Зарубежная и российская практика государственного регулирования инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Цель позволяют сформулировать основные задачи работы:
определение понятия инновационной деятельности;
изучение развития концепции инновационного менеджмента;
рассмотрение роли инновационного менеджмента в деятельности организации;
определение влияния инновационного менеджмента на эффективность деятельности предприятия;
сравнение российской и зарубежной практики государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности;
рассмотрение реализации государственной поддержки инновационной деятельности на примере технопарка «Зеленоград».

Содержание

Введение 2
1 Теоретические аспекты инновационного менеджмента 4
1.1 Понятие инновационной деятельности 4
1.2 Инновационный менеджмент: понятие, принципы, значение 10
1.3 Роль инновационного менеджмента в повышении эффективности деятельности организации 16
2 Зарубежная и российская практика государственного регулирования инновационной деятельности 25
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности 25
2.2 Государственное регулирование инновационной деятельности в России 34
2.3 Государственная поддержка инновационной деятельности на примере технопарка «Зеленоград» 42
Заключение 50
Список использованных источников 52

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 69.43 Кб (Скачать)

7) укрепление  научно-исследовательского сектора  высшей школы;

8) активизация  деятельности по обмену знаниями  и технологиями между оборонным  и гражданским секторами экономики,  развитие технологий двойного  применения и расширение их  использования;

9) ускоренная  реализация научных и научно-технических  достижений, способствующих предотвращению  возникновения военных конфликтов, техногенных и экологических  катастроф и снижению ущерба  от них;

10) разработка  и модернизация вооружения, военной  и специальной техники, содействие  развитию оборонно-промышленного  комплекса;

11) совершенствование  технических средств, форм и  способов борьбы с терроризмом,  в том числе международным. 

В России сложилась  четырехуровневая система управления инновационным процессом:

1) высший государственный,  федеральный;

2) средний государственный,  отраслевой;

3) государственный  региональный;

4) нижний государственный,  институциональный.

По своему содержанию управление инновационным процессом, независимо от уровня управления, включает:

а) организационную  структуру управления - конкретные органы управления, распределение власти и ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей;

б) систему сбора, обработки и анализа необходимой  информации;

в) механизм принятия решений и контроль за их выполнением;

г) систему подбора  и расстановки кадров.

Организационная структура управления (регулирования) инновационным процессом на высшем государственном, федеральном уровне представлена в Приложении Д. По общим  и наиболее важным вопросам государственной  инновационной политики издаются указы  Президента РФ. Решение принципиальных государственных проблем в области  инновационной сферы, ее законодательное  регулирование осуществляет Федеральное  Собрание.

В формировании государственной научно-технической, инновационной политики и ее реализации участвуют все межотраслевые  органы.

Большую работу по формированию инновационной политики и управлению инновационным процессом  проводят такие специальные органы, как Российская Академия наук (РАН), Госстандарт России, Государственный  комитет РФ по делам изобретений  и открытий и др. Государственный  комитет по делам изобретений  и открытий является не только экспертным органом, который регистрирует изобретения  и открытия и выдает соответствующие  документы (патенты, свидетельства), но и участвует в организации  внедрения изобретений, осуществляя контроль за деятельностью ведомств в этой области.

Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на значительное отставание России от стран  Запада в области государственной  поддержки инновационной деятельности, наша страна имеет значительные перспективы  развития. Кроме того, инновационный  путь развития признан приоритетным для России на ближайшие годы. Об этом свидетельствует большое количество федеральных целевых программ в  области науки и инновационной  деятельности, многие из которых уже  начали претворяться в жизнь. 

2.3 Государственная  поддержка инновационной деятельности  на примере технопарка «Зеленоград» 

В московском регионе  развитию малого бизнеса всегда уделялось  много внимания. Однако усилия были в основном сосредоточены в сфере  расширения потребительских услуг  и товаров. Учитывая роль высоких  технологий и наукоемкого бизнеса Правительство Москвы 29.04.97 г. приняло Постановление № 296, в соответствие с которым создан региональный научно-технологический парк, в задачу которого входит поддержка и развитие малых инновационных фирм, работающих в сфере высоких технологий.

