Обязательное социальное страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие, сущность и задачи системы обязательного социального страхования в России.
Задачи работы:
Отразить исторический аспект развития обязательного социального страхования (ОСС) в России и его правовое регулирование;
Рассмотреть структуру, принципы и функции ОСС;
Определить основные проблемы формирования системы ОСС в России;
Предложить способы формирования более эффективной системы ОСС.

Содержание

введение……………………………………………………………………….
3
1. Основания обязательного социального страхования
в России………………………………………………………………….…..…
4
1.1
История развития и правовое регулирование обязательного
социального страхования в России………………………………….........
4
1.2.
Субъекты обязательного социального страхования……………………..
9
1.3.
Проблемы функционирования системы ОСС в России
на современном этапе……………………………………………………..
18
2. Способы совершенствования формирования системы социального страхования в России…………………………...
23
2.1.
Долгосрочные ориентиры построения системы социального
страхования в Российской Федерации……………………………………
23
2.2.
Формирование финансовой модели социального страхования
в Российской Федерации…………………………………………………..
27
2.3.
Законодательные предложения по формированию современной системы социального страхования в России………………………………
30
3. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.
33
3.1.
Социальное страхование
33
3.2.
Пенсионное страхование
35
3.3.
Обязательное медицинское страхование
39
Заключение…………………………………………..………………………..
42
Список использованной литературы…………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая_работа_Обязательное_социальное_страхование.doc

— 567.50 Кб (Скачать)

Пенсионный фонд находится  в государственной собственности, является самостоятельным кредитно-финансовым учреждением. Денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета, других бюджетов, фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд обеспечивает:

-сбор и аккумуляцию на территории области взносов на социальное страхование, предназначенный для выплаты органами социального обеспечения пенсий и пособий;

-финансирование расходов органов социального обеспечения на выплату пенсий и пособий;

-участие на основе заключенных экономических соглашений в финансировании региональных программ социального обеспечения;

-контроль за правильным расходованием средств Фонда, а также совместно с налоговыми органами контроль за своевременным и полным поступлением в Фонд взносов на социальное страхование;

-привлечение в Фонд добровольных взносов от российских и иностранных граждан, предприятий и организаций.

 

структура ПФР

Структура ПФР по Иркутской  области.

Однако в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2000 г. № 1709 “О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации”, по которому в целях совершенствования управления государственным пенсионным обеспечением за территориальными органами Пенсионного Фонда Российской Федерации (ПФР) закреплены полномочия по назначению и выплате государственных пенсий, подписано Соглашение о передаче полномочий по назначению и выплате пенсий. Организационную сторону передачи полномочий определило постановление губернатора области от 22.03.2001 №119-П, в основу которого заложен переход работников социальной защиты Во исполнение населения, занимающихся пенсионным обеспечением в городах и районах Приангарья, в отделение ПФР в Иркутской области. Другими словами из двух ведомств создается одно – Единая пенсионная служба отделения ПФР по Иркутской области. Формой этого объединения являются Управления и Отделы ПФР, уже созданные во всех территориях области, кроме г. Иркутска. Отделение ПФР по Иркутской области подписало договоры с мэрами и главами администраций городов и районов об условиях создания Единой пенсионной службы в их муниципальных образованиях.

3.3. Медицинское страхование

Медицинское страхование, как способ защиты государством прав пациента на полноценное лечение  и охрану собственного здоровья, уходит корнями вглубь веков. Издавна к недобросовестным лекарям и мошенникам от врачевания применялись суровые наказания. Медики, не располагающие требуемой квалификацией и знаниями, не только лишались права заниматься врачебной практикой, но попадали в суровые жернова закона.

Система обязательного  медицинского страхования создана  с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации.

Медицинское страхование  является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Важнейшим нормативным  правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее - Закон) принятый в 1991 году.

Закон установил правовые, экономические и организационные  основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определил средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховой модели финансирования здравоохранения.

Обязательное медицинское  страхование является составной  частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. 

