Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:46, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в настоящее время российский страховой рынок растет достаточно быстро, страховые компании развиваются, их структура становится более сложной, появляются новые страховые продукты. Однако с другой стороны, можно говорить и о том, что отечественный рынок страхования не развит, по сравнению с западным. А по многим направлениям - отсутствует. Спрос на страховые продукты подвержен колебаниям, так как вызван интересами промышленных и финансовых объединений, а их интересы не всегда страховые.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ……………………………………………………………….……5
1.1 История возникновения страхования в России…………..……………...……5
1.2 Классификация, формы и функции страхования……………………………..9
1.3 Взаимосвязь рыночных отношений и страхования…………….……………18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ……..24
2.1. Анализ развития рынка страхования в России………………………………24
2.2. Проблемы и перспективы развития страхового рынка в России…………...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………………………43
Среди прочих тенденций следует отметить, что в 2006 г. суммарный объем общемировых премий вырос по сравнению с 2005 г. на 5% в реальном измерении, тогда как за прошедший год прирост составил всего 2,9%. Наибольший рост наблюдался на рынке страхования жизни 7,7%. На рынке страхования иного, чем страхование жизни, всего – 1,5%. В 2006 г. суммарные мировые премии составили 3723 млрд. долл. США, и 59% из них приходится на страхование жизни. [9, c. 10]
Доля страховых премий в ВВП (показатель уровня проникновения страхования) всего мира равен 7,52%, а показатель плотности страхования (собранная премия на душу населения) установился на уровне 518,5 долл. США. Первая тройка лидеров Мирового рынка страхования по объему собранных премий представлена следующими странами: США с долей 33,36% (1 142 млрд. долл.), Япония 13,91% (476 млрд. долю), Великобритания 8,76% (300 млрд. долл.). Российский рынок страхования занимал 25-е место в мире с долей 0,51% (17,51 млрд. долл.). Однако по доле страховой премии в ВВП Россия находилась на 57-м месте, по плотности страхования на 52-м месте. [8, c. 7]
Количественный рост и структурные изменения, происходившие на российском страховом рынке в течении 2006-2007 гг., привели к тому, что Россия стала привлекательным рынком для иностранных игроков. Глобальные страховые компании рассматривают российский рынок как очень перспективное направление для инвестиций: ожидаемые прибыли значительно превышают страховые риски России. 2006 год стал первым годом развития страхования в современной России, когда реальную значимость приобрел фактор неценовой конкуренции. По большинству видов страхования тарифная конкуренция крайне затруднена, так как дальнейшие снижение тарифов без существенной угрозы финансовому состоянию страховщика уже невозможно.
При номинальном росте страхового роста России пока еще необратим процесс его стагнации в реальном выражении, т.е. с учетом ежегодно действующей на взносы инфляции. К сожалению, в 2005 г. при установившейся инфляции на уровне 10,9%, 4-процентного номинального роста премий оказалось недостаточно для того, чтобы превысить фактор ежегодного обесценивания денежных средств. В итоге, в 2005 г. темпы прироста премий, скорректированные на уровне инфляции, оказались на отметке – 6,4%, подтвердив динамику ежегодного падения данного показателя. Однако ситуация изменилась в 2006 г., когда наметился рост в реальном выражении на 9,4%, обусловленный увеличением сумм обязательного медицинского страхования. ( рис. 1)
Можно отметить, что показатель проникновения страхования на протяжении последних лет снижался одновременно со сворачиванием «схемного» бизнеса, достигнув в 2006 г. 2,19%. Только результаты 2003 г. продемонстрировали рост рассматриваемого показателя до 3,28%. Дело в том, что в 2003 г. произошло изменение законодательных требований, когда страховые организации должны были перейти с кассового метода на метод начисления при ведении бухгалтерского учета. Поэтому показатели страховых взносов на исследуемом рынке в 2003 г. в сравнении с 2002 г. не отражают реального положения дел.
