Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ межличностных и межгрупповых отношений как аспекта социального развития предприятия с целью её совершенствования.
Исходя из поставленной цели работы, можно выделить несколько задач, которые необходимо решить, чтобы достичь этой цели:
Определить роль и место межличностных и межгрупповых отношений в трудовом коллективе организации;
Понять сущность и проблемы межличностных и межгрупповых отношений в трудовом коллективе;
Сравнить межличностные и межгрупповые отношения на предприятиях России и за рубежом;
Введение………………………………………………………………………..…3
Теоретические аспекты межличностных и межгрупповых отношений как аспектов социального развития организации.
Роль и место межличностных и межгрупповых отношений в социальном развитии организации………………………………...6
Сущность и проблемы межличностных и межгрупповых отношений в трудовом коллективе……………………………………………………...…..13
Межличностные и межгрупповые отношения в контексте социального развития организации России и за рубежом…………………………………………………………………………..17
Анализ социального развития ОАО «Газпром Нефть».
Характеристика организации…………………………………...…26
Анализ межличностных и межгрупповых отношений в ОАО «Газпром Нефть»………...…................................................................................34
Эффективность межличностных и межгрупповых отношений ОАО «Газпром».……………………………………………………38
Рекомендации по улучшению межличностных и межгрупповых отношений в трудовом коллективе.
Разработка рекомендаций по улучшению межличностных и межгрупповых отношений в трудовом коллективе………..…….46
Экономическая и социальная эффективность разработанных рекомендаций……………………………………..……………………………...48
Заключение………………………………………..…………………………….56
Список литературы…………………………………
Часто человек не понимает, откуда исходят отрицательные эмоции, конфликтные ситуации в группе.
В группе собираются люди, каждый из которых
обладает индивидуальностью, имеет
присущий ему темперамент и характер,
определенный склад ума и интеллекта,
мир своих ценностей и
Первое, что бросается в глаза и запоминается человеку, -- это прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости. После прически люди обращают внимание на глаза человека, которые, как известно, зеркало души. Глаза могут быть добрыми, холодными, лучистыми, хитрыми, злыми, колючими. Они как бы настраивают другого человека на определенный лад: доверительный, настороженный, агрессивный. И, конечно же, улыбка человека нас очень привлекает, особенно если она добрая и приветливая, а не злая и натянутая.
Различают три типа установки на восприятие другого человека: позитивная, негативная и адекватная. При позитивной установке переоцениваются положительные качества и человеку дается большой аванс, который проявляется в неосознаваемой доверчивости. Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности.
Лучше всего, конечно, адекватная установка
на то, что у каждого человека
есть как положительные, так и
отрицательные качества. Главное, как
они сбалансированы и оцениваются
самим человеком. Наличие установок
рассматривается как
Вступая в общение, люди оказывают
влияние друг на друга, которое имеет
глубинные психологические
Опора на коллектив позволяет в
большинстве случаев отказаться
от тотального контроля и развивать
более эффективный
Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться "рассчитаться" с ним снижением производительности труда. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными из них являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представленных ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации, несбалансированность рабочих мест, недостаточная мотивация и т.д.
Межгрупповые конфликты часто возникают из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между подразделениями.
По данным исследований,
отношения между группами колеблются
в континууме от гармонии до враждебности
и очень часто включают элементы
того и другого. Поведенческие проявления
отношений находятся в
Конкуренция может стимулировать работников к увеличению объема и улучшению результатов работы. В то же время в определенной обстановке ее воздействие может быть разрушительным.
Сотрудничество, как и
конкуренция, имеет свои преимущества
и недостатки. Сотрудничество часто
помогает группам и отдельным
индивидуумам достичь большего, чем
они сумели бы в одиночку. Но оно
также может привести к самодовольству,
негибкости и сведению на нет всех
положительных итогов. Проблема состоит
в том, чтобы определить, какой
уровень конкуренции или
Некоторые из конфликтов, которые возникают между группами, порождаются самим характером их целей или задач.
Некоторые межгрупповые конфликты являются результатом конкуренции групп за долю в пае организации, который включает в себя ресурсы, формальную и личную власть, влияние, статус, вознаграждение, наиболее выгодные производственные задания и др.
То, насколько важными считает группа некоторые параметры другой группы, повлияет на ее поведение по отношению к этой группе. Почти не имеет значения тот факт, воспринимает ли группа данную переменную как функциональную или как дисфункциональную, благоприятную или угрожающую, если она не считает ее важной. Группы могут полностью игнорировать угрозы, если они воспринимают их как незначительные, но вести себя очень агрессивно, если даже небольшую угрозу они считают чрезвычайно опасной для своего положения или роста.
