Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 23:44, автореферат
Цель и задачи исследования.
Исходя из вышеизложенного, целью диссертационной работы является исследование теоретических положений и практического опыта инвестиционной деятельности страховых компаний и разработка на этой основе методических рекомендаций по оптимизации организации и управления инвестиционными ресурсами страховщиков.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих конкретных задач, определивших логику исследования:
•на основе критического системного анализа предшествующих теоретических и методологических исследований страхового рынка определить особенности участия страховых организаций в инвестиционной деятельности;
•обобщить зарубежную и отечественную практику инвестирования страховых средств и установить основные тенденции реализации инвестиционного потенциала страховых компаний;
•определить принципы и порядок формирования инвестиционных ресурсов страховой организации и уточнить содержание понятий, характеризующих инвестиционные возможности страховщиков;
•исследовать современные правила и условия государственного регулирования инвестиционной деятельности страховых компаний в России и за рубежом;
•выявить факторы, обусловливающие эффективность участия страховщиков в инвестиционной деятельности, и разработать концептуальные подходы для оптимизации использования инвестиционных ресурсов страхования;
•построить математическую модель, позволяющую оптимизировать инвестиционную деятельность страховых компаний с учетом действия специфических для страхования принципов формирования резервов и установленных государством ограничений.
4. Приступая
к рассмотрению страховых
Основным здесь, на наш взгляд, является понятие “страховой фонд”, которое непосредственно связано с определением страхования. Еще В.К.Райхер в своих фундаментальных исследованиях определил страхование как форму “организации централизованного… …страхового фонда за счет децентрализованных источников: из взносов, делаемых в этот фонд его участниками” (Райхер В. К. Общественно-исторические типы страхования /АН СССР. Ин-т права. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1947. – с.12. ). Таким образом, сама суть страхования заключается в формировании страхового фонда из собранных страховых премий.
Исходя из этих положений, мы предлагаем следующее определение страхового фонда. Страховой фонд – это сумма средств, сформированная за счет аккумулирования поступивших страховых премий, пополняемая в результате инвестиционной деятельности страховщика и предназначенная для осуществления страховых выплат.
В трактовке понятия “страховые резервы” в отечественной литературе существуют две основные точки зрения. Целый ряд авторов (А.А.Гвозденко, С.Л.Ефимов, Е.В.Коломин, В.В.Шахов,) в своих работах отождествляют понятия “страховые резервы” и “страховые фонды”, хотя на наш взгляд это неверно.
Вторая точка зрения заключается в использовании термина “страховые резервы” как учетной категории, характеризующей объем обязательств страховой компании перед страхователями по договорам страхования. Эта позиция обосновывается понятием страховых резервов в нормативных документах по ведению бухгалтерского учета в страховых организациях, что наглядно показано в формах отчетности страховщиков, где в балансе раздел “Страховые резервы” находится в пассивах. Так как в основе расчета страховых резервов лежит оценка неисполненных обязательств страховщика, размер страховых резервов изменяется адекватно увеличению или уменьшению страховой ответственности. Страховые резервы могут увеличиваться пропорционально увеличению обязательства страховщика по договорам.
С нашей точки зрения, страховые резервы – это учетная категория, определяющая необходимый объем страхового фонда для выполнения обязательств страховщика по договорам страхования.
Указанные противоречия обнаруживаются и в анализе инвестиционного процесса страховых компаний. Первая группа исследователей использует понятие “инвестирование средств страховых резервов”, а вторая – “инвестирование активов, принимаемых в покрытие страховых резервов”. С нашей точки зрения, и в том и в другом случае речь идет об инвестировании именно страховых фондов.
Подводя итог вышесказанному, нами предлагается при описании инвестиционной деятельности страховой компании использовать термин “инвестирование страховых фондов”. Инвестирование страховых фондов – размещение средств страховых компаний, предназначенных для осуществления страховых выплат на принципах прибыльности, возвратности, ликвидности и диверсификации.
5. В процессе
исследования классификации
Поэтому мы предлагаем следующее определение: технические резервы – это оценка ожидаемых в будущем сумм выплат по договорам страхования иным, чем страхование жизни, действующим на момент оценки.
