в Республике Беларусь 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….…………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..………………..31
По подсчетам экспертов ForresterResearch в 2010 году во всем мире 5 % всех договоров страхования заключались через интернет, а суммарный годовой оборот мирового рынка интернет-страхования по итогам превысил порог в $2,5 млрд.
В настоящее время на рынке интернет-страхования
прослеживаются несколько ключевых тенденций.
В экономически развитых регионах — странах
Западной Европы, Северной Америки, Японии,
рост рынка интернет-страхования замедляется.
Наибольшие темпы роста зарегистрированы
на рынках США и Канады, там они достигают
7-8 %, практически не развивается рынок интернет-страхования
в странах Западной Европы, здесь темп
роста составляет 1,5 % — 2 %. Основное развитие
западноевропейского рынка происходит
за счет расширения спектра услуг, предлагаемых
онлайн, а также за счет повторного заключения
или продления действия страховых договоров
в комплекте с расширенным пакетом сервисов.
Это объясняется тем, что популярность
финансовых интернет-услуг в странах Западной
Европы еще не достигла того уровня, который
наблюдается сейчас в США. Это выражается
и в том количестве европейских сайтов,
которые предоставляют финансовые онлайн-услуги,
и в доле от общей прибыли страховых компаний,
которая приходится на интернет-продажи.
Наблюдается и относительно низкий интерес
жителей стран Европы к подобным услугам.
В сфере интернет-услуг наиболее сильно
в Западной Европе отстают такие страны,
как Франция и Испания. Такая ситуация
может быть объяснена консервативностью
со стороны покупателей, недоверием к
безопасности интернет-покупок, а также
плохой инфраструктурой онлайн-платежей
и ЭЦП.
В регионах с быстрым экономическим ростом рынок интернет-страхования стремительно увеличивается, наиболее медленные темпы роста демонстрирует Восточная Европа, порядка 30 %, наиболее быстрые — рынки Азии и Северной Африки, с темпами роста 50-60 % в год. Распространение сайтов страховых компаний серьезно ограничивается распространением сети интернет, а также неразвитостью законодательной базы и психологической неготовностью страховых компаний регионов к продаже услуг онлайн. По разным оценкам, первые признаки насыщения рынка указанных регионов появятся не раньше 2015 года, при условии сохранения темпов распространения и развития интернета, а также постепенного развития законодательной базы.
При внедрение передового опыта развитых стран следует учитывать и негативный опыт, допущенный в этих странах. На заре развития интернет-страхования в 2000 году, британской компанией Datamonitor были проведены исследования, касающиеся возможных улучшений, которые бы позволили интернет страхованию получить более широкое признание у потенциальных потребителей:
Как видно, потенциальные клиенты в Великобритании были во многом недовольны сервисом, который предоставляли страховые компании в интернете, а также количеством компаний и страховых продуктов, представленных в Сети. Среди причин использования именно интернет-страхования, а не традиционных форм страхования, 63% интернет-страхователей называли удобство, 16% - меньшую стоимость и 18% - небольшое время, необходимое для проведения услуги.
Если говорить о
видах страхования, наиболее востребованных
в интернете, то в Европе, как и в США и
России, наибольшей популярностью пользуется
автострахование, относящееся к видам
общего страхования. Страхованием жизни
интересуется в два раза меньше респондентов,
чем общим страхованием.
При развитии интернет-страхования
также следует отметить социальные платформы
как новые возможности для бизнес-аналитики
и каналы коммуникации с клиентами. Потребители все более охотно делятся
своим опытом взаимодействия с компаниями
в социальных сетях. Страховщики пользуются
этим в своих целях, активно расширяя свое
присутствие в различных социальных платформах,
например в Facebook. Развитие социальных
медиа открывает потенциальные возможности
для увеличения продаж и улучшения качества
клиентского обслуживания. Грамотная
коммуникация в социальных сетях позволяет
укрепить доверие и наладить прямой контакт
между страховыми компаниями и их клиентами.
Белорусские страховщики делают первые шаги в социальных сетях. Пока трудно судить об эффективности их присутствия в Facebook и других платформах. Сегодня это присутствие, как правило, крайне незначительно. Рынок пока еще не определил наиболее эффективную модель использования потенциала социальных сетей. Однако с учетом стремительно растущей популярности социальных платформ и увеличением объема персональных данных, добровольно предоставляемых пользователями, интерес к использованию социальных сетей среди страховщиков будет нарастать.
Каждое из перечисленных направлений важно само по себе, но для извлечения максимальной выгоды от применения новых технологий страховщики должны разработать интегрированный подход. Здесь особенно важна роль ИТ-руководителей, которым предстоит выработать полноценную стратегию реагирования на изменения рынка. Использование всего комплекса технологий повысит как эффективность страховых компаний, так и удовлетворенность клиентов их услугами.
С целью развития внедрения информационных технологий в страховании в нашей стране проводится ежегодная конференция по информационным технологиям в страховании «IT_insurance», в которой принимают участие Белорусская ассоциация страховщиков, представители страховых и IT компаний.
