Перспективы развития страхового рынка в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе раскрыты общие понятия, экономическая сущность и функции страхования, рассмотрено современное состояние рынка страховых услуг и перспективы его развития. Развитие страхового рынка является важнейшей задачей для России, так как страхование - это вид финансовой деятельности, который может принести значительные доходы в бюджет.
Цель данной курсовой работы: всесторонне проанализировать рынок страховых услуг в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и сущность страхования………………………………….….5
1.1.История развития страхования……………………………………….….….5
1.2.Понятие страхования………………………………….…………………..…7
1.3.Экономическая сущность и функции страхования ………….……….….10
1.4.Виды и формы страхования…………………………………….……....….13
Глава 2.Рынок страховых услуг в России…………………………………..….17
2.1.Современное состояние рынка страховых услуг в России…………...…..17
2.2 Сущность и роль конкуренции на рынке страховых услуг…………...…..23
Глава 3. Перспективы развития страхового рынка в России………………..28
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

курсовик по макроэкономике..docx

— 63.69 Кб (Скачать)

В Дальневосточном же регионе  страховую деятельность осуществляли всего 83 страховые организации, а  сумма собранной ими премии составила 1 трлн. 248,3 млрд. руб., или 3,4%.

В-пятых, на состояние страхового рынка негативное влияние оказывают: нестабильность финансово-экономической  и социально-политической ситуации в стране, отсутствие четкой государственной  политики в области страхования; российский менталитет («авось») и, как  производное, отсутствие привычки страховаться у большинства населения.

Формирующийся страховой  рынок РФ заполняется страховщиками  различных форм собственности и  организационно-правового статуса, установленных Гражданским кодексом РФ и правовыми нормами общего законодательства. Специфические страховые отношения регулируются Законом РФ «О страховании», Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ по вопросам страхования, нормативными актами Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзора).

Отрасль страхования в  Российской Федерации довольно обширна. По данным Федеральной Службы Страхового Надзора РФ, на 01.01.2005 года в Государственном  реестре страховщиков зарегистрировано 1416 страховых организаций имеющих  лицензию как на несколько, так и  на конкретные виды страхования. Это  на 8 организаций больше чем на начало 2004 года, и на 66 компаний больше, чем  на начало 2003 года. Такая статистика свидетельствует о том, что всвязи с ужесточением правил регистрации страховщиков, произведенным ФССН РФ, вход в отрасль затруднился. Темпы увеличения числа страховых компаний значительно снизились, и такая тенденция сохранится и в дальнейшем. Большинство из этих компаний являются мелкими, и не играют серьезной роли на рынке. На 100 компаний-лидеров приходится около ¾ оборота в отрасли20.

Ниже приведено 50 крупнейших страховых компаний России согласно рейтингу агентства ИНТЕРФАКС21:

Крупнейшие страховые  компании России на 1 января 2008 года

Компания

Активы-  
нетто

Изм.,%

Капитал-нетто

Изм.,%

Прибыль  
(-Убыток)

