Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 23:14, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании сущности исполнения страховых обязательств в целом и проблем исполнения страховых обязательств, а также разработке предложений по совершенствованию исполнения обязательств по страхованию, затрагивающее вопросы законодательства, ответственности сторон и роли государства в решении этой проблемы.
Введение …………………………………………………………......…….. 3
1. Понятие, формы и виды обязательств по страхованию
1.1 Понятие обязательств по страхованию……………………………… 5
1.2 Формы страхования и основные виды обязательств по страхованию……………………………………………………………………. 8
2. Возникновение, исполнение и прекращение обязательств по страхованию
2.1 Основания возникновения обязательств по страхованию………….. 12
2.2. Исполнение обязательств по страхованию…………………………. 15
3. Оптимизация и совершенствование механизма исполнения обязательств по страхованию
3.1. Проблемы исполнения страховых обязательств…………………… 18
3.2. Ответственность сторон за нарушение страховых обязательств…. 24
3.3. Пути совершенствования механизма в области исполнения страховых обязательств…………………………………………………………………..… 27
Заключение…………………………………………………………………. 30
Библиографический список ………………………………………………. 32
Кроме
того, к одним из видов исполнения
обязательства относится и абан
В
этом случае страховое возмещение должно
выплачиваться в размере
В
морском страховании при
Таким
образом, надлежащее исполнение обязательств,
в том числе и по договорам страхования,
лежит в основе гражданско-правовых отношений.
Исполнение обязательства страховщиком
состоит в предоставлении страховой выплаты,
установленной федеральным законом и
(или) договором страхования, при наступлении
страхового случая. Обязанностью страхователя
является уплата страховой премии, выражающей
возмездность страхового обязательства
и иные обязанности,
вытекающие из особенностей договора
страхования.
3.
Оптимизация и совершенствование
механизма исполнения
обязательств по страхованию
3.1.
Проблемы исполнения
страховых обязательств
Проблем в области исполнения страховых обязательств достаточное множество, к их числу можно отнести следующие:
Поговорим немного о каждой из проблем. И для начала остановимся на несовершенстве и пробелах законодательства в страховании.
Отношения по договору страхования регулируются гл. 48 ГК РФ. Однако данная глава практически не содержит в себе правовых норм, посвященных ответственности страховщика, механизмов гарантии прав страхователя при нарушении договорного обязательства. Структурирование данной главы Кодекса также далеко от идеала.
В отличие от других
Правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением туристских услуг, осуществляется ГК РФ, ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Законом РФ «О защите прав потребителей», а также иными нормативными правовыми актами.
Как следует из ч. 10 ст. 17.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» правила, которые применяются в отношении договора страхования ответственности туроператора и банковской гарантии, определяются в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Законом об основах туристской деятельности. Однако отдельные правовые нормы данного закона, в частности касающиеся страхования ответственности субъектов туристской деятельности, не соответствуют положениями ГК РФ, что нарушает в данном случае общий принцип действия гражданского законодательства, установленный ст. 3 ГК РФ.
Из смысла и содержания вышеприведенных норм действующего законодательства, регулирующих правоотношения, возникшие между туристом и турагентом в результате реализации последним туристского продукта от своего имени, следует, что ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного договора возлагается на турагента, а не на туроператора.
Следует также отметить, что ст. 932 ГК РФ допускает страхование договорной ответственности только самого страхователя, и в случае нарушения этого требования, договор будет считаться ничтожным [21, с.3]. Таким образом, туроператор, застраховавший свою ответственность в силу ст. 17.1 Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и не являющийся обязанным лицом по договору реализации туристкого продукта турагентом в силу ст. 1005 ГК РФ, не будет являться гарантом защиты интересов пострадавшего туриста от реализации некачественного туристского продукта.
Очевиден
пробел в законодательстве, не предусмотревшем
обязательное страхование риска
наступления ответственности
Приведем еще один пример, касающийся страхования финансовых рисков.
Следует подчеркнуть, что страхование финансовых рисков прямо предусмотрено в пп. 23 п. 1 ст. 32.9 Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Сотрудники налоговых органов полагают, что страхование финансовых рисков, связанных с возможностью неисполнения или ненадлежащего исполнения договоров контрагентами страхователей, фактически представляет собой страхование договорной ответственности, а поскольку требуемого законодательством (п. 1 ст. 932 ГК РФ) разрешения на страхование ответственности по такого рода договорам не предусмотрено, то, стало быть, данные сделки ничтожны.
Такую же позицию занимают некоторые суды. В качестве примера приведем решение суда Пресненского района г. Москвы от 9 марта 2009 г. и от 19 мая 2009 г. об удовлетворении иска гр-ки Н. к ООО "Страховая компания "Генстрахование" о признании страхового полиса (договора страхования финансовых рисков) от 8 декабря 2007 г. N КС/076 недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки [23, с.12].
