Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 09:20, курсовая работа
Цель позволяют сформулировать основные задачи работы:
определение понятия инновационной деятельности;
изучение развития концепции инновационного менеджмента;
рассмотрение роли инновационного менеджмента в деятельности организации;
определение влияния инновационного менеджмента на эффективность деятельности предприятия;
сравнение российской и зарубежной практики государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности;
рассмотрение реализации государственной поддержки инновационной деятельности на примере технопарка «Зеленоград».
Введение 2
1 Теоретические аспекты инновационного менеджмента 4
1.1 Понятие инновационной деятельности 4
1.2 Инновационный менеджмент: понятие, принципы, значение 10
1.3 Роль инновационного менеджмента в повышении эффективности деятельности организации 16
2 Зарубежная и российская практика государственного регулирования инновационной деятельности 25
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности 25
2.2 Государственное регулирование инновационной деятельности в России 34
2.3 Государственная поддержка инновационной деятельности на примере технопарка «Зеленоград» 42
Заключение 50
Список использованных источников 52
льготное налогообложение НИОКР
поощрение малого наукоемкого бизнеса
прямое финансирование
организаций для поощрения
стимулирование сотрудничества университетской науки и организаций, производящих наукоемкую продукцию.
Основой инновационной политики Евросоюза является «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 году. Главная цель данного документа - ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе.
С 1988 года действует программа «ВЭЛЬЮ» по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР.
В ответ на падение доли европейских компаний на рынках высоких технологий были приняты:
ЭСПРИТ - Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии информационных систем
РАСЕ - исследование
передовых способов связи в Европе
(цель - проведение совместных НИР в
области интегрированной
ЭВРИКА - комплексная программа, направленная на стимулирование появления путем альянсов между европейскими группами мощных промышленных компаний, способных противостоять конкуренции, особенно со стороны американских и японских корпораций и организовать скоординированные европейские НИОКР в шести областях: оптроника, новые материалы, большие ЭВМ, мощные лазеры, ускорители частиц, искусственный интеллект.
Стимулирование инновационной деятельности в Евросоюзе осуществляется примерно на тех же принципах, которые приняты в мировой практике.
Таким образом,
можно сделать вывод, что за рубежом
государство уделяет достаточно
много внимания развитию инновационной
деятельности, ее поддержке. Данное направление
является для них одним из приоритетных,
поскольку напрямую связано с
развитием этих стран в целом
и с повышением их конкурентоспособности
на международной арене.
2.2 Государственное
регулирование инновационной
Государственная инновационная политика в России представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Она включает три этапа:
- разработку
научно обоснованных концепций
(системы взглядов) развития инновационной
деятельности - осуществляется на
основе анализа состояния
- определение
основных направлений
- осуществление
практических действий по
В России в области
государственной поддержки
- провал политики
конверсии военного
- невозможность
найти применения своим
- невыделение государством средств на патентование изобретений, приводит к снижению поданых заявок на патенты. В то же время в СССР доходы от продажи лицензий составляли порядка 500 млн долл., при затратах государства на патентование в размере 4 –5 млн долл.;
- отсутствие
продуманной налоговой
- постепенное
снижение активности
Тем не менее, государство в тяжелых условиях затянувшегося экономического спада предпринимает меры для поддержки научно- технической и инновационной деятельности.
В состав государственных органов, занимающихся наукой, входят:
- Министерство
образования и науки
- Федеральная
служба по интеллектуальной
- Федеральная
служба по надзору в сфере
образования и науки (
Управление научно-технической
деятельностью государство
- Федеральная целевая программа "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы" (Принята постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2007 г. N 498);
- Федеральная
целевая программа "
- Федеральная
целевая программа "Развитие
атомного энергопромышленного
- Федеральная
целевая программа "
- Федеральная
целевая программа "
- Концепция Федеральной
целевой программы "
Общая законодательная
база правового регулирования
- Конституцию Российской Федерации;
- Гражданский кодекс РФ;
- Уголовный кодекс
РФ (в части уголовной
- Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
- Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»;
- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
- Патентный закон от 23 сентября № 3517-1 (в ред. от 7 февраля 2003 г.);
- Закон РФ
от 2 3 сентября № 35 20-1 «О товарных
знаках, знаках обслуживания и
наименованиях мест
- Закон РФ от 23 сентября 2002 г. № 3523-1 <О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;
- Закон РФ
от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 <-О
правовой охране топологий
- Закон РФ от 6 августа 1993 г. № 5605-1 <-О селекционных достижениях».
Специальная законодательная база об инновациях включает следующие виды актов:
а) документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.);
б) постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности;
в) программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;
г) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.
Проблема выделения
приоритетных направлений науки
и технологий в России приобрела
особую актуальность в связи с
сокращением бюджетного финансирования
этой сферы. С тех пор данной проблеме
уделяется постоянное внимание на самых
различных уровнях управления
В настоящее
время можно говорить о первых
итогах проделанной работы, определяющей
направления научно-
Здесь же определены
важнейшие направления
1) научно-технический
комплекс, представляющий собой
совокупность организаций
2) Фундаментальная
наука, имеющая признанные
3) Важнейшие
прикладные исследования и
4) высококвалифицированные
кадры научных работников и
специалистов, информационная инфраструктура,
материально-техническая и
5) опыт концентрации
усилий на решении сложных
научно-технических и
6) богатые природные
сырьевые ресурсы, развитая
Для перехода к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов должны быть решены следующие задачи:
1) создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;
2) совершенствование
нормативно-правовой базы
3) адаптация
научно-технического комплекса
4) рациональное
сочетание государственного
5) совершенствование
системы подготовки научных и
инженерных кадров высшей
6) поддержка
научных исследований и