Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:13, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в оценке эффективности добровольного страхования в РФ.
В соответствии с указанной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- дать понятие добровольного страхования;
- изучить систему добровольного страхования в РФ;
- изучить структуру добровольного имущественного страхования и страхование ответственности;
- разработать практические рекомендации по повышению эффективности добровольного страхования в РФ.
Работа состоит из ведения, трех глав, заключения и списка литературы.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы добровольного страхования в РФ
1.1 История развития добровольного страхования в России……………..….4
1.2 Законодательное регулирование добровольного страхования в РФ……14
2.Анализ действующей системы добровольного страхования
2.1 Система добровольного страхования 2008-2010гг………………………19
2.2Добровольное имущественное страхование………………………………21
2.3 Добровольное страхование ответственности……………………………..27
3. Проблемы и перспективы развития добровольного страхования
3.1 Основные проблемы и пути совершенствования добровольного страхования……………………………………………………………………..31
3.2 Перспективы развития добровольного страхования……………………. 33
Заключение…………………………………………………………………….. 41
Список литературы……………………………………………………………. 42
Вид страхования |
Коэффициент выплат по договорам | ||
всего | Сфиз.лицами | С юр.лицами | |
Страхование грузов | 14 | 1 | 14 |
Сельскохозяйственное страхование-всего | 48 | 32 | 48 |
в
том числе:
сельскохозяйственных культур |
47 | 79 | 47 |
Урожая-всего | 51 | 22 | 52 |
Из него: с использованием субсидий, предоставляемых из фед.бюджета на компенсации части затрат по страхованию лите урожая сельскохозяйственных культур | 41 | - | 41 |
Многолетних насаждений | 0,5 | - | 0,5 |
животных | 23 | 31% | 19 |
Страхование имущества юр.лиц- всего | 17 | - | 17 |
в том числе: товаров на складе | 30 | - | 30 |
имущества, используемого при проведении строительно-монтажных работ | 21 | - | 21 |
прочего имущества юр.лиц | - | 15 | |
Страхование имущества граждан- всего | 17 | 17 | 6 |
в том числе: строений граждан | 17 | 17 | - |
домашнего имущества | 18 | 18 | - |
прочего имущества граждан | 14 | 15 | 6 |
Страхование средств наземного транспорта | 58 | 61 | 44 |
Страхование средств железнодорожного транспорта | 9 | - | 9 |
Страхование воздушных средств | 31 | 19 | 31 |
Страхование
средств водного транспорта- |
70 | 50 | 71 |
в том числе: средств морского транспорта | 71 | 14 | 74 |
средств внутреннего водного транспорта | 66 | 98 | 62 |
Концентрация
на рынке имущественного страхования
в 2008 году продолжала увеличиваться: если
в 2007 году данными видами страхования
занимались 562 страховые организации,
то год спустя – 510. Однако такое сокращение
количества страховщиков на рынке имущественного
страхования почти не изменило сложившихся
пропорций: на 50 крупнейших страховщиков
по-прежнему приходится 80% страховых премий,
доля двадцати крупнейших увеличилась
с 60% до 62%, а доля десятки лидеров – с 44%
до 45%.
2.3 Добровольное страхование ответственности
Добровольное страхование ответственности традиционно занимает небольшую долю в структуре страховых премий (в 2007 году — 1-м полугодии 2009 года 4-5% от совокупной страховой премии, кроме ОМС). Страховые премии по этому виду страхования в 2008 году составили 22,5 млрд руб., выплаты — 2,6 млрд руб.; прирост по сравнению с 2007 годом составил 10% и 63% соответственно. За 1-й полугодие 2009 года страховые премии составили 12,8 млрд руб., что на 6% больше, чем в 1-м полугодии 2008 года. Еще год назад 44,2% страховой премии относилось страховщиками к категории "страхование иных видов ответственности" Такая ситуация, обусловленная отчасти несовершенством отчетности, представляемой страховщиками в Росстрахнадзор, свидетельствовала о довольно низкой степени прозрачности в данном сегменте рынка. Начиная с отчетности за 2008 год вступила в силу новая форма годовой статистической отчетности № 2-С "Сведения о деятельности страховой (страховой медицинской) организации за_год", в которой предусмотрена детализация "иных видов ответственности"
Рисунок 4. Тепмы прироста страховых премий и выплат по страхованию ответственности 2008-2010гг
В
2008 году объем страховых премий по
страхованию ответственности составил
22,5 млрд руб. При этом страховые выплаты
продолжили свой рост и составили в 2008
году уже 2,6 млрд руб. В 2009,2010 годах также
наблюдается увеличение страховых премий
.
Рисунок 5. Страховые премии по видам личного страхования, по договорам, заключенным с физическими и юридическими лицами
Наибольшая доля страховой премии в данном сегменте пришлась на страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам, доля которого составила 32% от страховых премий по добровольному страхованию ответственности. В данную группу вошли страховые премии по страхованию гражданской ответственности организаций, осуществляющих строительно-монтажные работы, профессиональной ответственности нотариусов, оценщиков и иных лиц.
27% страховых премий пришлось на договоры добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (средств наземного транспорта — 2,4 млрд руб. и воздушного транспорта — 2,5 млрд руб., на договоры страхования ответственности владельцев железнодорожного и водного транспорта пришлось 300 тыс. руб. и 1,2 млрд руб. соответственно).
