Перспективы внедрения зарубежного опыта по применению информационных технологии в страховании в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Страхование, являясь мощным фактором положительного воздействия на экономику и страховой защитой юридических и физических лиц от случайных опасностей, основывается на жесткой многоуровневой системе управления процессом страхования. Страховой сектор подвержен большому влиянию со стороны внутренних экономических процессов страны. Ведущую роль в разработке новых продуктов страхования и стратегических направлений деятельности играют процессы анализа исторических данных, экономических, социальных аспектов и других факторов дальнейшего прогнозирования ситуации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Информационные технологии, применяемые страховыми компаниями и их функции. 6
2 Современное состояние IT технологий в страховании. 14
3 Перспективы внедрения зарубежного опыта по применению информационных технологии в страховании в Республике Беларусь 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….…………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..………………..31

Работа содержит 1 файл

IT в страховании.docx

— 153.82 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая  работа: 32 с., 4 рис., 33 источника

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ В СТРАХОВАНИИ, АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА, ERP-СИСТЕМА, ИНТЕРНЕТ-СТРАХОВАНИЕ, ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДПИСЬ, ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОЛИС

 

 

 

Объект исследования – страховой рынок и страховые компании Республики Беларусь.

Предмет исследования – перспективы развития и внедрения современных компьютерных технологий на страховом рынке Республики Беларусь.

Цель работы: рассмотреть сущность информационных технологий в страховании, текущее состояние IT на отечественном страховом рынке, а также перспективы внедрения современных технологий в страховании в Республике Беларусь.

Методы исследования: сравнительного анализа, графический, статистический,  сбора и обработки информации.

Исследования и разработки: рассмотрены информационные технологии, применяемые в страховых компаниях; проведен анализ функционирования современных информационных систем в страховании; проанализированы перспективы развития  современных информационных технологий в страховании в Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

___________________

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Информационные технологии, применяемые страховыми компаниями и их функции. 6

2 Современное состояние IT технологий в страховании. 14

3 Перспективы внедрения зарубежного опыта по применению информационных технологии в страховании в Республике Беларусь 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….…………………………………29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..………………..31

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Страхование является одним из самых  информационно насыщенных и информационно  зависимых видов бизнеса.

Развитие  в нашей стране рыночных отношений, включение в мировые интеграционные процессы заставляет уже сегодня  приближаться к требованиям мировых  стандартов. Возрастают требования к  объективной оценке финансового  положения предприятий, координации  стратегий, что направлено на снижение финансовых рисков и получение конкурентных преимуществ.

Страхование, являясь мощным фактором положительного воздействия на экономику  и страховой защитой юридических  и физических лиц от случайных  опасностей, основывается на жесткой  многоуровневой системе управления процессом страхования. Страховой сектор подвержен большому влиянию со стороны внутренних экономических процессов страны. Ведущую роль в разработке новых продуктов страхования и стратегических направлений деятельности играют процессы анализа исторических данных, экономических, социальных аспектов и других факторов дальнейшего прогнозирования ситуации.

Все это обусловливает необходимость внедрения в процесс страхования автоматизированных информационных технологий.

Внедрение информационных технологий в процесс  планирования и управления деятельностью  страховых компаний предусматривает  не только обработку больших и  взаимосвязанных массивов данных, но может использоваться также для  их анализа и обоснований вариантов  управленческих решений. При этом важную роль играют учет разнообразных сведений о секторах экономики, регионе,  других хозяйствующих субъектах, а также  учет финансовых, трудовых и материальных ресурсов.

Объемы  информации, высокие требования к  точности и достоверности, необходимость  эффективного анализа финансового  состояния клиентуры и страховой фирмы - вот основные причины, предопределяющие автоматизацию страхового бизнеса.

С внедрением вычислительной техники в страховую  деятельность страховые задачи стали  обрабатываться с использованием всего  многообразия технических средств.

Таким образом, качественный и всесторонний анализ возможен только при условии использования современных технологий, как на этапе накапливания информации, так и на этапе ее анализа.

Эффективная автоматизация деятельности страховых  компаний невозможна без понимания  специфики страхового бизнеса. Для  того чтобы правильно выстроить  информационную систему, необходимо не только обладать технологическими навыками, но и ясно представлять принципы организации  бизнес-процессов в страховой  компании.

 

1 Информационные технологии, применяемые страховыми компаниями и их функции

 

 

Современный страховой бизнес невозможно представить без эффективных  информационных технологий, однако выбор оптимального IT-решения с учетом перспективных и текущих бизнес-задач страховой компании до сих пор остается весьма непростым делом. Как правило, этот выбор основан на тщательном анализе бизнес-процессов страховой компании.

