Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:35, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть понятие, сущность и задачи системы обязательного социального страхования в России.
Задачи работы:
Отразить исторический аспект развития обязательного социального страхования (ОСС) в России и его правовое регулирование;
Рассмотреть структуру, принципы и функции ОСС;
Определить основные проблемы формирования системы ОСС в России;
Предложить способы формирования более эффективной системы ОСС.
введение……………………………………………………………………….
3
1. Основания обязательного социального страхования
в России………………………………………………………………….…..…
4
1.1
История развития и правовое регулирование обязательного
социального страхования в России………………………………….........
4
1.2.
Субъекты обязательного социального страхования……………………..
9
1.3.
Проблемы функционирования системы ОСС в России
на современном этапе……………………………………………………..
18
2. Способы совершенствования формирования системы социального страхования в России…………………………...
23
2.1.
Долгосрочные ориентиры построения системы социального
страхования в Российской Федерации……………………………………
23
2.2.
Формирование финансовой модели социального страхования
в Российской Федерации…………………………………………………..
27
2.3.
Законодательные предложения по формированию современной системы социального страхования в России………………………………
30
3. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.
33
3.1.
Социальное страхование
33
3.2.
Пенсионное страхование
35
3.3.
Обязательное медицинское страхование
39
Заключение…………………………………………..………………………..
42
Список использованной литературы…………….
Содержание
введение………………………………………………………… |
3 | |
1. Основания
обязательного социального |
4 | |
1.1 |
История развития и правовое
регулирование обязательного |
4 |
1.2. |
Субъекты обязательного
социального страхования………………… |
9 |
1.3. |
Проблемы функционирования
системы ОСС в России |
18 |
2. Способы совершенствования формирования системы социального страхования в России…………………………... |
23 | |
2.1. |
Долгосрочные ориентиры
построения системы социального |
23 |
2.2. |
Формирование финансовой
модели социального страхования |
27 |
2.3. |
Законодательные предложения по формированию современной системы социального страхования в России……………………………… |
30 |
3. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ
СТРАХОВАНИЕ В ИРКУТСКОЙ |
33 | |
3.1. |
Социальное страхование |
33 |
3.2. |
Пенсионное страхование |
35 |
3.3. |
Обязательное медицинское страхование |
39 |
Заключение…………………………………………..…… |
42 | |
Список использованной литературы…………….………………. |
43 |
Введение
В странах с социально ориентированной экономикой серьезное внимание уделяется политике социальной защиты населения, главными составляющими которой являются социальное страхование и социальная помощь.
Обязательное социальное страхование (ОСС) — это разработанная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граждан за счет средств государственного страхового фонда и частных либо коллективных страховых фондов. Иными словами, социальное страхование представляет собой систему сложившихся отношений, способ перераспределения национального дохода, при котором лица, не участвующие в общественном труде, получают содержание из специальных фондов. Источниками формирования фондов социального страхования являются государственные дотации, а также страховые взносы, которые уплачивают трудящиеся граждане и работодатели.
Цель курсовой работы – рассмотреть понятие, сущность и задачи системы обязательного социального страхования в России.
Задачи работы:
Объект работы — система
обязательного социального
Предмет работы — проблемы формирования эффективной модели системы обязательного социального страхования в России.
Проблема реформирования системы социального страхования должна включать в себя вопросы построения новой концепции социальной защиты, разработки модели собственно социального страхования, а также механизма перестройки. Выбор той или иной концепции дело само по себе сложное и ответственное. Рассчитывать на полное заимствование как дореволюционного российского, так и мирового опыта – не приходится, слишком велики различия в исторических и социально-экономических условиях. Неправильный же выбор концепции может негативно сказаться не только на проблеме обеспечения социальной защиты населения, но и способствовать усилению нестабильности общества. Так или иначе, концепцию придется выстраивать заново, но при этом творчески используя элементы позитивного отечественного и зарубежного опыта.
Для написания курсовой работы была использована как нормативно-правовая база по данной теме, так и учебная литература следующих авторов: Роик В.Д., Ковалевский С.М., Павлюченко В.Г., Шутяк Е.Н., а также статьи из периодических изданий и ресурсы сети Интернет.
1. Основания
обязательного социального
1.1. История развития и правовое
регулирование обязательного
социального страхования в России
Государственное социальное страхование — объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.
Обоснованная система социального страхования — одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны [15,c.68].
Обязательное социальное страхование наемных работников в России появилось несколько позже, чем в западных странах. Впервые оно возникло в Германии, где в 1883-1889 гг. был принят ряд законов об организации государственного социального страхования рабочих. Постепенно эта система стала распространяться по всему миру.
В России страхование от несчастных случаев имело две формы: индивидуальную и коллективную. Во втором случае страховые общества заключали договоры с владельцами предприятий, принимая на себя выплату определенных денежных сумм рабочим, пострадавшим от несчастных случаев. Наличие подобного договора освобождало предпринимателя от гражданско-правовой ответственности за причинение вреда. Вопрос о гражданско-правовой ответственности работодателя при подобных обстоятельствах особенно тщательно проработан в законе от 2 июня 1903 г. «О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев». Именно после принятия этого закона предприниматели стали активно поддерживать требования о введении государственного страхования работников с тем, чтобы снять с себя часть расходов по возмещению вреда пострадавшим. Таким образом, данный закон можно считать, в какой-то степени, началом государственного социального страхования в России.
