Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:13, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в оценке эффективности добровольного страхования в РФ.
В соответствии с указанной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- дать понятие добровольного страхования;
- изучить систему добровольного страхования в РФ;
- изучить структуру добровольного имущественного страхования и страхование ответственности;
- разработать практические рекомендации по повышению эффективности добровольного страхования в РФ.
Работа состоит из ведения, трех глав, заключения и списка литературы.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы добровольного страхования в РФ
1.1 История развития добровольного страхования в России……………..….4
1.2 Законодательное регулирование добровольного страхования в РФ……14
2.Анализ действующей системы добровольного страхования
2.1 Система добровольного страхования 2008-2010гг………………………19
2.2Добровольное имущественное страхование………………………………21
2.3 Добровольное страхование ответственности……………………………..27
3. Проблемы и перспективы развития добровольного страхования
3.1 Основные проблемы и пути совершенствования добровольного страхования……………………………………………………………………..31
3.2 Перспективы развития добровольного страхования……………………. 33
Заключение…………………………………………………………………….. 41
Список литературы……………………………………………………………. 42
Если у общества взаимного страхования не хватало средств для покрытия чрезвычайных убытков с учётом средств запасного фонда, то его члены должны были вносить дополнительные суммы на эти цели.
Законодательством об ОВС было предусмотрено, что, если страховая премия по страхованию строений оказывалась менее 150тыс.руб., то общество автоматически подлежало ликвидации[1. стр.134].
В 1894г. был установлен государственный контроль за деятельностью страховых обществ, осуществлявшийся Министерством внутренних дел. Устанавливалась обязательная публичная отчетность всех страховых обществ.
Таким образом, к конце 19 века в России сложилась система страхования в российских и иностранных страховых акционерных обществах, земских обществах и обществах взаимного страхования. Кроме того, страхование проводили правительственные учреждения (преимущественно страхование жизни лиц, состоявших на государственной службе), государственные сберегательные кассы (страхование жизни), железнодорожная пенсионная касса (страхование пенсий), территориальные страховые учреждения (страхование имущества от огня).
В
1913г. во всех страховых учреждениях
России было застраховано имущества
на сумму 21 миллиард руб., в том числе на
долю акционерных обществ приходилось
65% этой суммы, земств - 15%, ОВС –8%. Страховая
премия составила за этот год: в акционерных
обществах России -129 млн.руб, иностранных
компаниях – 12 млн.руб, ОВС – 14 млн.руб.,
сберегательных касс – 15.5 млн.руб. Всего
в 1913г. было собрано по всем видам страхования
204.9 млн.руб. страховых премий . [14,стр.42]
Финансовые ресурсы страховых обществ были важными источниками инвестиций в государственные займы, акции торгов – промышленных компаний и коммерческих банков, использовались в обслуживании внутреннего и внешнего долга.
Интернационализация хозяйственных связей в экономике России во второй половине 19 века охватила и сферу страхового дела. Этого требовали интересы промышленного капитала и финансовой олигархии. Проведенная Витте в 1895-1897гг. денежная реформа создала благоприятные предпосылки для деятельности иностранных страховых обществ.
В
дореволюционной России наибольшее
распространение имело
Второе
место в имущественном
В 1900г. страховое общество «Помощь» начинает проводить страхование от краж со взломом.
Страхованием жизни занимались 11 акционерных обществ (в том числе три иностранных), государственные сберегательные кассы, железнодорожная пенсионная касса и два в общества взаимного страхования. Семь страховых общества проводили страхование от несчастных случаев. Однако страхованием жизни пользовались лишь 0.25% населения страны в основном состоятельные слои общества.
Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что ведущее место в страховом деле в дореволюционной России продолжало сохраняться за акционерными обществами. Наиболее распространённым было имущественное страхование[3.стр.269].
После Октябрьской революции 1917г. преобразование страхового дела в России пошло два этапа. Первоначально декретом Совета Народных комиссаров РСФСР от 23 марта 1918г. учреждался государственный контроль над всеми видами страхования, кроме социального. Этот контроль возлагался на созданный Совет по делам страхования, исполнительным органом которого являлся Комиссариат по делам страхования.
В
1918г. Съезд руководящих работников
страховых отделов губернских Советов,
созванный бывшим Земским страховым
союзом, признал необходимость
Государственное имущественное страхование было восстановлено после окончания Гражданской войны. 6 октября 1921г. Советом Народных комиссаров был принят декрет «О государственном имущественном страховании». Положившим фактическое начало дальнейшему развитию государственному имущественному страхованию в нашей стране. Декрет предусматривал прежде всего государственное добровольное имущественное страхование. По мере организации добровольного страхования и укрепления страхового аппарата вводилось государственное обязательное страхование, которое затем стало основным.
