Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 09:20, курсовая работа
Цель позволяют сформулировать основные задачи работы:
определение понятия инновационной деятельности;
изучение развития концепции инновационного менеджмента;
рассмотрение роли инновационного менеджмента в деятельности организации;
определение влияния инновационного менеджмента на эффективность деятельности предприятия;
сравнение российской и зарубежной практики государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности;
рассмотрение реализации государственной поддержки инновационной деятельности на примере технопарка «Зеленоград».
Введение 2
1 Теоретические аспекты инновационного менеджмента 4
1.1 Понятие инновационной деятельности 4
1.2 Инновационный менеджмент: понятие, принципы, значение 10
1.3 Роль инновационного менеджмента в повышении эффективности деятельности организации 16
2 Зарубежная и российская практика государственного регулирования инновационной деятельности 25
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности 25
2.2 Государственное регулирование инновационной деятельности в России 34
2.3 Государственная поддержка инновационной деятельности на примере технопарка «Зеленоград» 42
Заключение 50
Список использованных источников 52
- увеличение
вклада науки и техники в
развитие экономики страны. В
зарубежных странах до 90 % экономического
роста достигается за счет
научно-технического прогресса,
- обеспечение
прогрессивных преобразований
- повышение
- укрепление
безопасности и
- улучшение экологической обстановки;
- сохранение
и развитие сложившихся
Принципами, на
основе которых реализуются
- свобода научного
и научно-технического
- правовая охрана
интеллектуальной
- интеграция
научной, научно-технической
образования;
- концентрация
ресурсов на приоритетных
Следует отметить
тенденцию, сложившуюся в области
финансирования науки в США и
Японии: в отличие от европейских
стран и России, где исследования
финансируются по всему фронту, в
этих странах приоритетно
- стимулирование деловой активности в научной и научно- технической деятельности;
- развитие международного научного сотрудничества.
При обеспечении
поддержки инновационной
- стратегия активного вмешательства;
- стратегия децентрализованного регулирования;
- смешанная стратегия.
Суть стратегии
активного вмешательства
Стратегия децентрализованного
регулирования представляет собой
более сложный механизм участия
государства в научной и
Смешанная стратегия
используется в странах, где в
экономике значительную часть составляет
государственный сектор и государство
заинтересовано в поддержке высокого
экспортного потенциала отраслей этого
сектора. По отношению к государственным
организациям государство использует
стратегию активного
Рассмотрим реализацию данных целей и принципов на практике, на примере зарубежных стран.
В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность:
предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;
уменьшение налога на прирост инновационных затрат;
«налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;
льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;
снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР;
связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;
льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;
уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, предаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям;
вычет из налогооблагаемой
прибыли взносов в
зачисление части
прибыли инновационной
В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:
1. страны, ориентированные
на лидерство в науке,
2. страны, ориентированные
на распространение
3. страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).
Рассмотрим подробнее
особенности регулирования
Органами государственного
регулирования инновационной
Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования)
Американский научный совет (курирует промышленность и университеты)
НАСА
Национальное бюро стандартов
Министерство обороны
Национальный центр промышленных исследований
Национальная академия наук
Национальная техническая академия
Американская ассоциация содействия развитию науки.
Последние четыре
структуры имеют смешанное
Государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фонды могут первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.
В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.
Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов - формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам.
Государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает его агентом.
Государственные
органы призваны осуществлять мониторинг
и прогнозирование
Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов.
В США большое внимание уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет.
Япония также имеет свои особенности в сфере государственного регулирования инновационной деятельности.
Ключевую роль
в определении стратегии
На сегодняшний день в Японии, государственные расходы на НИОКР увеличились до 3,5 % ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика Японии направлена на превращение страны из импортера лицензий в их экспортера.
МВТП Японии не только определяет стратегию общего и отраслевого развития промышленности и внешней торговли, но и имеет в своем распоряжении достаточно большой арсенал средств и методов, позволяющих конкретизировать эту стратегию. Помимо традиционных экономических и административных способов воздействия на развитие экспортного производства и экспорта, таких как льготное кредитование и страхование экспорта, частичное освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности и т.п., японские государственные органы широко используют и косвенные методы:
целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях
содействие организациям в приобретении передовой иностранной технологии
контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.
Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.
Стратегия технополисов
- это стратегия прорыва в новые
сферы деятельности на основе развития
сети региональных центров высшего
технологического уровня, а тем самым
- это стратегия
Государственное
регулирование инновационными процессами
в Японии также характеризуется
индикативным планированием НИОКР,
высокими импортными таможенными тарифами,
предоставлением налоговых и
кредитных льгот в
Теперь рассмотрим государственное регулирование инновационной деятельности в Германии, Англии и Франции.
Эти страны входят в Евросоюз и занимают соответственно 3 (2,3 % ВВП), 4 (2,4 % ВВП) и 5-е (2,2 %) места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35-45 %.
Евросоюз большое
внимание уделяет активизации
К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся:
выработка единого антимонопольного законодательства
использование системы ускоренной амортизации оборудования