Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:35, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть понятие, сущность и задачи системы обязательного социального страхования в России.
Задачи работы:
Отразить исторический аспект развития обязательного социального страхования (ОСС) в России и его правовое регулирование;
Рассмотреть структуру, принципы и функции ОСС;
Определить основные проблемы формирования системы ОСС в России;
Предложить способы формирования более эффективной системы ОСС.
введение……………………………………………………………………….
3
1. Основания обязательного социального страхования
в России………………………………………………………………….…..…
4
1.1
История развития и правовое регулирование обязательного
социального страхования в России………………………………….........
4
1.2.
Субъекты обязательного социального страхования……………………..
9
1.3.
Проблемы функционирования системы ОСС в России
на современном этапе……………………………………………………..
18
2. Способы совершенствования формирования системы социального страхования в России…………………………...
23
2.1.
Долгосрочные ориентиры построения системы социального
страхования в Российской Федерации……………………………………
23
2.2.
Формирование финансовой модели социального страхования
в Российской Федерации…………………………………………………..
27
2.3.
Законодательные предложения по формированию современной системы социального страхования в России………………………………
30
3. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.
33
3.1.
Социальное страхование
33
3.2.
Пенсионное страхование
35
3.3.
Обязательное медицинское страхование
39
Заключение…………………………………………..………………………..
42
Список использованной литературы…………….
Основные принципы обязательного социального страхования, отражены в ст.4 Закона РФ от 16.07.1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», и имеют следующий перечень:
В России доля обязательного социального страхования через внебюджетные фонды составляет около 45% затрат на социальную защиту и 8% ВВП. Это обусловлено тем, что обязательное социальное страхование охватывает или все население (как обязательное медицинское страхование), или большие по численности категории граждан. Например, пенсионеров — по обязательному пенсионному страхованию; работающих граждан — по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; по обязательному страхованию жизни и здоровья многих других категорий граждан.
Фонды социального страхования имеют специфические черты, отражающие его функциональное назначение.
Во-первых, через формирование и использование фондов социального страхований соответствующая часть национального дохода превращается в личные доходы, конкретные блага и услуги.
Во-вторых, в социальном страховании четко прослеживается граница первичного и вторичного распределения.
В-третьих, данная сфера финансовых отношений активно регулируется государством.
В-четвертых, фонды социального страхования образуются страховым методом, т.е. за счет страховых взносов предприятий, организаций и граждан.
В-пятых, фонды социального страхования аккумулируют сбережения граждан, предприятий и обеспечивают их частичное инвестирование в экономику.
В Российской Федерации
созданы и действуют три
На основании Положения о Фонде социального страхования от 12.02.1994 года № 101 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.08.2005 №484) Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется - Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Денежные средства и иное имущество,
находящееся в оперативном
Основными задачами Фонда являются:
обеспечение гарантированных
Средства Фонда образуются за счет:
страховых взносов
Средства Фонда направляются на: выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание; частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание); частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ; оплату проезда к месту лечения и обратно; создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях [20,c.75-78].
Рассмотрим финансовые показатели деятельности фондов социального страхования:
1. Бюджет Фонда социального страхования и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
Бюджет ФСС на 2007 год исполнен по доходам в сумме 295 368,2 млн. рублей, или 104,1 процента, и расходам в сумме 303 062,2 млн. рублей, или 99,0 процента.
В таблицах 1.1 - 1.2 представлен вертикальный и горизонтальный анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования [5,c.10].