Первые российские законы о социальном страховании были далеки от совершенства. Они не предусматривали всех рисков утраты заработка, не охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и целых регионов страны. Пособие при нетрудоспособности назначалось в размере от половины до двух третей заработка и выплачивалось только с четвертого дня болезни. Пособие по беременности и родам выдавалось в течение шести недель работницам, проработавшим на данном предприятии не менее трех месяцев.
Основы обязательного
социального страхования в
Октябрьская революция внесла в жизнь свои коррективы, новшества не обошли и социальное страхование. Новые руководители страны, пришедшие к власти после Октябрьской революции 1917 года, считали, что законы Третьей Государственной думы не отвечали интересам рабочих. Однако полномасштабного закона о социальном страховании так и не было принято.
Изданные вскоре после Правительственного сообщения нормативные акты о страховании на случай болезни, беременности и родам, а также безработицы не нашли своей полной реализации. Они были фактически заменены Положением о социальном обеспечении трудящихся, утвержденным декретом СНК в октябре 1918 года. Этот документ не только обозначил круг выплат, но и определял размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по безработице и пенсий по инвалидности. Однако в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи Положение не получило необходимого развития. Обеспечение трудящихся осуществлялось, в основном, в виде натурального продовольственного и вещевого довольствия.
Система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства, просуществовала до 1921 года, когда с переходом к новой экономической политике и введением хозрасчета на государственных предприятиях назрела необходимость возврата к той системе социального страхования, элементы которой были обозначены в первых декретах. Мотивировалось это тем, что в новых условиях государство не является единственным собственником промышленности и не должно нести все бремя обеспечения всех работающих по найму.
Заметной вехой в
истории социального
Непосредственное руководство осуществлялось сначала отраслевыми, а потом территориальными межсоюзными профсоюзными органами. На предприятиях (учреждениях, организациях) работу по назначению пособий, контролю за правильностью их выдачи, обеспечению путевками проводили профсоюзные комитеты. Профсоюзы стали заниматься также вопросами охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии. Многие вопросы охраны труда впоследствии вновь были переданы в ведение государственных органов, но социальное страхование управлялось профсоюзами еще долгие годы.
В годы Великой Отечественной
войны были приняты некоторые
меры по улучшению обеспечения отдельны
В послевоенный период отмечалось дальнейшее развитие социального страхования. Установлена выдача пособий по временной нетрудоспособности от трудового увечья и профзаболевания в размере 100 процентов заработка, независимо от каких-либо условий. Продолжительность отпуска по беременности и родам составляла 112 календарных дней. Получало развитие профилактическое направление в социальном страховании.
Перестройка вызвала изменения в организации и финансировании социального страхования. Начало современной системе социального страхования России положило формирование в 1991-1993 годах четырех внебюджетных фондов: пенсионного, медицинского, страхования временной утраты трудоспособности, страхования по безработице, создавших возможность для обеспечения государственных гарантий по всем социальным вопросам (в основном без крупных дотаций из госбюджета, даже если это и предусмотрено Законом). Выплаты пособий, пенсий и других льгот из социальных фондов осуществляются в большей части за счет страховых взносов работодателей, доля которых за последние годы в доходах фондов составляла в среднем не менее 80 % .
Трансформация общественно-экономической системы России в начале 90-х годов создала для населения страны радикально новую ситуацию, которая стала характеризоваться непривычно высоким уровнем социальных рисков: утраты места работы, повышением стоимости жизни, трудностями в получении надлежащей медицинской помощи и достаточного по объему пенсионного обеспечения. При этом реформирование экономики и социальной сферы, неблагоприятная демографическая ситуация совпали по времени с обострением конкуренции на мировых рынках финансов и труда, возникновением и развитием такого феномена, как глобализация мировой экономики, что в итоге усилило неблагоприятные последствия для населения страны и привело к значительным масштабам безработицы, снижению расходов на оплату труда и социальное обеспечение, медицину, образование и культуру.
С развитием многообразия форм собственности сфера государственного социального обеспечения и ее возможности резко сократились. В связи с этим в России с начала 90-х годов на повестке дня среди наиболее крупных вопросов государственной социальной политики встала стратегическая задача по модернизации системы социальной защиты, адаптации ее к требованиям функционирования рыночной экономики, формирования экономических, организационных и правовых механизмов социального страхования [14,c.10-11].
Решая эту задачу, исполнительные и законодательные органы страны в последние 12 — 15 лет разработали законодательную базу социального страхования, регламентирующую деятельность основных субъектов правоотношений в данной сфере, создали государственные социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР), федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования (далее — ФОМС), Фонд социального страхования РФ (далее — ФСС) и Государственный фонд занятости (далее — ГФЗ), который был упразднен в 2001 г.
На сегодняшний день правовой основой функционирования обязательного социального страхования являются федеральные законы и нормативные правовые акты, важнейшими из которых являются: