Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:39, курсовая работа
Страхование, являясь мощным фактором положительного воздействия на экономику и страховой защитой юридических и физических лиц от случайных опасностей, основывается на жесткой многоуровневой системе управления процессом страхования. Страховой сектор подвержен большому влиянию со стороны внутренних экономических процессов страны. Ведущую роль в разработке новых продуктов страхования и стратегических направлений деятельности играют процессы анализа исторических данных, экономических, социальных аспектов и других факторов дальнейшего прогнозирования ситуации.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Информационные технологии, применяемые страховыми компаниями и их функции. 6
2 Современное состояние IT технологий в страховании. 14
3 Перспективы внедрения зарубежного опыта по применению информационных технологии в страховании в Республике Беларусь 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….…………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..………………..31
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 32 с., 4 рис., 33 источника
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СТРАХОВАНИИ, АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА, ERP-СИСТЕМА, ИНТЕРНЕТ-СТРАХОВАНИЕ, ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДПИСЬ, ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОЛИС
Объект исследования – страховой рынок и страховые компании Республики Беларусь.
Предмет исследования – перспективы развития и внедрения современных компьютерных технологий на страховом рынке Республики Беларусь.
Цель работы: рассмотреть сущность информационных технологий в страховании, текущее состояние IT на отечественном страховом рынке, а также перспективы внедрения современных технологий в страховании в Республике Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, графический, статистический, сбора и обработки информации.
Исследования и разработки: рассмотрены информационные технологии, применяемые в страховых компаниях; проведен анализ функционирования современных информационных систем в страховании; проанализированы перспективы развития современных информационных технологий в страховании в Республики Беларусь.
___________________
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Информационные технологии, применяемые страховыми компаниями и их функции. 6
2 Современное состояние IT технологий в страховании. 14
3 Перспективы внедрения зарубежного опыта по применению информационных технологии в страховании в Республике Беларусь 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..………………..31
Страхование является одним из самых информационно насыщенных и информационно зависимых видов бизнеса.
Развитие
в нашей стране рыночных отношений,
включение в мировые
Страхование, являясь мощным фактором
положительного воздействия на экономику
и страховой защитой
Все это обусловливает необходимость внедрения в процесс страхования автоматизированных информационных технологий.
Внедрение
информационных технологий в процесс
планирования и управления деятельностью
страховых компаний предусматривает
не только обработку больших и
взаимосвязанных массивов данных, но
может использоваться также для
их анализа и обоснований
Объемы информации, высокие требования к точности и достоверности, необходимость эффективного анализа финансового состояния клиентуры и страховой фирмы - вот основные причины, предопределяющие автоматизацию страхового бизнеса.
С внедрением вычислительной техники в страховую деятельность страховые задачи стали обрабатываться с использованием всего многообразия технических средств.
Таким образом, качественный и всесторонний анализ возможен только при условии использования современных технологий, как на этапе накапливания информации, так и на этапе ее анализа.
Эффективная автоматизация деятельности страховых компаний невозможна без понимания специфики страхового бизнеса. Для того чтобы правильно выстроить информационную систему, необходимо не только обладать технологическими навыками, но и ясно представлять принципы организации бизнес-процессов в страховой компании.
1 Информационные технологии, применяемые страховыми компаниями и их функции
Современный страховой бизнес невозможно представить без эффективных информационных технологий, однако выбор оптимального IT-решения с учетом перспективных и текущих бизнес-задач страховой компании до сих пор остается весьма непростым делом. Как правило, этот выбор основан на тщательном анализе бизнес-процессов страховой компании.
Автоматизированные информационные технологии деятельности страховой компании направлены на внедрение систем, охватывающих все основные элементы технологического процесса и гарантирующих полную безопасность данных на всех этапах обработки информации. Реализация автоматизированной информационной системы страховой компании заключается в автоматизации решения задач страховой, финансовой, бухгалтерской и других видов деятельности [1, с.17].
Рассмотрим кратко основные функциональные задачи, реализуемые в условиях автоматизированной информационной технологии в страховании.
· Процесс заключения договора страхования. Проверка наличия предыдущих договоров по каждому страхователю, случаев страховых выплат, расчет поправочных коэффициентов к тарифной ставке и особых условий, расчет комиссии агенту, занесение договора в базу данных для последующей обработки, выдача необходимых документов.
· Заключение дополнительного договора. Расчеты по изменившимся условиям или объектам страхования с учетом основного договора, пополнение базы данных о вновь заключаемых или изменяемых договорах.
· Заключение договора перестрахования. Проверки соответствующей информации, расчет комиссионных.
· Внесение страховой премии (или ее части). Перечисление денежных средств по счетам, в случае наличия перестрахования - расчеты с перестраховщиками.
· Окончание договора страхования. Перемещение информации в базы для формирования резервов и других расчетов.
