Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 18:14, курсовая работа
В данной курсовой работе раскрыты общие понятия, экономическая сущность и функции страхования, рассмотрено современное состояние рынка страховых услуг и перспективы его развития. Развитие страхового рынка является важнейшей задачей для России, так как страхование - это вид финансовой деятельности, который может принести значительные доходы в бюджет.
Цель данной курсовой работы: всесторонне проанализировать рынок страховых услуг в РФ.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и сущность страхования………………………………….….5
1.1.История развития страхования……………………………………….….….5
1.2.Понятие страхования………………………………….…………………..…7
1.3.Экономическая сущность и функции страхования ………….……….….10
1.4.Виды и формы страхования…………………………………….……....….13
Глава 2.Рынок страховых услуг в России…………………………………..….17
2.1.Современное состояние рынка страховых услуг в России…………...…..17
2.2 Сущность и роль конкуренции на рынке страховых услуг…………...…..23
Глава 3. Перспективы развития страхового рынка в России………………..28
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………35
В Дальневосточном же регионе страховую деятельность осуществляли всего 83 страховые организации, а сумма собранной ими премии составила 1 трлн. 248,3 млрд. руб., или 3,4%.
В-пятых, на состояние страхового рынка негативное влияние оказывают: нестабильность финансово-экономической и социально-политической ситуации в стране, отсутствие четкой государственной политики в области страхования; российский менталитет («авось») и, как производное, отсутствие привычки страховаться у большинства населения.
Формирующийся страховой
рынок РФ заполняется страховщиками
различных форм собственности и
организационно-правового
Отрасль страхования в Российской Федерации довольно обширна. По данным Федеральной Службы Страхового Надзора РФ, на 01.01.2005 года в Государственном реестре страховщиков зарегистрировано 1416 страховых организаций имеющих лицензию как на несколько, так и на конкретные виды страхования. Это на 8 организаций больше чем на начало 2004 года, и на 66 компаний больше, чем на начало 2003 года. Такая статистика свидетельствует о том, что всвязи с ужесточением правил регистрации страховщиков, произведенным ФССН РФ, вход в отрасль затруднился. Темпы увеличения числа страховых компаний значительно снизились, и такая тенденция сохранится и в дальнейшем. Большинство из этих компаний являются мелкими, и не играют серьезной роли на рынке. На 100 компаний-лидеров приходится около ¾ оборота в отрасли20.
Ниже приведено 50 крупнейших страховых компаний России согласно рейтингу агентства ИНТЕРФАКС21:
Крупнейшие страховые компании России на 1 января 2008 года
|
По основному охвату можно выделить национальный страховой рынок и компании, играющие только на региональном рынке (например, СК Северная Казна – лидер в Уральском регионе). К сожалению, российские страховые компании слабо представлены на международном рынке (в основном в границах СНГ).
По состоянию на 1-й квартал 2005 года в результате обобщения отчетных данных, полученных от 1180 страховщиков, выявлено, что 140 - не проводили страховые операции, 21 - представили отчет с нарушением установленных требований, предъявляемых к отчетности, 75 - не представили отчет по форме № 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации".
Общая сумма страховой
премии (взносов) и страховых выплат
по всем видам страхования, за исключением
обязательного страхования
Меры, принимаемы ФССН РФ по
ужесточению требований к страховщикам,
позитивно повлияли на состояние
рынка страховых услуг в
В августе 2004 года за несоответствие
размера активов новым
К позитивным изменениям на рынке страховых услуг можно отнести:
Согласно прогнозам экспертов, страховая отрасль находится на подъеме и позитивные изменения в ней продолжаться.
Характер конкурентной борьбы
в отрасли продолжит
Страхование является привлекательной
и динамично развивающейся
• Большая емкость рынка
• Постоянный рост рынка
• Разнообразие страховых услуг
• Конкуренция: возможность появления новых страховых услуг
Кроме того, услугами страховых организаций пользуются люди независимо от возраста, уровня доходов (например, обязательное страхование автогражданской ответственности, обязательное медицинское страхование и т.д.).
Конкуренция в страховании – это соперничество страховых компаний за привлечение страхователей, выгодное инвестирование накопленных денежных средств страховых фондов с целью достижения высоких конечных результатов23.
Конкуренция – это непременная предпосылка развития страхового дела, расширения страховых услуг и повышения их качества. Конкуренция – это неотъемлемая часть развитого страхового рынка в условиях рыночной экономики.
Базирующаяся на основе стоимости и конкуренции рыночная экономика по своей природе должна отторгать монополизм. Не имеющий конкурентов страховщик стремится реализовать, прежде всего, свои экономические интересы, а не интересы страхователей.