1

ССО

30 618 665

29.3

2 503 113

0.1

4 033

2

СГ Росгосстрах

30 501 825

344.9

6 816 467

205.6

2 693 713

3

Ингосстрах

19 065 797

18.7

4 201 023

4.1

473 861

4

КапиталЪ Страхование

16 372 443

96.5

4 885 749

335.5

1 823 201

5

РЕСО-Гарантия

13 058 712

112.9

3 264 965

327.4

173 853

6

КапиталЪ РЕ

11 557 002

48.6

6 794 223

121.1

3 775 062

7

СГ УралСиб*

8 862 940

-11.5

2 508 314

8.9

93 932

8

Согаз

8 503 425

82.6

1 876 669

156.3

431 702

9

РОСНО

8 073 694

34.9

1 469 251

2.4

76 923

10

Согласие

7 090 198

51.2

979 217

0.8

12 394

11

НСГ

6 133 066

11.4

665 195

43.2

3 370

12

МАКС

5 110 500

99.6

1 294 118

44.7

336 609

13

Природа

4 603 332

39.2

925 353

0.0

351

14

Страховой Дом ВСК

4 555 571

25.7

927 491

0.6

129 683

15

Лидер

4 452 077

29.1

469 609

21.4

117 772

16

СГ Альфастрахование

4 316 662

9

1 915 004

0.2

12 391

17

СГ Энергогарант

4 221 527

55.8

926 232

5.4

37 153

18

Сургутнефтегаз

4 106 750

42.9

1 085 452

166.0

693 136

19

НЭСО

4 011 251

0.9

1 019 956

0.0

225

20

УНИВЕРС РЕ

3 648 215

97.8

972 122

0.0

475

21

ИМСТРАХ

3 593 463

-7.4

800 293

-0.8

-552

22

Гута-Страхование

3 365 189

95.7

661 356

6.4

52 948

23

Надежда РЕ

3 261 611

-20.9

1 199 645

58.6

-512

24

СГ Спасские ворота

3 102 507

125.2

518 491

3.5

21 098

25

СГ Ренессанс Страхование

3 091 536

59

653 612

29.5

6 025

26

Югория

2 863 516

23.1

1 524 133

252.0

71 762

27

Шексна

2 650 571

25.0

465 267

54.1

222 724

28

Россия

2 633 489

103.2

189 879

7.1

45 037

29

Геополис

2 411 919

12.4

420 138

6.7

44 397

30

РК-гарант

2 405 344

20

534 486

882.3

4 866

31

Русский мир

2 316 389

16.4

605 142

159.1

106 455

32

УНИСО

2 229 112

-13.7

894 589

0.0

-285

33

Прогресс-Гарант

2 047 546

1.1

438 249

30.7

137 751

34

Наста-Центр

1 999 360

106.7

373 251

42.7

18 556

35

Нефтеполис

1 983 309

18.2

372 012

-33.9

251 215

36

МСК

1 905 884

108.8

1 325 588

117.1

127 171

37

Стандарт-Резерв

1 693 445

-53.0

183 569

6.9

14 720

38

МАКС-М

1 675 540

34.7

130 193

26.7

62 525

39

СГ РАСО

1 671 665

57.2

183 230

56.6

1 660

40

Чулпан

1 559 396

14.7

282 755

67.1

162 559

41

Газпроммедстрах

1 360 375

-2.3

126 095

-3.0

19 982

42

Авикос

1 303 347

10.5

107 763

24.2

2 898

43

Авест-Классик

1 272 111

6.1

501 777

0.3

2 072

44

Мегарусс**

1 245 665

18.9

134 042

32.1

43 164

45

Помощь

1 240 627

95.8

139 899

182.3

486

46

Мегарусс-Д**

1 212 828

0.2

313 872

0.2

1 560

47

ЖАСО

1 163 997

26.5

283 109

21.4

99 529

48

РОСНО-МС

1 156 301

-4.5

27 307

-10.8

-2 481

49

Оранта

1 138 091

84.6

194 670

3.9

10 515

50

Якорь

1 003 831

52.6

85 749

4.3

3 865



 

По основному охвату можно  выделить национальный страховой рынок  и компании, играющие только на региональном рынке (например, СК Северная Казна  – лидер в Уральском регионе). К сожалению, российские страховые  компании слабо представлены на международном  рынке (в основном в границах СНГ).

По состоянию на 1-й  квартал 2005 года в результате обобщения  отчетных данных, полученных от 1180 страховщиков, выявлено, что 140 - не проводили страховые  операции, 21 - представили отчет с  нарушением установленных требований, предъявляемых к отчетности, 75 - не представили отчет по форме № 1-С "Сведения об основных показателях  деятельности страховой организации".

Общая сумма страховой  премии (взносов) и страховых выплат по всем видам страхования, за исключением  обязательного страхования гражданской  ответственности владельцев транспортных средств, за I квартал 2005 года составила 154,4 и 58,8 млрд. руб. или 105,5% и 92,8 % соответственно по сравнению с I кварталом 2004 года.

Меры, принимаемы ФССН РФ по ужесточению требований к страховщикам, позитивно повлияли на состояние  рынка страховых услуг в России:

В августе 2004 года за несоответствие размера активов новым требованиям 151 страховщик был лишен лицензии. В основном это были мелкие компании, которые и так практически  не играли на рынке, но в список попали также 2 дочерних предприятия СК РОСГОССТРАХ и один филиал Ингосстраха. Наказание таких крупных организаций, безусловно, повлияет на политику страховщиков – и в конечном итоге приведет к ее укреплению.