В
период с 1926 по 1932гг. государственное
имущественное страхование
Законодательное введение личного страхования относится к середине 1922г., однако практическое заключение договоров началось с 1923г, когда в результате денежной реформы была обеспечена стабильность валюты.
Первоначально было введено смешанное страхование жизни на дожитие и смерть. В конце 1924-1925гг. начало проводиться страхование от несчастных случаев. В конце 1925-1926гг. было введено добровольное страхование пассажиров (в 1931г. оно стало обязательным).
С декабря 1942г. коренным образом стала перекраиваться система личного страхования. Коллективное страхование, ставшее убыточным, было отменено. Вводилось индивидуальное смешанное страхование, страхование на случай смерти и утраты трудоспособности и страхование от несчастных случаев.
В годы Великой отечественной войны средства государственного страхования направлялись в первую очередь на нужды фронта и тыла. За 1941– 1944гг. Госстрах СССР передал в государственный бюджет в порядке приобретения облигаций госзаймов и в порядке отчислений от прибыли свыше 5.8 млрд.руб. В послевоенные годы государственное имущественное страхование развивалось по пути всемерного расширения объёма страховой ответственности и совершенствования действовавших видов. Наблюдался значительный рост операций личного страхования. Если на конец 1945г. по всем видам личного страхования было застраховано 1.8 млн. человек, то на 1 января 1953г. –5.9 млн.человек. Удельный вес в долгосрочного страхования в общем объёме договоров личного страхования составил в конце 1953г. почти 30%., более чем в два раза увеличилась материальная помощь населению по линии государственного личного страхования: в 1946г. выплаты страховых сумм составляли 4.6 млрд.руб. в 1953г. – 9.5 млрд.руб.
В 1956г. наряду с обязательным страхованием строений, принадлежащих гражданам, было введено добровольное страхование.
Значительно изменены были организационные основы органов государственного страхования в 1958г. Страховое дело было передано в ведение министерств финансов союзных республик. Оперативная самостоятельность Госстраха в каждой союзной республике не нарушала единства страхового дела, так как во всех республиках оно проводилось на основе единого законодательства, по единым правилам и инструкциям Министерства Финансов СССР[2,стр.177].
С
1 января 1968г. были введены новые
условия обязательного
В этот же период в полной мере сохраняется обязательное страхование имущества, принадлежащее гражданам, подтверждённое в 1981г. Указом президиума Верховного Совета СССР «О государственном обязательном страховании имущества, принадлежащего гражданам» и соответствующим постановлением СМ СССР. В соответствии с этими документами обязательному страхованию подлежат находящиеся в личной собственности граждан строения (жилые дома, содовые домики, дачи, хозяйственные постройки), а также животные (крупный рогатый скот, лошади, верблюды и т.д.). Эти формы обязательного страхования сохраняются до сих пор, поскольку вводящие их законодательные акты не отменены, а новый закон об обязательном страховании не принят.
Сильной стороной государственного страхования и компаний, созданных на его основе, была и остаётся их система работы с населением по имущественному и личному страхованию. В конце 80-х годов в СССР работало 5765 инспекций государственного страхования, 3425 их них находилось на территории России. В 1989г. поступление страховых платежей по этой системе составляло более 18 млрд.руб, действовало почти 204 млн. договоров добровольного страхования среди населения, в том числе в России число договоров составляло 121.5 млн. при численности населения 148 млн. человек, т.е. менее 1 договора на человека. Это очень немного, если учесть, что в странах с развитой системой страхования на одного человека приходится 5-6 договоров страхования.
В
начале 90-х годов в Российской
Федерации началось возрождение
национального страхового рынка, которое
продолжается до настоящего времени. Законодательную
базу правового регулирования
В
настоящее время на страховом
рынке России работает около 1400 страховых
компаний, состав которых по формам
собственности имеет следующие
показатели: смешанная –58 %; частная
- 36 %; государственная – 5%; муниципальная
– 1 %[4,стр.517].
1.2 Законодательное регулирование добровольного страхования в РФ
Закон об организации страхового дела в регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности.
Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования, определяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с положениями настоящего Закона. Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования [3,ст.927].
Объектами страхования могут быть не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы:
Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.
Страховщиками признаются юридические лица любой организационно - правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. Законодательными актами Российской Федерации могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории Российской Федерации[3,ст.930].