6. Инвестирование
страховых фондов существенно
отличается от других видов
инвестиционной деятельности. Это
связано как с рисковой
Принцип надежности является основным в страховых инвестициях. Страховая компания продает услугу по защите материальных интересов своих клиентов и получает во временное пользование средства страховых взносов. Для выполнения своих прямых функций страховая компания, в первую очередь, должна быть уверена в возвратности производимых инвестиций для покрытия возникающих страховых ущербов.
Действие других принципов инвестирования определяется особенностями конкретных видов страхования. Наиболее существенные отличия наблюдаются при размещении средств страховых фондов, сформированных по страхованию жизни (страхование сумм) и рисковым видам страхования (страхование ущерба). В диссертационной работе проведен подробный сравнительный анализ особенностей инвестирования средств страховыми компаниями применительно к этим отраслям страхования, результаты которого представлены в табл. 2.
7. Одной из
основных особенностей
Таблица 2
Сравнение принципов инвестиционной деятельности по страхованию жизни и рисковым видам страхования
|
Основными целями государственного регулирования инвестирования страховых фондов являются:
Проведенный в
рамках диссертационной работы развернутый
анализ эволюции системы государственного
регулирования инвестиционной деятельности
страховщиков в нашей стране с
дореволюционной эпохи до современности
и сравнение существующей системы
с западными аналогами
Основой современной системы государственного регулирования инвестиционной деятельности страховых организаций в России является Закон РФ “Об организации страхового дела в РФ”. Однако реальное регулирование государством страховых инвестиций осуществляется через государственные Правила размещения страховщиками страховых резервов, которые являются обязательными для выполнения всеми страховыми организациями РФ. В диссертационной работе представлен детальный анализ положений данного документа, в особенности тех направлений и норм инвестиционных вложений, которые предусмотрены государством для страховщиков. Проведенное исследование показало, что выполнение страховщиками установленных правил фактически лишает их возможности самостоятельно принимать решения о размещении значительной части страховых фондов и реализовывать на практике основные принципы инвестирования.
Основу инвестиционных вложений страховых организаций по принятым правилам составляют государственные ценные бумаги (до 30%) и банковские ценные бумаги (до 40%). Только 10% страховых резервов разрешается вкладывать в реальный сектор экономики. Государство, представляя себя или банки в качестве наиболее надежных и эффективных инвестиционных посредников, на самом деле решает вопрос привлечения “дешевых” денег. Причем государственные заимствования через ценные бумаги (т.е. долговые обязательства) не только не надежны, о чем свидетельствовал кризис 1998 г., но и не гарантируют поступления этих средств в национальную экономику.
Размещение страховых
резервов в банковские ценные бумаги
позволяет в достаточной
Вложение страховщиками средств в котируемые ценные бумаги в условиях текущего состояния фондового рынка нашей страны не удовлетворяет ни одному принципу размещения. Ввиду предельной узости фондового рынка как по количеству предлагаемых к продаже бумаг, так и по числу участников этого рынка, возвратность, ликвидность и прибыльность страховых резервов, размещенных на фондовом рынке, на практике зависит от поведения отдельных крупных игроков рынка (в том числе – государства), а не от фактического экономического состояния отдельного эмитента.
В государственных правилах необоснованно сужен перечень разрешенных объектов инвестирования. Так, с нашей точки зрения, необходимо снять ограничение на размещение средств страховых фондов в отдельные объекты недвижимости.
Допустимые размеры
инвестирования по различным направлениям
устанавливаются на федеральном
уровне без учета региональных особенностей
развития отдельных отраслей экономики.
Это не дает возможности страховым
компаниям использовать собираемые
на определенной территории страховые
средства для экономического развития
региона и его хозяйствующих
субъектов, которые и выступают
основными источниками
В современных условиях государственное регулирование инвестирования страховых фондов требует, на наш взгляд, введения и соблюдения дополнительного принципа размещения страховых резервов. Это принцип контроля за инвестициями (подконтрольности) со стороны страховщиков. Это означает обеспечение реальной возможности для страховых компаний осуществлять контроль за размещенными резервами путем участия в советах директоров предприятий, в которые сделаны инвестиции, регулярного получения информации о принимаемых управленческих решениях, о текущем финансовом состоянии и т.п. В настоящее время у страховщиков нет ни возможностей выбора, ни способов воздействия на эффективность своих инвестиций.