Кроме того, Правительство  Москвы Постановлением от 30 декабря 1997 г. № 942 приняло Комплексную Программу  развития и поддержки малого предпринимательства  в г. Москве на 1998-2000 гг. , одним из пунктов которой является организация технопарка нового типа для развития высокотехнологичных малых предприятий. Было решено, что территориально этот парк будет находиться в г. Зеленограде, находящемся в 30 км от Москвы, но административно подчиняющемуся Москве.

Учредителями  технопарка стали Департамент развития и поддержки малого предпринимательства (в лице своего финансового органа - Московского фонда поддержки  предпринимательства) и Департамент  государственного и муниципального имущества г. Москвы. Для реализации Постановления и Комплексной  программы учредителями в 1998 г. был  выкуплен и передан технопарку промышленный корпус одного из бывших крупных предприятий  электронной промышленности площадью 14 000 кв. м и выделены средства на капитальный ремонт и реконструкцию  здания.

Выбор Зеленограда  для реализации пилотного проекта  Правительства Москвы был обусловлен целым рядом причин:

- Мировой опыт  развития высоких технологий  свидетельствует, что эффективная  деятельность технопарка достигается  при его размещении в компактном  регионе сосредоточения научных,  промышленных и высших учебных  заведениях (технополисах);

- Наличие значительного  объема неиспользуемых или недостаточно  продуктивно используемых производственных  помещений на крупных промышленных  предприятиях города Зеленограда,  с наличием производственной  инфраструктуры: вода, сжатый воздух, вентиляция, энергетика, наличие транспортных  магистралей, удобный подъезд  и т.п.;

- Наличие в  городе Зеленограде достаточного  числа научно-технических малых  предприятий, приемлющих концепцию  научно-технологического парка,  а также отдельных лиц держателей  инноваций или потенциальных  создателей инноваций;

- Имеющаяся у  предпринимателей города существенная  потребность в производственных  и офисных площадях с требуемым  качеством производственной и  офисной инфраструктуры;

- Имеющийся опыт  по поддержанию малого бизнеса  у соответствующих структур префектуры  и у Зеленоградского технопарка  при МГИЭТ; 

Стратегическая  основная цель (миссия) технопарка в  отношении малых инновационных  предприятий:

Мы обеспечим  успех Ваши идеям!

Прием малых  фирм в технопарк осуществляется на конкурсной основе по степени соответствия базовым критериям. Критерии приема малых новых фирм в технопарк  могут быть классифицированы по следующим  признакам:

- по виду деятельности:

основной вид  деятельности предприятия (реализуемый  или планируемый) относится к  области высоких технологий (полупроводниковое  и электровакуумное машиностроение, микроэлектроника, информатика и  телекоммуникации, оптическая и лазерная технология, контрольно-измерительная  и управляющая аппаратура, медицинское  оборудование и т.п.);

предприятие оказывает  сервисные услуги научно-техническому бизнесу и для работающих в  технопарке фирм эти услуги предоставляются  по льготным расценкам;

в отдельных  случаях допускается по представлению  префектуры Зеленограда прием предприятий, решающих определенные региональные задачи;

- по соответствию  технологий предприятия требованиям  экологической безопасности

- по организационному  уровню:

наличие грамотного менеджмента с созидательным  потенциалом;

ресурсы в области  персонала и его квалификация;

потребности заявителя  в производственных и офисных  площадях, возможности расширения, сроки аренды;

- по экономическим  показателям:

объемы реализованной  продукции и финансовые прогнозы по развитию предприятия;

конкурентоспособность производимого продукта.

Технопарк после  завершения реконструкции будет  представлять четырехэтажное здание, состоящее из 10 тысяч кв. м производственных и 1, 5 тысяч офисных площадей, а  также вспомогательные помещения (конференц-зал, Интернет-кафе, комнаты  для переговоров, выставочный зал  и т.д.).