В качестве субъектов  медицинского страхования Законом  определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

В настоящее время  в Российской Федерации созданы  как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования и 85 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

По данным форм ведомственного статистического наблюдения на 1 октября 2007 года в Российской Федерации в системе обязательного медицинского страхования работало по договорам 8115 медицинских учреждений, в которые поступило средств ОМС: всего — 224 396, 0 млн. рублей, в том числе из территориального фонда — 26 367, 8 млн. рублей.

Структура системы ОМС  была представлена 87 территориальными фондами ОМС, 120 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 262 филиалами СМО.

Численность граждан,  застрахованных согласно спискам к договорам ОМС, составила 143 065, 0 тыс. человек; численность граждан, обеспеченных страховым медицинским полисом ОМС — 139 346, 0 тыс. человек, в том числе: работающих — 57 217,5 тыс. человек, неработающих — 82 128,5 тыс. человек.

На 01.01.2008 года в ТФОМС  зарегистрировано 8 000 620 страхователей, из них  87 страхователей  неработающего населения - органов исполнительной власти.

Основными источниками  доходов бюджетов ТФОМС являются налоги, в том числе единый социальный налог в части, зачисляемой на счета ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые в структуре поступлений финансовых средств соответственно составили 45,4% и 51,4%. На счета ТФОМС поступило средств единого социального налога в сумме 125 093,5 млн. рублей (на 25% больше, чем в 2006 году), а страховых взносов на ОМС неработающего населения — 141 541,2 млн. рублей (на 25,7% больше, чем в 2006 году). Таким образом, в 2007 году в части формирования доходов по ОМС, достигнуты позитивные результаты, о чем свидетельствует возросший по сравнению с 2006 годом уровень финансового обеспечения населения субъектов Российской Федерации средствами ОМС.

На 1 января 2008 года работу по организации и проведению вневедомственного контроля качества медицинской помощи в системе ОМС осуществляли 12108 специалистов, участвующих в деятельности по защите прав застрахованных граждан, в том числе 1412 штатных специалистов ТФОМС, 3253 штатных специалистов СМО, 7443 внештатных медицинских экспертов, включенных в территориальный регистр.

Услуги по страхованию  в России развиваются поступательными темпами. Большинство россиян уже знают, что такое обязательное медицинское страхование (ОМС), и даже являются владельцами полиса. При этом далеко не все располагают полной информацией о добровольном медицинском страховании и его преимуществах. Оба эти вида при кажущемся сходстве имеют массу различий.

Обязательное медицинское  страхование – это гарантированный государством комплекс мер материального обеспечения граждан и членов их семей при болезни, потере трудоспособности, в старости; охраны здоровья матерей с детьми и пр.

Добровольное медицинское  страхование - проводится на базе договора, порядок заключения которого и общие условия устанавливаются страховой компанией самостоятельно, - но в рамках положений Закона «О страховании». Следует иметь в виду, что отдельные нюансы договоров у различных страховщиков могут быть разными.

Обязательное медицинское  страхование обладает рядом положительных  моментов для граждан, таких как:

- возможность получения  медицинской помощи не только  в месте постоянного жительства, но и на всей территории России; 
- работающие граждане считаются обеспеченными полисом обязательного медицинского страхования с момента подписания с ними трудового договора. И это не просто слова, а правовая норма, гарантированная Правительством, которую проводят в жизнь органы государственного управления, общественные организации, местная администрация, профкомы предприятий.

 Недостатком обязательного  медицинского страхования является  то, что оно покрывает далеко  не все виды терапевтических и профилактических медицинских услуг, в которых может возникнуть необходимость у гражданина

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ  ГРАЖДАН ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

- Аккумулирует финансовые средства Территориального фонда на обязательное медицинское страхование граждан

- Осуществляет финансирование  обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями.

- Осуществляет финансово-кредитную  деятельность по обеспечению  системы обязательного медицинского страхования

- Выравнивает финансовые  ресурсы городов и районов,  направляемые на проведение обязательного  медицинского страхования

- Разрабатывает правила  обязательного медицинского страхования  на соответствующей территории.