Межгрупповой конфликт обычно происходит, когда один или несколько членов группы испытывают раздражение, столкнувшись с препятствиями в достижении групповых целей. В отдельных случаях источник препятствий пытаются найти внутри группы. Зачастую сами члены группы, методы и процедура, оборудование, модели взаимоотношений или аналогичные факторы могут препятствовать группе в достижении ее целей. Однако чаще ведется поиск внешних источников проблем. Какая-то другая группа может рассматриваться как ограничение или даже препятствие в достижении целей данной группы.
Межличностные отношения в группе
очень важны для взаимодействия
руководителя и подчиненных, а также
членов группы одного статуса. Они включают
в себя как восприятие, так и
понимание людьми друг друга. Понимание
может быть разной глубины проникновения
в сущность личности, индивидуальности
другого. Нижнему, поверхностному уровню
понимания свойственно
На основе общения формируется отношение группы к каждому ее члену, т. е. каждый человек получает свой социометрический статус. Социометрия -- это измерение отношений внутри группы по социальным критериям: с кем бы я хотел проводить время, у кого бы спросить совета, кто мне нравится или не нравится и т. д. Социометрический статус имеет определенные градации -- от положительного через нулевой к отрицательному.
Положение человека в коллективе определяется не только индивидуальными особенностями характера, личности самого человека, но и особенностями коллектива. В мало сплочённом коллективе статус личности зависит во многом от уровня ее общительности. В сплоченных коллективах, в которых выполняется сложная совместная деятельность, статус личности в большей мере определяется ее деловыми и моральными качествами, чем общительностью. Чем бы ни определялся статус человека в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание.
Руководитель должен знать структуру межличностных отношений, чтобы уметь найти индивидуальный подход к каждому члену коллектива. Организуя любой вид деятельности, полезно иметь в виду те реальные группировки, которые сложились в группе.
Социальная психология рассматривает
коллектив как особое качество группы,
связанное с общей
Один из возможных вариантов — обращение к опыту стран Запада, например, США или Японии, которые достигли в области взаимоотношений в трудовом коллективе существенных успехов.
США были и остаются наиболее мощной "управленческой державой", в которой изучение внутренних коммуникаций компаний сформировалось в отдельный подраздел public relations. Опыт Японии представляет для нас интерес потому, что используемые в фирмах этой страны методы внутренней коммуникации, как показали практика и время, достаточно эффективны.
Американский подход к внутренним
коммуникациям, по-видимому, начал формироваться
со школы человеческих отношений
и бихевиоральных концепций, которые
считают главным элементом
У такого чисто японского явления как "пожизненный найм" — фирма гарантирует своим работникам занятость до их выхода на пенсию. Несмотря на то, что данная система — мощное средство мотивационного воздействия, она не прижилась в Америке.
Принимая во внимание то, что Россия находится на своеобразном перепутье, для нее не будет лишним изучить и проанализировать опыт других стран. Это вовсе не означает, что нужно копировать тот или иной подход. Что прижилось в одной стране, не обязательно найдет свое место в другой. Но упрямо отказываться от знакомства с некоторыми принципами построения внутренних коммуникаций в зарубежных странах не стоит.
Таблица №1
Сравнительный анализ взаимоотношений и коммуникаций внутри коллектива в России и за рубежом
Критерии |
Россия |
США |
Япония |
Решение проблем |
Стремление к |
Комплексный контроль |
Самостоятельность в решение локальных проблем. |
Разграничение трудовых обязанностей |
Непостоянно |
Четкое, в соответствии с должностными инструкциями |
Непостоянно расплывчато |
Взаимопомощь работников |
Присутствует |
отсутствует |
Массовая |
Квалификация |
Высокая |
После определенного периода
времени отдельный рабочий | |
Взаимодействие опытных рабочих с молодыми |
Осуществляется на неформальной основе |
Минимум взаимодействия |
осуществляться на неформальной основе посредством помощи и советов опытных рабочих и постоянной практики молодых |
Главная цель |
В зависимости от предприятия и его деятельности |
рост прибыли Рост годовой прибыли и дивидендов вкладчиков |
Сохранение занятости, улучшение условий труда рабочих, |
Ответственность |
Индивидуальная |
Индивидуальная |
"Работа есть групповая ответственность" |
Рабочая атмосфера |
Жесткая конкуренция и недоверие |
Жесткая конкуренция. |
"Фирма — одна семья". |
Профсоюз |
Присутствует |
присутствует |
Присутствует |
Конкуренция |
Высокая |
высокая |
Низкая |
Мотивация |
больше полагаются на вознаграждение, чем на наказание |
Больше полагаются на наказание, чем на вознаграждение |
больше полагаются на вознаграждение, чем на наказание |