Структура технопарка направлена на организацию его функционирования в режиме оптимального выполнения основной задачи. Управленческая структура (структура дирекции) технопарка и направления деятельности базовых звеньев представлена в Приложении Е.

Опыт работы различных технопарков и инновационных  центров как в России, так и за рубежом показал, что успех в инновационной деятельности малых предприятий (выход на рынок) обусловлен обязательным наличием трех факторов:

- рациональной  инфраструктуры;

- квалифицированным  менеджментом;

- разумной схемой  финансирования. 

В принципе и  отработанная схема финансирования и подготовка менеджеров относятся к инфраструктуре в широком смысле этого слова. Следовательно, создание оптимальной инновационной инфраструктуры технопарка является одним из ключевых факторов успешной деятельности его по коммерциализации технологий. Именно это предопределяет необходимость построения инфраструктуры как целостного комплекса, охватывающего весь цикл осуществления этих видов деятельности, начиная с генерации новых научно-технических идей и их отработки и вплоть до выпуска и реализации созданной наукоемкой продукции. Условно такой инновационный путь продукта по этапам можно представить схемой (Приложение Ж).

К сожалению, накопленный  в развитых странах опыт венчурного финансирования наукоемких малых предприятий  из-за целого ряда причин мало приемлем в российских условиях. В связи  с этим для развития высокотехнологичного малого бизнеса в "наукограде" Зеленоград необходима отработка пилотной финансовой структуры, с последующим переносом наработанных схем на региональный уровень. Такая структура должна опираться на региональные бюджетные средства с возможным привлечением федеральных ресурсов, а также российских и зарубежных частных инвесторов. Создание венчурной структуры для малого высокотехнологичного бизнеса требует выполнения ряда мероприятий:

1. создание при  поддержке и непосредственном  участии Правительства Москвы  субъектов венчурной деятельности:

* "Московская  венчурная компания" (МВК) в  форме общества с ограниченной  ответственностью;

* "Агентство  венчурного капитала и инновационных  технологий" в форме некоммерческой  организации;

2. создание Московского  агентства по гарантированию  инвестиций (в том числе и иностранных)  по аналогии со страховыми  агентствами "Гермес" (Германия) и "Кофаз" (Франция).

Распределение венчурных ресурсов должно быть определено по следующим направлениям:

1. выделение  грантов - 5 - 7 %;

2. гарантийный  фонд - 5 - 7 %;

3. компенсация  процентных ставок банковских  и других кредитных учреждений - 5 - 10 %;

4. льготные среднесрочные  кредиты - 15 - 30 %;

5. инвестиционные  долгосрочные кредиты - 15 - 30 %;

6. прямое акционерное  инвестирование - 15 - 45 %;

7. образовательные  расходы - 5 - 7 %;

8. организационно-управленческая  и экспертная деятельность - 5 - 10 %.

Каждое из рассмотренных  направлений должно финансироваться  из соответствующего источника (Приложение И).

В настоящее  время технопарк:

- является членом  Международной ассоциации технопарков  IASP (International Association of Science Parks);

- входит в  инфраструктуру поддержки и развития  инновационного бизнеса г. Москвы;

- входит в  Реестр инновационно-активных предприятий г. Москвы.

- входит в  состав Окружного экспертного  совета по инновационной деятельности  Зеленограда;

- является членом  Московской торгово-промышленной  палаты.

Учредители технопарка:

- Московский  фонд поддержки и развития  малого предпринимательства;

- Департамент  государственного и муниципального  имущества г. Москвы;

- Московский  инновационный фонд;

- Ассоциация  предприятий малого бизнеса. 

Технические характеристики:

Технопарк располагается  в четырехэтажном корпусе, имеющем 10 тысяч кв. м. производственных и 1,5 тысячи кв. м. офисных площадей, а  также вспомогательные помещения (конференц-зал, комнаты для переговоров, выставочный зал, интернет - кафе и т. п.).

Информация о работе Зарубежная и российская практика государственного регулирования инновационной деятельности