Автоматизированные информационные технологии деятельности страховой компании направлены на внедрение систем, охватывающих все основные элементы технологического процесса и гарантирующих полную безопасность данных на всех этапах обработки информации. Реализация автоматизированной информационной системы страховой компании заключается в автоматизации решения задач страховой, финансовой, бухгалтерской и других видов деятельности [1, с.17]. 

Рассмотрим кратко основные функциональные задачи, реализуемые в условиях автоматизированной информационной технологии в страховании.

· Процесс заключения договора страхования. Проверка наличия предыдущих договоров по каждому страхователю, случаев страховых выплат, расчет поправочных коэффициентов к тарифной ставке и особых условий, расчет комиссии агенту, занесение договора в базу данных для последующей обработки, выдача необходимых документов.

· Заключение дополнительного договора. Расчеты по изменившимся условиям или объектам страхования с учетом основного договора, пополнение базы данных о вновь заключаемых или изменяемых договорах.

· Заключение договора перестрахования. Проверки соответствующей информации, расчет комиссионных.

· Внесение страховой премии (или ее части). Перечисление денежных средств по счетам, в случае наличия перестрахования - расчеты с перестраховщиками.

· Окончание договора страхования. Перемещение информации в базы для формирования резервов и других расчетов.

· Наступление страхового события. Расчет возмещения, проводка выплат, перерасчет по договору или его прекращение, ведение базы страховых событий.

· Расторжение договора страхования. Расчеты со страхователем, проводка денежных средств, осуществление изменений в базе договоров.

· Расчет базовых тарифных ставок по видам страхования. Просмотр в базе данных всех договоров по конкретному виду страхования, по страховым событиям, расчет с использованием статистических таблиц.

·Расчет резервного фонда. Анализ текущего состояния счетов, отслеживание изменений в количестве и суммах договоров по видам страхования, расчет по требованиям и текущему состоянию.

· Анализ страхового портфеля. Определение тенденций страхового рынка, анализ собственной деятельности, прогнозирование дальнейшего развития, анализ вариантов возможных управленческих решений.

· Анализ финансового состояния компании. Выявление тенденций и взаимосвязей в показателях, анализ возможных вариантов развития.

· Ведение внутренней бухгалтерии. Расчет зарплат сотрудников компании, учет собственности и т.д. [2, с.35]. 

Полная технология страхования предусматривает обработку больших и взаимосвязанных массивов данных:

    • договоров страхования и перестрахования;
    • страховых полисов;
    • брокерских договоров;
    • документов по зарплате страховых представителей;
    • платежных поручений;
    • кассовых ордеров и бухгалтерских проводок;
    • заявлений на выплату страхового возмещения;
    • актов о страховых случаях и т.д.

Накопление и обработка информации происходит в различных подразделениях и службах страховой компании: бухгалтерии, финансово-экономическом отделе, отделе выплат, перестрахования, кадров и пр. Переход к автоматизированным информационным технологиям сопровождается изменением характера и качества управления, формирует у управляющих новые представления и приоритеты, превращает информацию в один из ключевых и реально доступных ресурсов компании, а дальнейшее развитие автоматизированных информационных технологий переходит в важный элемент управления компанией. Однако автоматизированные информационные технологии эффективны и рентабельны при существовании достаточно устоявшегося делопроизводства, т.к. автоматизации подлежат только стабильные, подчиняющиеся известным правилам процессы. Если каждая рабочая ситуация уникальна, если исключения и поправки размывают и маскируют закономерности и правила, то попытки внедрения автоматизированных информационных технологий не дают ничего, кроме расходов средств и времени. Для страховых компаний это означает, что, прежде всего, должны быть разработаны и утверждены с расчетом на использование в течение достаточно продолжительного времени формы всех первичных и отчетных документов, связанных со страхованием. От таких, например, как заявление на страхование, полис, договор страхования, акт о страховом случае, и до вида счетов прибылей и убытков бухгалтерского баланса. Должны быть также тщательно продуманы, отлажены и документально оформлены в виде правил, инструкций и положений все рабочие процедуры. В частности должно быть определено, кто, как, когда и на каких условиях подписывает полис от имени компании, как производятся расчеты с брокерами, как и кем, производятся выплаты, кто и как оценивает ущерб и т.д. Должны быть описаны в инструкциях (а еще лучше - описаны и изображены на схемах) пути и условия движения всех документов, а если это документы финансового характера, то и движение денег. В совокупности такие схемы документопотоков позволят полностью проследить жизненный цикл каждого документа и проанализировать документооборот в компании, а затем и улучшить его - ускорить, упростить, а при необходимости дополнить или развить на базе новых технологических решений [8, с.43]. 