Подобный подход во многом объясняется отсутствием в гл. 48 ГК РФ каких-либо специальных правил, посвященных регулированию договоров финансовых рисков.
Однако, в п.2 ст.929 ГК РФ, где закреплена классификация видов договоров имущественного страхования, их перечень не носит закрытый характер. В этой связи нет оснований говорить о том, что ГК РФ не предусмотрел страхование финансовых рисков, а поэтому такого страхования и не может быть.
В
России действует прямо
Так
приведем отличный от первого примера
решение суда. Президиум Высшего Арбитражного
Суда РФ 25 февраля 2009 г. в постановлении
N13258/08 по гражданскому делу по заявлению
ЗАО "Страховая компания "Русские
страховые традиции" о признании незаконным
решения МИФНС России N50 по г. Москве оставил
в силе решения арбитражных судов первой
и апелляционной инстанций в части признания
договоров страхования финансовых рисков
инвесторов долевого строительства действительными
сделками и правомерности формирования
под указанные договоры страховых резервов
[7, с.16].
Далее поговорим о практике вынесения решений судами различных инстанций. На основе анализа судебной практики выявлены как неоднозначные подходы судов к применению норм права, так и игнорирование участниками хозяйственных споров сложившейся судебной практики, которое приводит к увеличению количества споров в судах и искусственному затягиванию процесса выплаты страхового возмещения.
Приведем несколько примеров из практики по исполнению договоров страхования.
Как отмечалось ранее, право требования возмещения ущерба в порядке суброгации возникает с момента наступления страхового случая, а не с момента выплаты страхового возмещения.
Так страховое общество, оплатив 17.11.2009г. ремонт застрахованного транспортного средства, поврежденного 25.03.2009г. в результате ДТП, обратилось 31.07.2010 с иском к страховой компании, в которой застрахована автогражданская ответственность виновника ДТП, о взыскании в порядке суброгации причиненного ущерба [22, с.5].
Отказывая
истцу в удовлетворении заявленного
требования ввиду пропуска срока
исковой давности, суд указал на
несостоятельность довода о начале
течения срока исковой давности
со дня исполнения основного обязательства.
В силу пункта 1 статьи 965 ГК РФ к страховщику,
выплатившему страховое возмещение, переходит
в пределах выплаченной суммы право требования,
которое выгодоприобретатель имеет к
лицу, причинившему вред. После выплаты
страхового возмещения происходит перемена
лиц в обязательстве путем перехода прав
кредитора к другому лицу на основании
закона (абзац пятый статьи 387 ГК РФ) и продолжает
существовать основное обязательство
между страхователем (выгодоприобретателем)
и лицом, ответственным за убытки. А, следовательно,
право требования возмещения ущерба в
порядке суброгации возникает с момента
наступления страхового случая (с 25.03.2009),
а не с момента выплаты страхового возмещения.
Говоря о нарушении исполнения обязательств страховщиками или страхователями, хотелось бы в первую очередь отметить страховое мошенничество, которое получило довольно-таки большое распространение в сфере страховых услуг и которое отражает недобросовестность в первую очередь страхователей.
Страхователь на стадии заключения договора обязан сообщать правдивые сведения о факторах возможного негативного влияния на риск, который подлежит страхованию, а также предоставлять объективную информацию о причинах и обстоятельствах наступления страхового события.
Мошенникам в сфере страхования помогает коррумпированная часть ГАИ, таможни, милиции и т.д., от которой во многом зависит содействие организации преступления и сокрытие его следов.
Поэтому
в практике страховых компаний существует
достаточное примеров выплат по заведомо
мошенническим страховым случаям. Это,
конечно, связано не только с пробелами
в нашем законодательстве, но и с низким
уровнем профессиональной компетентности
объединений и лиц, привлекаемых страховщиками
к обеспечению мер экономической безопасности
и их деятельности, неэффективность применяемых
инструментов экономической безопасности.
К числу же злоупотреблений со стороны страховщиков можно отнести в первую очередь нарушение сроков выплаты страхового возмещения или необоснованный отказ от такой выплаты, а также заведомо незаконное заключение договоров страхования, когда страховщик не имеет намерения исполнять этот договор.
Так,
к примеру, в Поволжском округе был
зафиксирован факт неисполнения страховой
компанией ОАО «Гута
Нельзя оставить без внимания и роль государства в части решения проблем исполнения страховых обязательств. Поскольку именно отсутствие надежного механизма государственного контроля выполнения страховыми организациями принятых обязательств, адекватной оценки их надежности и финансовой устойчивости является одной из причин неисполнения страховых обязательств.