Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 09:20, курсовая работа
Цель позволяют сформулировать основные задачи работы:
определение понятия инновационной деятельности;
изучение развития концепции инновационного менеджмента;
рассмотрение роли инновационного менеджмента в деятельности организации;
определение влияния инновационного менеджмента на эффективность деятельности предприятия;
сравнение российской и зарубежной практики государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности;
рассмотрение реализации государственной поддержки инновационной деятельности на примере технопарка «Зеленоград».
Введение 2
1 Теоретические аспекты инновационного менеджмента 4
1.1 Понятие инновационной деятельности 4
1.2 Инновационный менеджмент: понятие, принципы, значение 10
1.3 Роль инновационного менеджмента в повышении эффективности деятельности организации 16
2 Зарубежная и российская практика государственного регулирования инновационной деятельности 25
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности 25
2.2 Государственное регулирование инновационной деятельности в России 34
2.3 Государственная поддержка инновационной деятельности на примере технопарка «Зеленоград» 42
Заключение 50
Список использованных источников 52
7) укрепление
научно-исследовательского
8) активизация
деятельности по обмену
9) ускоренная
реализация научных и научно-
10) разработка
и модернизация вооружения, военной
и специальной техники,
11) совершенствование
технических средств, форм и
способов борьбы с терроризмом,
В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным процессом:
1) высший государственный, федеральный;
2) средний государственный, отраслевой;
3) государственный региональный;
4) нижний государственный, институциональный.
По своему содержанию управление инновационным процессом, независимо от уровня управления, включает:
а) организационную структуру управления - конкретные органы управления, распределение власти и ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей;
б) систему сбора,
обработки и анализа
в) механизм принятия решений и контроль за их выполнением;
г) систему подбора и расстановки кадров.
Организационная
структура управления (регулирования)
инновационным процессом на высшем
государственном, федеральном уровне
представлена в Приложении Д. По общим
и наиболее важным вопросам государственной
инновационной политики издаются указы
Президента РФ. Решение принципиальных
государственных проблем в
В формировании
государственной научно-
Большую работу по формированию инновационной политики и управлению инновационным процессом проводят такие специальные органы, как Российская Академия наук (РАН), Госстандарт России, Государственный комитет РФ по делам изобретений и открытий и др. Государственный комитет по делам изобретений и открытий является не только экспертным органом, который регистрирует изобретения и открытия и выдает соответствующие документы (патенты, свидетельства), но и участвует в организации внедрения изобретений, осуществляя контроль за деятельностью ведомств в этой области.
Таким образом,
можно утверждать, что, несмотря на
значительное отставание России от стран
Запада в области государственной
поддержки инновационной
2.3 Государственная
поддержка инновационной
В московском регионе развитию малого бизнеса всегда уделялось много внимания. Однако усилия были в основном сосредоточены в сфере расширения потребительских услуг и товаров. Учитывая роль высоких технологий и наукоемкого бизнеса Правительство Москвы 29.04.97 г. приняло Постановление № 296, в соответствие с которым создан региональный научно-технологический парк, в задачу которого входит поддержка и развитие малых инновационных фирм, работающих в сфере высоких технологий.
Кроме того, Правительство Москвы Постановлением от 30 декабря 1997 г. № 942 приняло Комплексную Программу развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 1998-2000 гг. , одним из пунктов которой является организация технопарка нового типа для развития высокотехнологичных малых предприятий. Было решено, что территориально этот парк будет находиться в г. Зеленограде, находящемся в 30 км от Москвы, но административно подчиняющемуся Москве.
Учредителями технопарка стали Департамент развития и поддержки малого предпринимательства (в лице своего финансового органа - Московского фонда поддержки предпринимательства) и Департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы. Для реализации Постановления и Комплексной программы учредителями в 1998 г. был выкуплен и передан технопарку промышленный корпус одного из бывших крупных предприятий электронной промышленности площадью 14 000 кв. м и выделены средства на капитальный ремонт и реконструкцию здания.
Выбор Зеленограда для реализации пилотного проекта Правительства Москвы был обусловлен целым рядом причин:
- Мировой опыт
развития высоких технологий
свидетельствует, что
- Наличие значительного
объема неиспользуемых или
- Наличие в
городе Зеленограде
- Имеющаяся у
предпринимателей города
- Имеющийся опыт
по поддержанию малого бизнеса
у соответствующих структур
Стратегическая основная цель (миссия) технопарка в отношении малых инновационных предприятий:
Мы обеспечим успех Ваши идеям!