Взносы на душу населения, наоборот, продемонстрируют ежегодный рост, но только в номинальном выражении. По результатам 2006 г. на душу населения приходится 4 276,1 руб. страховой премии, что является достаточно малым показателем в сравнении с развитыми странами. Однако показатель 2006 г. опережает данные 2005 г. на 25%, что свидетельствует о реальном росте страховых взносов на душу населения.(рис. 3) [18]
По итогам первого полугодия 2008 г. российские страховые компании собрали 293 млрд руб. взносов по прямому страхованию (без ОМС), что на 44 млрд. руб., или на 17,6% больше, чем аналогичный период предыдущего года. Прирост взносов в 2008 г. замедлился – в первом полугодии 2007 г. он был на 3,1% выше. Крупнейшими сегментами российского страхового рынка по-прежнему остаются автокаско (объем взносов, собранных по этому виду страхования в первом полугодии 2008 г., составил 76,4 млрд. руб.), ДМС (53,0 млрд. руб.), ОСАГО (39,1 млрд. руб.) и страхование имущества юридических лиц от огневых и иных рисков (31,3 млрд. руб.) [8, c. 8]
По итогам 2009 года был составлен рейтинг страховых компаний, который базируется на данных маркетинговых исследований агентства ТОП-ЭКСПЕРТ, включая критерий – объем страховых премий за исследуемый период (январь-июнь 2009). В тройку лидеров входят: Ингосстрах с объемом премии 23 млрд. рублей; СОГАЗ – 22,5; РЕСО – 15,2 млрд. По большей части на первых местах стоят компании, которые активно работают в сегменте рынка розничных страховых продуктов, основными клиентами которых являются физические лица. Но исключение составляет группа СОГАЗ, специализирующаяся исключительно на страховании крупных клиентов нефтегазовой и энергетической отраслей. [20]
Несмотря на значительное количество страховых компаний, уровень конкуренции на страховом рынке нельзя признать высоким. Фактические показатели свидетельствуют о высоком уровне монополизации этого рынка, который к тому же возрастает. По данным Министерства по антимонопольной политике РФ, страхование является самой монополизированной отраслью российской экономики. На долю 10 крупных страховых компаний приходится 58% рынка по добровольным видам страхования; 50 крупнейших страховщиков собирают более 80% всего объема страховых премий. [12, с. 50]
Основной тенденцией на страховом рынке России с учетом ОМС – Обязательного Медицинского Страхования являлось неуклонное увеличение объемов премий со среднегодовым темпом прироста 13,5%. Однако с началом экономическим кризисом, отрицательный эффект от которого проявился именно в 1 квартале 2009 года, наметилось значительное сокращение темпов роста рынка.
Опираясь на результаты маркетинговых исследований и мнения экспертов страхового рынка, агентство ТОП-ЭКСПЕРТ сообщает следующее: По итогам 1 квартала 2009 года страхование жизни оказалось наименее затронуто кризисом и показало наибольший прирост среди всех видов страхования (остальные виды, кроме добровольного страхования ответственности и ОМС, продемонстрировали отрицательную динамику). При этом снижается доля кэптивных страховщиков за счет сокращения сотрудников организаций-страхователей, а также краткосрочного страхования жизни заемщиков за счет сжатия кредитования. Долгосрочное страхование жизни пока демонстрирует рост сборов премии. Положительную динамику имели и объемы страховых выплат во всех видах страхования.
За прошедшие пять лет сохранилась тенденция по сокращению числа участников страхового рынка России. Государственный реестр на 01.04.09 содержит сведения о 769 страховых компаниях, за первый квартал отозвано 17 лицензий, из них четыре страховщика занимались ОСАГО, - их премии в данном виде составили 1,5 млрд. рублей. Ввиду высокой убыточности сегмента ОСАГО можно ожидать ухода компаний, ориентированных на развитие данного вида, особенно со значительной долей бизнеса в регионах. Также с рынка будут уходить региональные страховщики, имеющие проблемы с ликвидностью активов, высокой убыточностью и особенно, уровня расходов. Также возможен уход ряда компаний из первой сотни страховщиков, поскольку активно собирая страховые премии, страховщики дабы подержать платежеспособность компании, зачастую предлагают ставки, существенно ниже рыночных и ставок прошлого 2008 года, что вероятно является демпингом. В результате в кризисный период количество игроков неизбежно существенно сократится, - так предполагают эксперты компании Ингосстрах .
Согласно данным ФССН (Федеральной службы страхового надзора), российские страховщики за первый квартал 2009 года увеличили сбор премий, включая ОМС, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 6,0% до 243,2 млрд. рублей, выплаты выросли на 28,8% до 163,9 млрд. рублей.
На основании информации ФССН агентство ТОП-ЭКСПЕРТ представляет диаграмму соотношения сбора страховых премий и выплат по наиболее востребованным в России страховым продуктам во втором квартале 2009 (оценивается совокупный страховой российский рынок) [20]
Самые большие выплаты пригодятся на сегмент страхования транспортных средств, здесь выплаты составили примерно 85%, по ОСАГО выплаты составили почти 60%, наиболее доходными сегментами для страховщиков являются сегменты: страхование имущества юридических лиц без учета транспортных средств - процент выплат 16,5 и страхование от несчастных случаев и болезней – выплаты 17,8% от страховых премий. [20]
Одновременно тормозят развитие страхования в современной России медленные темпы роста рынка перестрахования, который выступает в роли инструмента оптимизации страховых рисков. По оценкам аналитиков, реальный рынок перестрахования растет на 10-15% в год. Его особенностью является то, что основные потоки перестрахования аккумулируются у универсальных перестраховщиков. Существенно влияют на развитие перестрахования следующие проблемы:
низкая капитализация российских перестраховщиков в сравнении с универсальными компаниями, которые превосходят по финансовым возможностям;
перестрахование – это транснациональный вид бизнеса, но нашим компаниям пока для выхода на серьезные западные рынки мешает отсутствие серьезных международных рейтингов. Переход на международные стандарты финансовой отчетности является неотъемлемой частью выступления российских страховых компаний в глобальный мировой страховой рынок;
низкий уровень государственной поддержки рынка перестрахования.