· Наступление страхового события. Расчет возмещения, проводка выплат, перерасчет по договору или его прекращение, ведение базы страховых событий.
· Расторжение договора страхования. Расчеты со страхователем, проводка денежных средств, осуществление изменений в базе договоров.
· Расчет базовых тарифных ставок по видам страхования. Просмотр в базе данных всех договоров по конкретному виду страхования, по страховым событиям, расчет с использованием статистических таблиц.
·Расчет резервного фонда. Анализ текущего состояния счетов, отслеживание изменений в количестве и суммах договоров по видам страхования, расчет по требованиям и текущему состоянию.
· Анализ страхового портфеля. Определение тенденций страхового рынка, анализ собственной деятельности, прогнозирование дальнейшего развития, анализ вариантов возможных управленческих решений.
· Анализ финансового состояния компании. Выявление тенденций и взаимосвязей в показателях, анализ возможных вариантов развития.
· Ведение внутренней бухгалтерии. Расчет зарплат сотрудников компании, учет собственности и т.д. [2, с.35].
Полная технология страхования предусматривает обработку больших и взаимосвязанных массивов данных:
Накопление и обработка информации происходит в различных подразделениях и службах страховой компании: бухгалтерии, финансово-экономическом отделе, отделе выплат, перестрахования, кадров и пр. Переход к автоматизированным информационным технологиям сопровождается изменением характера и качества управления, формирует у управляющих новые представления и приоритеты, превращает информацию в один из ключевых и реально доступных ресурсов компании, а дальнейшее развитие автоматизированных информационных технологий переходит в важный элемент управления компанией. Однако автоматизированные информационные технологии эффективны и рентабельны при существовании достаточно устоявшегося делопроизводства, т.к. автоматизации подлежат только стабильные, подчиняющиеся известным правилам процессы. Если каждая рабочая ситуация уникальна, если исключения и поправки размывают и маскируют закономерности и правила, то попытки внедрения автоматизированных информационных технологий не дают ничего, кроме расходов средств и времени. Для страховых компаний это означает, что, прежде всего, должны быть разработаны и утверждены с расчетом на использование в течение достаточно продолжительного времени формы всех первичных и отчетных документов, связанных со страхованием. От таких, например, как заявление на страхование, полис, договор страхования, акт о страховом случае, и до вида счетов прибылей и убытков бухгалтерского баланса. Должны быть также тщательно продуманы, отлажены и документально оформлены в виде правил, инструкций и положений все рабочие процедуры. В частности должно быть определено, кто, как, когда и на каких условиях подписывает полис от имени компании, как производятся расчеты с брокерами, как и кем, производятся выплаты, кто и как оценивает ущерб и т.д. Должны быть описаны в инструкциях (а еще лучше - описаны и изображены на схемах) пути и условия движения всех документов, а если это документы финансового характера, то и движение денег. В совокупности такие схемы документопотоков позволят полностью проследить жизненный цикл каждого документа и проанализировать документооборот в компании, а затем и улучшить его - ускорить, упростить, а при необходимости дополнить или развить на базе новых технологических решений [8, с.43].
Если эта работа не проведена, то разработка эффективной автоматизированной информационной технологии страховой компании становится практически невозможной.
Основные бизнес-процессы страховых компаний в целом не так уж сложны, в их числе можно назвать:
Основной
особенностью организации информационного
обеспечения АИС страховой
Отсюда
вытекает требование к полноте базы
данных информационной системы центрального
офиса. В остальных крупных
Все рассмотренное позволяет выделить три уровня баз данных:
Покажем, как взаимодействуют эти базы данных между собой.
Изначально информация возникает на уровне отделения страховой компании. Там ведется непосредственная, самая массовая работа по страхованию. Эта информация накапливается в течение дня или другого непродолжительного периода времени в базе данных отделения страховой компании - она добавляется к уже имеющейся. При наступлении заранее определенного времени происходит автоматическая связь с компьютером регионального офиса страховой компании и совершается так называемая репликация баз данных.
Смысл репликации баз данных заключается в следующем: одна из двух баз выбирается «главной», она содержит в себе наиболее актуальные данные, а другая является «подчиненной» и получает копии информации из той, что назначена главной. Таким образом, две базы данных синхронизируют свое состояние, обновляют данные и согласовывают конфликты, если таковые возникли. Метод репликации реализован и осуществляется на уровне самих систем управления базами данных. Это стандартная и высокоэффективная процедура позволяет за достаточно небольшой по продолжительности сеанс связи привести две большие базы данных к идентичному состоянию, так как по линиям связи передаются только изменения, произошедшие в период, начиная с предыдущего сеанса связи. Другими словами для приведения в соответствие двух баз данных необходимо передать только информацию, полученную в течение дня, при периодичности сеансов связи - раз в сутки.