Если эта работа не проведена, то разработка эффективной автоматизированной информационной технологии страховой компании становится практически невозможной.

Основные бизнес-процессы страховых  компаний в целом не так уж сложны, в их числе можно назвать:

  • развитие продуктов — создание страховых продуктов, изменение версий имеющихся;
  • маркетинг и продажа продуктов — формирование предложения на страхование;
  • управление договорами — аннулирование, прерывание, изменение, дополнительное соглашение, учет бланков;
  • андеррайтинг;
  • обслуживание процессов продажи — учет агентских договоров, формирование ведомостей на сдачу денег, формирование отчетов агента, учет агентского вознаграждения;
  • перестрахование — ведение облигаторных договоров, расчет величин перестрахования, формирование бордеро по премиям и убыткам, факультативное перестрахование;
  • обработка ущербов — прием заявлений, открытие и ведение дел, внесение пострадавших субъектов и объектов, ущербов и оценок по ним, авторизация решений, формирование страхового акта и распоряжений на выплату, учет суброгаций;
  • расчеты и страховая отчетность (включая расчеты резервов);
  • управление финансами — учет платежей по страховым операциям;
  • учет бланков строгой отчетности [10, с.65]. 

Основной  особенностью организации информационного  обеспечения АИС страховой компании является необходимость иметь полную базу данных по всем договорам компании за максимально длительный период. Это связано с тем, что при  заключении нового договора с клиентом необходимо иметь полную информацию о его предыдущих страховках (наличие  и характер выплат) и обеспечить просмотр всех связанных с этими  случаями документов. Такая информация должна храниться в базе данных, постоянно обновляться и получать ее надо сразу после запроса. Так, при расчетах, например ставки взноса или тарифа, необходимо изъять из базы данных необходимую статистику и  выполнить расчетные действия по договорам страхования за длительный прошедший период, при этом обработке подвергается каждый договор.

Отсюда  вытекает требование к полноте базы данных информационной системы центрального офиса. В остальных крупных подразделениях страховой компании (региональные филиалы, представительства) необходимости иметь базу данных всей компании нет, т.к. в каждом из подразделений имеется база данных своих страхователей. Собственная база данных каждого подразделения страховой компании охватывает свое страховое поле, формируемое по территориальному принципу, поэтому пересечений по страхователям у одноуровневых подразделений нет. Необходимость запросов информации из всей базы компании возникает лишь при переезде страхователя либо когда страхователь - крупная организация и ее подразделения расположены в более чем одном регионе [16, с.28]. 

Все рассмотренное  позволяет выделить три уровня баз  данных:

    • центрального офиса - содержит информацию по всей компании;
    • регионального филиала - содержит информацию только по данному региону;
    • представительства - содержат все данные по охватываемой им территории.

Покажем, как взаимодействуют эти базы данных между собой.

Изначально  информация возникает на уровне отделения  страховой компании. Там ведется  непосредственная, самая массовая работа по страхованию. Эта информация накапливается  в течение дня или другого  непродолжительного периода времени  в базе данных отделения страховой компании - она добавляется к уже имеющейся. При наступлении заранее определенного времени происходит автоматическая связь с компьютером регионального офиса страховой компании и совершается так называемая репликация баз данных.

Смысл репликации баз данных заключается в следующем: одна из двух баз выбирается «главной», она содержит в себе наиболее актуальные данные, а другая является «подчиненной»  и получает копии информации из той, что назначена главной. Таким  образом, две базы данных синхронизируют свое состояние, обновляют данные и  согласовывают конфликты, если таковые  возникли. Метод репликации реализован и осуществляется на уровне самих систем управления базами данных. Это стандартная и высокоэффективная процедура позволяет за достаточно небольшой по продолжительности сеанс связи привести две большие базы данных к идентичному состоянию, так как по линиям связи передаются только изменения, произошедшие в период, начиная с предыдущего сеанса связи. Другими словами для приведения в соответствие двух баз данных необходимо передать только информацию, полученную в течение дня, при периодичности сеансов связи - раз в сутки.

Информация о работе Перспективы внедрения зарубежного опыта по применению информационных технологии в страховании в Республике Беларусь