Таблица 1.1
Вертикальный анализ показателей фонда
Статьи расходов |
2006г. тыс. руб. |
Уд.вес, % |
2007г. тыс. руб. |
Уд.вес, % |
Фонд социального страхования Российской Федерации |
212987313,2 |
287493479,5 |
||
Общегосударственные вопросы |
3 700,0 |
0,001 |
9 732,5 |
0,003 |
Международные отношения и международное сотрудничество |
3 700,0 |
0,001 |
9 732,5 |
0,003 |
Международное сотрудничество |
3 700,0 |
0,001 |
9 732,5 |
0,003 |
Образование |
13 864 931,9 |
6,51 |
15 470 415,6 |
53,8 |
Переподготовка и повышение квалификации |
424 152,7 |
0,2 |
497 388,2 |
1,73 |
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров |
424 152,7 |
0,2 |
497 388,2 |
1,73 |
Переподготовка и повышение квалификации кадров |
424 152,7 |
0,2 |
497 388,2 |
1,73 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
13 440 779,2 |
6,3 |
14 973 027,4 |
52,08 |
Социальное страхование |
13 440 779,2 |
6,3 |
14 973 027,4 |
52,08 |
Оздоровление детей |
13 440 779,2 |
6,3 |
14 973 027,4 |
52,08 |
Социальная политика |
199118 681,3 |
93,5 |
272013 331,4 |
94,6 |
Социальное обслуживание населения |
4 979 794,0 |
2,33 |
6 378 591,2 |
2,18 |
Социальное обеспечение населения |
166270 327,3 |
78,1 |
226202 014,9 |
78,6 |
Социальное страхование |
155686 714,3 |
73,1 |
214640 461,9 |
74,6 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию |
82 026 000,0 |
38,5 |
98 684 300,0 |
34,3 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
1 657 617,5 |
0,77 |
1 602 943,1 |
5,5 |
Пособия по беременности и родам |
15 870 000,0 |
7,45 |
23 760 236,0 |
8,2 |
Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет |
8 624 000,0 |
4,05 |
36 533 338,7 |
1,27 |
Пособия при рождении ребенка |
11 440 000,0 |
5,37 |
13 147 200,0 |
45,7 |
Другие пособия и компенсации |
784 507,7 |
0,36 |
834 802,5 |
2,9 |
Единовременные страховые выпла |
590 995,4 |
0,28 |
561 085,8 |
1,9 |
Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
8 421 931,5 |
3,95 |
9 358 503,1 |
32,55 |
Продолжение таблицы 1.1
Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников |
3 300 000,0 |
1,55 |
3 676 192,5 |
12,7 |
Другие вопросы в области социальной политики |
27 796 168,0 |
13,05 |
39 356 921,8 |
13,6 |
Мероприятия в области социальной политики |
810 187,0 |
0,38 |
925 002,0 |
3,21 |
Всего расходов |
212987313,2 |
100 |
28749379,5 |
100 |
В 2007 году фондом осуществлялись выплаты всех видов пособий по обязательному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, но беременности и родам, при рождении ребенка и другие). Кроме того, в 2007 году осуществлялись выплаты на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Таблица 1.2
Горизонтальный анализ показателей фонда
Статьи расходов |
2006г. Сумма расходов, тыс. руб. |
2007г. Сумма расходов, тыс. руб. |
Темп роста, % |
Фонд социального страхования Российской Федерации |
212987313,2 |
287493479,5 |
|
Общегосударственные вопросы |
3 700,0 |
9 732,5 |
2,63 |
Международное сотрудничество |
3 700,0 |
9 732,5 |
2,63 |
Взносы в международные |
3 032,5 |
2,63 | |
Образование |
13 864 931,9 |
15 470 415,6 |
1,12 |
Переподготовка и повышение квалификации |
424 152,7 |
497 388,2 |
1,18 |
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров |
424 152,7 |
497 388,2 |
1,18 |
Переподготовка и повышение квалификации кадров |
424 152,7 |
497 388,2 |
1,18 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
13 440 779,2 |
14 973 027,4 |
1,11 |
Социальное страхование |
13 440 779,2 |
14 973 027,4 |
1,11 |
Оздоровление детей |
13 440 779,2 |
14 973 027,4 |
1,11 |
Социальная политика |
199118 681,3 |
272013331,4 |
1,37 |
Социальное обеспечение |
166270 327,3 |
22202 014,9 |
0,13 |
Социальное страхование |
155686714,3 |
214640461,9 |
1,38 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию |
82 026 000,0 |
98684300,0 |
1,2 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
1 657 617,5 |
1 602 943,1 |
0,97 |
Пособия по беременности и родам |
15 870 000,0 |
23760236,0 |
1,49 |