Уже сейчас видно, что в Беларуси создаются предпосылки для развития информатизации страховой отрасли. В настоящее время страховой бизнес в Беларуси сильно отстает от зарубежного по степени автоматизации. При этом сам рынок страхования динамично развивается и объемы страховых взносов растут. Так, за 2011 год было заключено около 11 млн. страховых договоров и тенденция развития говорит о том, что рынок страхования прирастает примерно на 1 млн. договоров год. Количество страховых случаев также растет. Такие объемы информации, необходимо хранить и обрабатывать. Это является важным показателем для развития информационных систем в страховых компаниях [10, с.180].
Стоит отметить,
что на страховой рынок Беларуси приходят
иностранные инвесторы. Сегодня компаний
с иностранным капиталом - российским,
австрийским, немецким, швейцарским - насчитывается
уже 13. Среди них немало известных брендов.
Задачи, которые ставят акционеры перед
своими дочерними структурами, в том числе
предусматривают развитие IT-составляющей.
Среди факторов, которые
стимулируют информатизацию сегмента
страхования в Беларуси, являются необходимость
получения оперативной информации, потребность
в обработке больших объемов информации,
в повышении качества обслуживания клиентов,
рост числа клиентов.
Учитывая
рост конкуренции, можно предположить,
что страховые компании будут конкурировать
именно скоростью обработки информации,
а также расширением ассортимента страховых
продуктов и услуг.
Вместе с тем есть и факторы, препятствующие
информатизации сегмента страхования.
На первое место среди них белорусские
страховщики ставят ограниченность IT-бюджета.
Также констатируются отсутствие понимания
необходимости информатизации у руководства,
отсутствие готовых решений в этой сфере
для страховых организаций.
Особое внимание следует
уделять вопросам автоматизации взаимодействия
страховых организаций, что позволит в
значительной степени сократить случаи
мошенничества при наличии общей базы
страхователей. Также немаловажным является
укрепление взаимодействия с государственными
органами и другими информационными системами,
к примеру, банковскими. Острым является
и вопрос о внедрении электронного полиса
в Беларуси, а также о развитии онлайн-страхования
как такового, т.к. страны-соседи, а также
развитые страны уже давно применяют эту
практику.
Все это говорит о потенциале рынка интернет-страхования в Беларуси и о готовности клиентов использовать в большей степени интернет при улучшении и развитии онлайн-сервиса со стороны компаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Специфика развития страхования в отечественных условиях обусловила весьма ограниченную применимость соответствующих зарубежных прикладных пакетов, при этом ряд проблем, стоящих перед страховыми организациями на современном этапе, делает автоматизацию страхования необходимой.
К таким проблемам относятся:
- большие
объемы и сложность
- накопление
и обработка собственных
- сложность
расчета страховых тарифов и
разработки соответствующих
- необходимость
оперативного анализа
- необходимость
оперативной оценки
- невозможность
развития некоторых видов
Программное обеспечение для автоматизации страховой деятельности должно отвечать требованиям, которые не только бы отражали отраслевую специфику и решали эти проблемы, но и обеспечивали повышение эффективности работы страховой компании. Практически все белорусские страховые компании имеют опыт автоматизации, либо приобретая готовые программные продукты, либо разрабатывая их силами собственных программистов. У многих организаций автоматизирована бухгалтерия, отделы страхования и перестрахования, отделы выплат. Однако к автоматизации информационных систем в страховании предъявляются значительно большие требования: единое информационное поле для всех разделов (модулей) системы; быстродействие, достаточное для работы с обширной базой данных; гибкость и открытость системы, необходимая для легкой и быстрой настройки (при изменении законодательства и пр.); высокая надежность хранения данных и возможность наращивать мощности.
Кроме того, необходимо создать обобщенный банк данных, единый для всех страховых организаций, где будет храниться информация о страхователях для предотвращения мошенничества в этой области.
Несмотря на все трудности автоматизации страховой деятельности, перспективы развития все же наметились.
Во-первых, налицо рост профессионализма и компетентности менеджмента отечественных страховых компаний, уровня понимания проблемы автоматизации и качества постановки ее целей и задач.
Во-вторых, постепенно расширяется число официальных документов, регулирующих те или иные области деятельности страховых компаний - правила страхования, величину и порядок размещения страховых резервов, бухгалтерскую и страховую отчетность и т.д. Это создает предпосылки для постепенной унификации технологий работы страховых компаний.
В-третьих, под влиянием законодательных требований и ситуаций на рынке происходит формирование группы мощных в финансовом отношении страховых компаний, для которых становится доступной прогрессивная аппаратная база.
В-четвертых, происходит постепенное развитие самого страхового рынка
В-пятых, в нашей стране постепенно получают распространение средства разработки приложений типа клиент-сервер. Это дает возможность довольно быстро создавать и внедрять интегрированные системы страховой деятельности силами сравнительно небольших коллективов высококвалифицированных разработчиков.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что страховые компании готовы и уже на данном этапе вкладывают средства в развитие информационной инфраструктуры, что без сомнения позволит в будущем повысить эффективность страхового бизнеса и, как следствие, повысить прибыльность компании