К позитивным изменениям на рынке страховых услуг можно  отнести:

  • Оживление рынка страховых услуг: повысился спрос на услуги страхования со стороны физических и юридических лиц, коммерческих и государственных организаций
  • Усиление финансового положения страховщиков и, как следствие, ускорение роста страховых резервов компаний
  • Обострение конкуренция в среде отечественных страховщиков, которое неизменно приведет к появлению более выгодных условий страхования.

Согласно прогнозам экспертов, страховая отрасль находится  на подъеме и позитивные изменения  в ней продолжаться.

  • Продолжится рост доходности от основной деятельности
  • Будет происходить формирование портфеля новых страховых договоров
  • Укрепится финансовое положение страховых организаций и их клиентов, что позволит принимать на страхование более серьезные риски22.

Характер конкурентной борьбы в отрасли продолжит изменяться: стабилизируется конкурентоспособность  на рынке национальных страховых  организаций и повысится конкуренция  со стороны иностранного капитала.

Страхование является привлекательной  и динамично развивающейся отраслью. Факторы, делающие ее привлекательной:

• Большая емкость рынка

• Постоянный рост рынка

• Разнообразие страховых услуг

• Конкуренция: возможность появления новых страховых услуг

Кроме того, услугами страховых  организаций пользуются люди независимо от возраста, уровня доходов (например, обязательное страхование автогражданской  ответственности, обязательное медицинское  страхование и т.д.).

    1. Сущность и роль конкуренции на страховом рынке

Конкуренция в страховании  – это соперничество страховых  компаний за привлечение страхователей, выгодное инвестирование накопленных  денежных средств страховых фондов с целью достижения высоких конечных результатов23.

Конкуренция – это непременная  предпосылка развития страхового дела, расширения страховых услуг и  повышения их качества. Конкуренция  – это неотъемлемая часть развитого  страхового рынка в условиях рыночной экономики.

Базирующаяся на основе стоимости  и конкуренции рыночная экономика  по своей природе должна отторгать  монополизм. Не имеющий конкурентов  страховщик стремится реализовать, прежде всего, свои экономические интересы, а не интересы страхователей.

В странах с развитой экономикой безопасной в отношении монополизации  считается такая ситуация, при  которой в отрасли действует 10 и более конкурентов, причем доля одного (крупнейшего) не должна превышать 31% от общего объема продаж страховых  услуг, двух – 44%, трех – 54% и четырех  – 64%. При нарушении этого государство  вводит экономические санкции24.

Конкуренция возникает на основе преодоления монополии государства  в проведении страхования. Но это  не означает ликвидации государственных  страховых организаций, они не должны зарекомендовывать себя в равноправном соперничестве с акционерными обществами, корпоративными обществами и так  далее. Именно при таких условиях конкуренция более действенная, так как у страхователей должна быть возможность выбора.

Конкуренция относится к  проведению добровольных видов страхования. Она предполагает создание страхователям  возможностей для заключения договоров  имущественного и личного страхования  на условиях, наиболее полно отвечающих их интересам.

Конкуренция побуждает страховые  компании разрабатывать и внедрять новые виды страхования, постоянно  их совершенствовать, расширять ассортимент  услуг, ориентированных на интересы конкретных социально-экономических  групп населения, а также предприятий, базирующихся на различных формах собственности.

При проведении одинаковых видов страхования конкуренция  выражается в создании удобных форм заключения договоров и уплаты страховых  взносов, снижения тарифных ставок, быстрой  работе, оперативной выплате страховочных сумм. Отсюда следует, что конкуренция  возможна даже при проведении обязательных видов страхования.

Существует ценовая и  неценовая конкуренция25.

В основе ценовой конкуренции – тарифная ставка, по которой заключаются договоры. Такой способ конкурентной борьбы применим для страховщиков – аутсайдеров, которые не в состоянии бороться с более крупными и успешными компаниями.

Неценовая конкуренция – выдвигает на первый план дополнительные сервисные услуги (преимущественное право приобретения акций страховой компании, бесплатные юридические консультации и др.) Сильное орудие неценовой конкуренции – реклама. Цель рекламы – способствовать заключению новых и возобновление ранее действовавших договоров страхования. С ее помощью страховая компания стремится создать престижный имидж своей организации в глазах страхователей.