Страховые премии по договорам страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе специализированных депозитариев, управляющих компаний, таможенных брокеров и перевозчиков, оценщиков, аудиторов и иных лиц, составили 26%.
Страховые премии по договорам страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты, составили 10%:
• за причинение вреда окружающей среде — 0,7 млрд руб.;
•
за причинение вреда иным объектам — 1,6
млрд руб.
3. Проблемы и перспективы
развития добровольного
3.1
Основные проблемы и пути
В настоящее время для развития добровольных видов страхования характерны следующие проблемы:
Для решения указанных проблем и в целях выработки механизмов развития добровольного страхования необходимо:
Особое внимание следует уделить развитию имущественного страхования:
Особую значимость приобретает обеспечение страховой защитой на случай причинения вреда в результате пожара объектов социальной сферы (школы, ВУЗы, больницы, дома престарелых и пр.), объектов с массовым пребыванием людей, объектов культурного наследия, иных объектов недвижимости. Развитие страхование от огня необходимо сопровождать широкомасштабной разъяснительной работой, подкрепляемой требованиями нормативных правовых актов, в которых необходимо определить круг собственников, ответственных за заключение договора страхования от огня, источники средств для уплаты страховой премии[7,стр.713].
.
3.2 Перспективы развития
Анализ
потребностей современных отечественных
страхователей-юридических лиц
Согласно опросам, проводимым ВЦИОМ среди населения РФ, 44,6% опрошенных отрицательно относятся к страхованию из-за полученного ими, знакомыми или кем-либо еще негативного опыта. Почти половина страхователей неудовлетворена качеством услуг страховой компании. По большей части (40% опрошенных) - эта неудовлетворенность связана с бюрократичностью компаний и большим количеством документов, которые приходится оформлять для получения страхового возмещения, а также с чрезмерной продолжительностью этих процедур. О недостаточности услуг, предоставляемых страховщиком, говорят 17% опрошенных, о неполной выплате – 16%. В 2007 году при ответе на вопрос "Какие меры в первую очередь помогут снизить количество обманов страховых компаний?" самым популярным был ответ "Увеличить выплаты по страховым случаям" (18%). Таким образом, в общественном мнении обман страховщика не ассоциируется с преступлением, он связан с возвратом своих средств, наказанием компаний, которые сами обманывают страхователей. Характерно, что при этом самым известным видом страхования было страхование ОСАГО. При этом в конце 2007 г. руководитель ФССН И.В. Ломакин-Румянцев отметил, что выплаты более чем трети страховых компаний составляют менее 30% от сборов. Выплаты более чем 200 компаний составляют от 0 до 10% от сборов, еще 80 страховщиков – от 10% до 20%, почти 370 – менее 30%. По его мнению, на рынке велика доля компаний, которые «собирают деньги для каких-то других целей», отличных от выплаты возмещений клиентам.
Исследователи отмечают, что сами страховые компании, чаще всего, подозревая, что налицо мошенничество, отказывают клиенту в страховых выплатах. По их логике, если страхователь прав, то он сам подаст в суд на страховую компанию, а мошенник этого делать не будет. Из-за такой «презумпции страховой виновности» часто страдают совершенно невиновные люди. При этом известно, что 96% клиентов не жалуются на плохое обслуживание, но в то же время 90% не обращаются повторно туда, где им не понравилось. При этом каждый недовольный страхователь передает негативную информацию о компании не менее 12 знакомым, которые потенциально могли бы стать, но уже никогда не станут клиентами компании. По причине плохого обслуживания и разочарования содержанием услуги уходят до 80% клиентов. По наблюдениям экспертов, свыше 90% недовольных никогда не пожалуются в компанию, потому что в этом не видят смысла, а некоторые еще и потому, что не знают, как это сделать и к кому обратиться. Кроме того, потребители говорят, что не хотят жаловаться и отстаивать свои права, поскольку это отнимает много времени [18,стр.387].
Подчеркнем особо тот факт, что оказание страховой услуги имеет вероятностный характер. Клиент страховщика получает страховую выплату лишь в случае, если произойдет указанное в договоре событие, наступление которого оценивается определенной вероятностью. Но клиент может и совсем не получить возмещения, если страховой случай не произошел. В любом случае, и это чрезвычайно важно в свете описанной иррациональности поведения, страхователь тратит на уплату страховых премий часть своего дохода, то есть отказывается от других альтернативных путей его использования и субъективно уже несет потери. Далее, в любом случае, между моментом возникновения убытка и моментом выплаты существует некоторый временной интервал, обусловленный временем подачи документов страхователем и временем, необходимым страховщику для расчета возмещения и подготовки всей необходимой документации для выплаты. Наличие этого интервала, зачастую значительного, причиняет дополнительный ущерб страхователю из-за утраты неполученными от страховщика деньгами покупательной способности с течением времени. И, наконец, при отказе страховщика в выплате сумма потерь клиента также увеличивается - она будет равна не только сумме прямого убытка (или сумме отказа в выплате), - сюда следует прибавить и уплаченную премию, а также альтернативную прибыль, которую могли бы принести средства, направленные страхователем в альтернативные сферы вложений или изъятые из оборота на покрытие возникших убытков. Последние страхователю придется изыскивать в незапланированном порядке, поскольку фонд самострахования в случае уплаты страховой премии, скорее всего, сформирован не будет [14,стр.45]