- Совместно с органами  Государственной налоговой службы по Иркутская области осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в Территориальный фонд страховых взносов

- Осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование.  
заключение

Социальное страхование  представляет собой систему правовых, экономических, организационных мер по компенсации различных видов социальных рисков, таких как утрата трудоспособности из-за болезней, старости, несчастного случая и т.п. Подобные риски носят именно социальный характер, так как в основном определяются социальными условиями и в меньшей степени зависят от отдельного человека. Для возникновения социального страхования наряду с экономическими условиями необходимы определенные общественные предпосылки, социальные условия.

В отличие от классической экономической точки зрения система  социального страхования рассматривается не только, и не столько, с точки зрения экономической эффективности, а в терминах социальной солидарности, социального здоровья общества, социальной справедливости, равенства, положительным эффектом такой системы является снижения уровня социального напряжения в обществе. При анализе систем социального страхования большую роль играют не только экономические, но и культурные, социальные факторы.

В основу классификации  социального страхования могут  быть положены различные принципы: виды социального риска (по случаю болезни, старости, по безработице и т.д.), характер (добровольное или обязательное), организация (государственное, муниципальное, профессиональное и т.д.)

Система социального  страхования в нашей стране сформировалась в условиях государственной собственности и монопольного права государства централизовано устанавливать виды и условия страхования, перераспределять финансовые ресурсы между страхователями, отраслями, территориями. Переход к многоукладной экономике, развитие рыночных отношений, многообразие форм собственности требуют принципиально иной модели социального страхования.

 

список  использованной литературы

  1. Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»
  2. Закон от 28.06.91 «О медицинском страховании граждан в РФ»
  3. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний»
  4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»
  5. Федеральный закон от 19.12.2006 № 234 – ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год»
  6. Федеральный закон от 3.04.2008 № 39 – ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2006 год»
  7. Айрапетян В.Г. Основные составляющие модели социального страхования [электронный ресурс]// www.rusnauka.com/SND/Economics/16_ayrapetjan v.g..doc.htm
  8. Ахинов Г. А., Камилов Д. А. Социальная функция государства в условиях рыночной экономики: вопросы теории и практики. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 280 с.
  9. Буянова М. О. Право социального обеспечения. – М.:КноРус, 2006. – 518 с.
  10. Гейц И.В. Обязательное социальное и пенсионное страхование.–М.:Дело и сервси, 2003.– 271 с.
  11. Карташова Н.А. За надежным плечом социального страхования//Вестник государственного социального страхования. – 2008. - № 9. - С. 44-48
  12. Ковалевский С.М. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве (Правовые вопросы). - М.: «Анкил», 2004. - 224 с.
  13. Май И.А. Российская система обязательного и добровольного социального страхования работающих граждан//Управление персоналом.–2008. - №10. – С. 10-15
  14. Мухетдинова Н.М. Социальное страхование России в 90-е годы //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2006. - № 11 (123) . - стр. 10 -13
  15. Михеева Ю. Роль и функции социального страхования в организации новой модели защиты интересов населения //Экономист. - 2003. - №8. - С.68-73
  16. Павлюченко В.Г. Социальное страхование. - M.:Дашков и Ко, 2007. – 411 с.
  17. Роик В. Институт социального страхования: доктрины и концепции // Человек и труд. - 2005. - №5. - С. 22-26.
  18. Роик В.Д. Основы социального страхования. - М.: Анкил, 2005. - 254 с.
  19. Сокин Е.А. Социальное страхование в России [электронный ресурс]//www.rustrana.ru/print.php?nid=5040
  20. Шутяк Е.Н. Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.- М.: ВЗФЭИ, 2002 – 259 c.
  21. Шихов А. К. Страхование. Учебное пособие.— М.: ЮНИТИ, 2000. – 259 с.
  22. Яшин С.Н. Проблемные вопросы развития системы обязательного социального страхования//Безопасность и охрана труда. – 2007. - №3. – С. 12-18
  23. Яшин С.Н. Особенности современных форм социального страхования/ /Безопасность и охрана труда. – 2007. - №4. – С. 16-22
  24. Яшин С.Н. Концептуальные основы формирования системы социального страхования в России//Безопасность и охрана труда. – 2007. - №2. – С. 25-31
  25. www.minfin.ru
  26. www.fss.ru

Информация о работе Обязательное социальное страхование