Развитее страхового рынка, способного удовлетворить все потребности растущей и усложняющейся экономики России, возможно только при выполнении двух ключевых принципов, заложенных в концепции:
страхование активов по их реальной стоимости;
установление единой экономической стоимости жизни для возмещения вреда жизни и здоровью по всем видам страхования.
2.2 Проблемы и перспективы развития страхового рынка в России
На основе анализа российского страхового рынка можно выделить его основные противоречия роста:
- рост страховых взносов не сопровождается соответствующим ростом реальных активов страховых компаний;
- существует значительная доля страховых взносов, приходящаяся на «серые схемы» налоговой оптимизации;
- обеспечение роста страхового рынка в значительной степени за счет обязательных видов страхования;
- превалирование страхования предприятий и корпоративных клиентов в ущерб массовым видам страхования, рассчитанным на физических лиц (за исключением ОСАГО) – низкий уровень проникновения (социализации) страховых услуг;
- недостаточное развитие института страхового посредничества;
- концентрация страхового бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге в рамках деятельности нескольких десятков крупных страховых компаний.
Кроме этого, можно добавить, что российский страховой рынок все еще в значительной степени обособлен от Мирового рынка, что указывает на низкое влияние конъюнктуры мирового страхового рынка на российский. [15, c.20]
Понятие экономической стоимости жизни должно быть унифицировано и определено в зависимости от среднего уровня заработной платы, расходов на образование и медицинское обслуживание. Система страхования должна обеспечивать по-настоящему достойное возмещение вреда жизни и здоровью каждого человека независимо от вида страхования, по которому произошел страховой случай. Реальную стоимость активов в экономике следует рассчитывать исходя из справедливой стоимости, например из дисконтированной стоимости будущих денежных потоков, генерируемых этими активами.
Чтобы интегрировать страховой рынок России в общеевропейскую финансовую систему, нужно выделить следующие его особенности:
доля страхования имущества предприятий и грузов в России будет выше в силу экономической и географической специфики (структура народного хозяйства, слабая развитость инфраструктуры, удаленность территорий);
доля добровольного медицинского страхования как альтернативы государственного медицинского обеспечения будет занимать более значимое место на рынке и показывать более устойчивый рост, чем накопительное и пенсионное страхование;
на рынке будут доминировать отечественные страховые компании, даже в случае полной либерализации рынка;
обязательное страхование и различные централизованные страховые программы в России аккумулируют значительную долю страхового рынка.
Российский страховой рынок аккумулирует более 4\5 рынка стран СНГ. Это обуславливается использованием кэптивных и схемных операций, которые позволили российским страховщикам укрепиться на рынке, накопить финансовые и кадровые ресурсы. Также этому способствовала умеренная протекционистская политика, которая контролировала процесс вхождения иностранных страховых компаний на рынок.
По мнению экспертов, существует достаточно много веских причин инвестиционной привлекательности российского страхового рынка:
согласно прогнозам, в России продолжится устойчивый рост ВВП;
высокие цены на нефть обеспечили стабильный приток денежных средств, хотя мировой финансовой кризис конца 2008 г. и вносит свои коррективы;
хорошая динамика уровня прибыли на собственный капитал;
российский рынок продолжает оставаться привлекательным рынком в мире;
в российском секторе розничных услуг наблюдается низкий уровень конкуренции по сравнению со странами с развитой или развивающейся рыночной экономикой;
сформировался спрос на высококачественные страховые услуги;
налоговая и нормативно-правовая среда приемлема для западных компаний.
Российский страховой рынок сталкивается с существенными проблемами, требующими их скорейшего решения. Это, прежде всего, совершенствование страхового законодательства с учетом задач внутреннего регулирования страхового рынка, требований европейского страхового нормативно-правового поля, в условия вступления России во Всемирную Торговую Организацию. А также решение задач повышения финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний, освоение новых страховых продуктов и видов страхования, подготовка и переподготовка кадров для страхового бизнеса.
Одновременно к числу важнейших задач развития страхования в России можно отнести повышение конкурентоспособности российского страхового рынка на мировом страховом рынке, повышение уровня капитализации страховых компаний, повышение инвестиционной привлекательности российских страховых компаний, улучшение качества услуг. Приоритетным является развитие классических видов долгосрочного и накопительного личного страхования, совершенствование правовых и организационных основ обязательного страхования, создание и развитее современной инфраструктуры страхового рынка, создание единых баз данных страховых компаний. Требуется создание единой образовательной системы, предполагающей не только получение базовых фундаментальных знаний и практических навыков, но и постоянное повышение квалификации работников страховой сферы. Особого внимания заслуживает вопрос совершенствования налогообложения доходов физических и юридических лиц, связанного как с деятельностью страховых организаций, так со страхованием физических и юридических лиц. Повышение страховой культура населения является неотъемлемой частью для развития страхового рынка.
Информация о работе Особенности рыночных отношений в страховании