В странах с развитой экономикой
безопасной в отношении монополизации
считается такая ситуация, при
которой в отрасли действует 10
и более конкурентов, причем доля
одного (крупнейшего) не должна превышать
31% от общего объема продаж страховых
услуг, двух – 44%, трех – 54% и четырех
– 64%. При нарушении этого
Конкуренция возникает на
основе преодоления монополии
Конкуренция относится к проведению добровольных видов страхования. Она предполагает создание страхователям возможностей для заключения договоров имущественного и личного страхования на условиях, наиболее полно отвечающих их интересам.
Конкуренция побуждает страховые компании разрабатывать и внедрять новые виды страхования, постоянно их совершенствовать, расширять ассортимент услуг, ориентированных на интересы конкретных социально-экономических групп населения, а также предприятий, базирующихся на различных формах собственности.
При проведении одинаковых
видов страхования конкуренция
выражается в создании удобных форм
заключения договоров и уплаты страховых
взносов, снижения тарифных ставок, быстрой
работе, оперативной выплате
Существует ценовая и неценовая конкуренция25.
В основе ценовой конкуренции – тарифная ставка, по которой заключаются договоры. Такой способ конкурентной борьбы применим для страховщиков – аутсайдеров, которые не в состоянии бороться с более крупными и успешными компаниями.
Неценовая конкуренция – выдвигает на первый план дополнительные сервисные услуги (преимущественное право приобретения акций страховой компании, бесплатные юридические консультации и др.) Сильное орудие неценовой конкуренции – реклама. Цель рекламы – способствовать заключению новых и возобновление ранее действовавших договоров страхования. С ее помощью страховая компания стремится создать престижный имидж своей организации в глазах страхователей.
Реклама может не ограничиваться сообщением о видах страхования, порядке заключения договоров, выплате страховочной суммы. В ней также должна содержаться информация о страховой организации, ее уставном капитале, акционерах, активах и пассивах баланса. Только при таких условиях у страховщиков будет реальная возможность решить вопрос о том, какой страховой компании доверить средства.
К незаконным методам ценовой конкуренции относятся: шпионаж, переманивание специалистов, владеющих ценной информацией, подлог страховых свидетельств.
Из предположения, что конкуренция – главное условие перехода к рыночным отношениям, вытекает право различного рода организаций и граждан заниматься страховым делом.
Но страхование – это особая сфера деятельности, которая должна обеспечивать защиту юридических и физических лиц при наступлении тяжелых событий. Эта сфера должна быть надежной и гарантированной, следовательно, страхование нуждается в особых мерах государственного регулирования. Оно должно базироваться на прочном экономическом и юридическом фундаменте. Таким образом, в стране создается механизм регистрации страховых организаций, лицензирования страховых операций и контроля со стороны страхового надзора (чтобы страховые компании не переступали порог, когда могут пострадать интересы страхователей). Неприемлемо снижение тарифов до уровня, когда нарушается финансовая устойчивость компании. В инвестировании страховых резервов приоритет отдается самым надежным, а не самым прибыльным компаниям.
Сочетание конкуренции и государственного регулирования – необходимо для стимулирования развития страхового дела в сферах, где нет надежды на существенную прибыль (страхование урожая, экологических рисков).
Конкурирующие организации, исходя из своих интересов, отдают приоритет менее трудоемким и более дорогим видам страхования, операциям с небольшим риском и высокими финансовыми результатами. Таким образом, необходим механизм, обеспечивающий выживание страховой компании, проводящих общественно значимые виды страхования.
Выделяют экономические
и организационные параметры, характеризующие
конкурентоспособность
Экономические:
Организационные: система скидок и льгот страхования по срокам и условиям договоров страхования.
В идеале оба параметра конкурентоспособности должны быть ориентированы на учет потребностей всех потенциальных клиентов.
Конкуренция в отрасли
страхования имеет ряд
Продукт страховых компаний – это услуги. Поэтому тут довольно сложно говорить о значительном влиянии на бизнес со стороны поставщиков, которых в принципе не существует как таковых. Однако здесь можно отдельно выделить деятельность перестраховочных компаний, которые способны влиять на конкурентоспособность конечного продукта страховой компании – тариф – посредством определения своих тарифов на перестрахование того или иного риска.
Влияние потребителей как движущей силы велико – страховые компании вынуждены учитывать их интересы наиболее полно.
Характер конкуренции
в отрасли определяется деятельностью
лидеров отрасли – это 20-30 наиболее
крупных страховых организаций,
в руках которых сосредоточены
основные страховые ресурсы, наибольший
капитал, наибольшее число клиентов,
которые способны предложить наиболее
привлекательные страховые
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень конкуренции в отрасли высокий, но только в среде лидеров. Так как в этой отрасли барьеры на вход очень высоки, а конкуренция довольно сильна – роль новичков крайне незначительна, они не представляют собой серьезной конкурентной опасности.
Еще одной серьезной силой
является государство. Оно способно
оказывать значительное влияние
на конкуренцию в отрасли и
на состояние отрасли страхования
в целом, путем издания нормативно-
Информация о работе Перспективы развития страхового рынка в России