Прием малых фирм в технопарк осуществляется на конкурсной основе по степени соответствия базовым критериям. Критерии приема малых новых фирм в технопарк могут быть классифицированы по следующим признакам:
- по виду деятельности:
основной вид деятельности предприятия (реализуемый или планируемый) относится к области высоких технологий (полупроводниковое и электровакуумное машиностроение, микроэлектроника, информатика и телекоммуникации, оптическая и лазерная технология, контрольно-измерительная и управляющая аппаратура, медицинское оборудование и т.п.);
предприятие оказывает сервисные услуги научно-техническому бизнесу и для работающих в технопарке фирм эти услуги предоставляются по льготным расценкам;
в отдельных случаях допускается по представлению префектуры Зеленограда прием предприятий, решающих определенные региональные задачи;
- по соответствию
технологий предприятия
- по организационному уровню:
наличие грамотного менеджмента с созидательным потенциалом;
ресурсы в области персонала и его квалификация;
потребности заявителя в производственных и офисных площадях, возможности расширения, сроки аренды;
- по экономическим показателям:
объемы реализованной продукции и финансовые прогнозы по развитию предприятия;
конкурентоспособность производимого продукта.
Технопарк после
завершения реконструкции будет
представлять четырехэтажное здание,
состоящее из 10 тысяч кв. м производственных
и 1, 5 тысяч офисных площадей, а
также вспомогательные
Структура технопарка
направлена на организацию его
Опыт работы
различных технопарков и
- рациональной инфраструктуры;
- квалифицированным менеджментом;
- разумной схемой финансирования.
В принципе и отработанная схема финансирования и подготовка менеджеров относятся к инфраструктуре в широком смысле этого слова. Следовательно, создание оптимальной инновационной инфраструктуры технопарка является одним из ключевых факторов успешной деятельности его по коммерциализации технологий. Именно это предопределяет необходимость построения инфраструктуры как целостного комплекса, охватывающего весь цикл осуществления этих видов деятельности, начиная с генерации новых научно-технических идей и их отработки и вплоть до выпуска и реализации созданной наукоемкой продукции. Условно такой инновационный путь продукта по этапам можно представить схемой (Приложение Ж).
К сожалению, накопленный в развитых странах опыт венчурного финансирования наукоемких малых предприятий из-за целого ряда причин мало приемлем в российских условиях. В связи с этим для развития высокотехнологичного малого бизнеса в "наукограде" Зеленоград необходима отработка пилотной финансовой структуры, с последующим переносом наработанных схем на региональный уровень. Такая структура должна опираться на региональные бюджетные средства с возможным привлечением федеральных ресурсов, а также российских и зарубежных частных инвесторов. Создание венчурной структуры для малого высокотехнологичного бизнеса требует выполнения ряда мероприятий:
1. создание при
поддержке и непосредственном
участии Правительства Москвы
субъектов венчурной
* "Московская венчурная компания" (МВК) в форме общества с ограниченной ответственностью;
* "Агентство
венчурного капитала и
2. создание Московского агентства по гарантированию инвестиций (в том числе и иностранных) по аналогии со страховыми агентствами "Гермес" (Германия) и "Кофаз" (Франция).
Распределение венчурных ресурсов должно быть определено по следующим направлениям:
1. выделение грантов - 5 - 7 %;
2. гарантийный фонд - 5 - 7 %;
3. компенсация процентных ставок банковских и других кредитных учреждений - 5 - 10 %;
4. льготные среднесрочные кредиты - 15 - 30 %;
5. инвестиционные долгосрочные кредиты - 15 - 30 %;
6. прямое акционерное инвестирование - 15 - 45 %;
7. образовательные расходы - 5 - 7 %;
8. организационно-управленческая и экспертная деятельность - 5 - 10 %.
Каждое из рассмотренных направлений должно финансироваться из соответствующего источника (Приложение И).
В настоящее время технопарк:
- является членом
Международной ассоциации
- входит в
инфраструктуру поддержки и
- входит в Реестр инновационно-активных предприятий г. Москвы.
- входит в
состав Окружного экспертного
совета по инновационной
- является членом
Московской торгово-
Учредители технопарка:
- Московский фонд поддержки и развития малого предпринимательства;
- Департамент
государственного и
- Московский инновационный фонд;
- Ассоциация предприятий малого бизнеса.
Технические характеристики:
Технопарк располагается в четырехэтажном корпусе, имеющем 10 тысяч кв. м. производственных и 1,5 тысячи кв. м. офисных площадей, а также вспомогательные помещения (конференц-зал, комнаты для переговоров, выставочный зал, интернет - кафе и т. п.).