Реклама может не ограничиваться сообщением о видах страхования, порядке заключения договоров, выплате  страховочной суммы. В ней также  должна содержаться информация о  страховой организации, ее уставном капитале, акционерах, активах и  пассивах баланса. Только при таких  условиях у страховщиков будет реальная возможность решить вопрос о том, какой страховой компании доверить средства.

К незаконным методам ценовой  конкуренции относятся: шпионаж, переманивание  специалистов, владеющих ценной информацией, подлог страховых свидетельств.

Из предположения, что  конкуренция – главное условие  перехода к рыночным отношениям, вытекает право различного рода организаций  и граждан заниматься страховым  делом.

Но страхование – это  особая сфера деятельности, которая  должна обеспечивать защиту юридических  и физических лиц при наступлении  тяжелых событий. Эта сфера должна быть надежной и гарантированной, следовательно, страхование нуждается в особых мерах государственного регулирования. Оно должно базироваться на прочном  экономическом и юридическом  фундаменте. Таким образом, в стране создается механизм регистрации  страховых организаций, лицензирования страховых операций и контроля со стороны страхового надзора (чтобы страховые компании не переступали порог, когда могут пострадать интересы страхователей). Неприемлемо снижение тарифов до уровня, когда нарушается финансовая устойчивость компании. В инвестировании страховых резервов приоритет отдается самым надежным, а не самым прибыльным компаниям.

Сочетание конкуренции и  государственного регулирования –  необходимо для стимулирования развития страхового дела в сферах, где нет  надежды на существенную прибыль (страхование  урожая, экологических рисков).

Конкурирующие организации, исходя из своих интересов, отдают приоритет  менее трудоемким и более дорогим  видам страхования, операциям с  небольшим риском и высокими финансовыми  результатами. Таким образом, необходим  механизм, обеспечивающий выживание  страховой компании, проводящих общественно значимые виды страхования.

Выделяют экономические  и организационные параметры, характеризующие  конкурентоспособность страховщика.

Экономические:

  • расходы на высококвалифицированный персонал;
  • комиссионное вознаграждение страховых агентов;
  • налогообложение доходов от страховой деятельности.

Организационные: система  скидок и льгот страхования по срокам и условиям договоров страхования.

В идеале оба параметра  конкурентоспособности должны быть ориентированы на учет потребностей всех потенциальных клиентов.

Конкуренция в отрасли  страхования имеет ряд особенностей, которые связаны со специфическим  характером страховой деятельности.

Продукт страховых компаний – это услуги. Поэтому тут довольно сложно говорить о значительном влиянии на бизнес со стороны поставщиков, которых в принципе не существует как таковых. Однако здесь можно отдельно выделить деятельность перестраховочных компаний, которые способны влиять на конкурентоспособность конечного продукта страховой компании – тариф – посредством определения своих тарифов на перестрахование того или иного риска.

Влияние потребителей как  движущей силы велико – страховые  компании вынуждены учитывать их интересы наиболее полно.

Характер конкуренции  в отрасли определяется деятельностью  лидеров отрасли – это 20-30 наиболее крупных страховых организаций, в руках которых сосредоточены  основные страховые ресурсы, наибольший капитал, наибольшее число клиентов, которые способны предложить наиболее привлекательные страховые продукты и привлечь новых клиентов. На долю этих компаний приходится порядка 50% совокупной национальной страховой премии и  такой же процент выплат.

Таким образом, можно сделать  вывод, что уровень конкуренции  в отрасли высокий, но только в  среде лидеров. Так как в этой отрасли барьеры на вход очень  высоки, а конкуренция довольно сильна – роль новичков крайне незначительна, они не представляют собой серьезной  конкурентной опасности.

Еще одной серьезной силой  является государство. Оно способно оказывать значительное влияние  на конкуренцию в отрасли и  на состояние отрасли страхования  в целом, путем издания нормативно-правовых актов, непосредственно изменяющих основы организации страхового дела в России. Контроль ФССН РФ также  играет немаловажную роль.

Информация о работе Перспективы развития страхового рынка в России