Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 07:07, курсовая работа
Цель работы: проанализировать конкурентную среду рынка добровольного автострахования.
Соответственно задачами будут являться:
раскрытие понятия конкуренции в страховании
анализ основных факторов обуславливающих интенсивность конкуренции страховых компаний
оценка возможных путей повышения конкурентоспособности отечественных страховых компаний.
Введение…………………………………………………………………………..3
Теоретические аспекты конкуренции в страховании………………………4
Анализ основных факторов, обуславливающих интенсивность конкуренции страховых компаний…………………………………………14
Конкуренция в добровольном автостраховании и пути повышения конкурентоспособности отечественных страховых компаний…………26
Заключение……………………………………………………………………...45
Список использованных источников………………………………………….53
Конкуренция относится к проведению добровольных видов страхования. Она предполагает создание страхователям возможностей для заключения договоров имущественного и личного страхования на условиях, наиболее полно отвечающих их интересам.
Конкуренция побуждает страховые компании разрабатывать и внедрять новые виды страхования, постоянно их совершенствовать, расширять ассортимент услуг, ориентированных на интересы конкретных социально-экономических групп населения, а также предприятий, базирующихся на различных формах собственности.
При проведении одинаковых видов страхования конкуренция выражается в создании удобных форм заключения договоров и уплаты страховых взносов, снижения тарифных ставок, быстрой работе, оперативной выплате страховочных сумм. Отсюда следует, что конкуренция возможна даже при проведении обязательных видов страхования.
Существует
ценовая и неценовая
В основе ценовой конкуренции – тарифная ставка, по которой заключаются договора. Такой способ конкурентной борьбы применим для страховщиков аутсайдеров, которые не в состоянии бороться с более крупными и успешными компаниями.
Неценовая конкуренция – выдвигается на первый план дополнительные сервисные услуги (преимущественное право приобретения акций страховой компании, бесплатные юридические консультации и другое). Сильное орудие неценовой конкуренции – реклама. Цель рекламы – способствовать заключению новых и возобновление ранее действовавших договоров страхования. С ее помощью страховая компания стремится создать престижный имидж своей организации в глазах страхователей.
Реклама может не ограничиваться сообщением о видах страхования, порядке заключения договоров, выплате страховочной суммы. В ней также должна содержаться информация о страховой организации, ее уставном капитале, акционерах, активах и пассивах баланса. Только при таких условиях у страховщиков будет реальная возможность решить вопрос о том, какой страховой компании доверить средства.
К незаконным методам ценовой конкуренции относятся: шпионаж, переманивание специалистов, владеющих ценной информацией, подлог страховых свидетельств.
Из предположения, что конкуренция – главное условие перехода к рыночным отношениям, вытекает право различного рода организаций и граждан заниматься страховым делом.
Но страхование – это особая сфера деятельности, которая должна обеспечивать защиту юридических и физических лиц при наступлении тяжелых событий. Эта сфера должна быть надежной и гарантированной, следовательно, страхование нуждается в особых мерах государственного регулирования. Оно должно базироваться на прочном экономическом и юридическом фундаменте.
Таким
образом, в стране создается механизм
регистрации страховых
Сочетание конкуренции и государственного регулирования – необходимо для стимулирования развития страхового дела в сферах, где нет надежды на существенную прибыль (страхование урожая, экологических рисков).
Конкурирующие
организации, исходя из своих интересов,
отдают приоритет менее трудоемким
и более дорогим видам
Выделяют
экономические и
Экономические:
Организационные: система скидок и льгот страхования по срокам и условиям договоров страхования.
В
идеале оба параметра
Анализ конкуренции на страховом рынке осуществляется в несколько этапов.
Первый этап — оценка степени подверженности страхового рынка процессам конкуренции на базе анализа основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции.
К таким факторам относятся:
Численность конкурирующих
На втором этапе анализа уровня конкуренции выделяются основные страховые компании - конкуренты и рассматривается их роль в совокупной реализации страховых услуг. Данные по этой категории конкурентов сводят в единую таблицу по определенной форме [2].
Принято различать ценовую и
неценовую конкуренцию
Неценовая конкуренция
Благодаря такому подходу
К незаконным методам
Любые страховые услуги
Выделяют
экономические и
Анализ основных факторов, обуславливающих интенсивность конкуренции страховых компаний
Основным этапом анализа конкуренции на страховом рынке является оценка степени подверженности рынка процессам конкуренции на базе анализа основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции.
Поскольку конкурентная среда формируется не только под влиянием борьбы внутриотраслевых конкурентов, для анализа конкуренции на рынке в соответствии с моделью М.Портера учитываются следующие группы факторов:
Каждая
из рассматриваемых сил
Основные факторы, определяющие уровень конкуренции в отрасли, объединенные в группы, а также признаки их проявления представлены в таблице (Приложение А).
Таким образом, появляется возможность оценить значимость факторов по степени проявления их признаков на страховом рынке и сделать заключение об общем уровне конкуренции на данном рынке.
Проанализируем характер влияющих факторов, входящих в группу «ситуация в отрасли». Сейчас рассмотрим теоретическую базу для дальнейшего анализа уровня конкуренции на российском страховом рынке.
Число
и мощность страховых фирм, конкурирующих
на рынке, в наибольшей мере определяют
уровень конкуренции. В принципе
интенсивность конкуренции
Наличие на рынке большого числа конкурирующих страховых компаний, имеющих высокую степень диверсификации услуг, свидетельствует о невозможности ухода в «нишу», то есть ухода от конкурентной борьбы посредством специализации в каких-то страховых услугах. Таким образом, высокая степень унификации страховых услуг в отрасли действует в сторону понижения конкуренции на исследуемом рынке.
Изменение
платежеспособного спроса на рынке
усиливает или ослабляет
Степень стандартизации страхового продукта, предлагаемого на рынке, действует в направлении обострения конкуренции. Действительно, когда каждый производитель предлагает свою модель изделия или свой комплекс услуг, предназначенные для одного сегмента рынка, конкуренция сводится к минимуму. И, напротив, при выпуске всеми производителями однородной продукции, предназначенной в равной степени для всех потребителей, конкуренция между ними высока. Конечно, это крайние случаи. На практике продукция на любом рынке в той или иной степени дифференцирована, что не отменяет конкуренцию, а лишь несколько снижает степень конкурентной борьбы.
Информация о работе Анализ конкурентной среды на рынке добровольного автострахования