Зарубежная и российская практика государственного регулирования инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Цель позволяют сформулировать основные задачи работы:
определение понятия инновационной деятельности;
изучение развития концепции инновационного менеджмента;
рассмотрение роли инновационного менеджмента в деятельности организации;
определение влияния инновационного менеджмента на эффективность деятельности предприятия;
сравнение российской и зарубежной практики государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности;
рассмотрение реализации государственной поддержки инновационной деятельности на примере технопарка «Зеленоград».

Содержание

Введение 2
1 Теоретические аспекты инновационного менеджмента 4
1.1 Понятие инновационной деятельности 4
1.2 Инновационный менеджмент: понятие, принципы, значение 10
1.3 Роль инновационного менеджмента в повышении эффективности деятельности организации 16
2 Зарубежная и российская практика государственного регулирования инновационной деятельности 25
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности 25
2.2 Государственное регулирование инновационной деятельности в России 34
2.3 Государственная поддержка инновационной деятельности на примере технопарка «Зеленоград» 42
Заключение 50
Список использованных источников 52

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 69.43 Кб (Скачать)

- увеличение  вклада науки и техники в  развитие экономики страны. В  зарубежных странах до 90 % экономического  роста достигается за счет  научно-технического прогресса,  тогда как в России – по  данным на 2009 год менее 5 %. (в  1990 эта доля доходила до 65 %); 

- обеспечение  прогрессивных преобразований в  сфере материального производства;

- повышение конкурентоспособности  национального продукта на мировом  рынке;

- укрепление  безопасности и обороноспособности  страны;

- улучшение экологической  обстановки;

- сохранение  и развитие сложившихся научных  школ.

Принципами, на основе которых реализуются вышеперечисленные  цели, являются:

- свобода научного  и научно-технического творчества;

- правовая охрана  интеллектуальной собственности;

- интеграция  научной, научно-технической деятельности  и

образования;

- концентрация  ресурсов на приоритетных направлениях  научного развития.

Следует отметить тенденцию, сложившуюся в области  финансирования науки в США и  Японии: в отличие от европейских  стран и России, где исследования финансируются по всему фронту, в  этих странах приоритетно финансируются  работы, являющиеся опорными для развития многих отраслей знания.

- стимулирование  деловой активности в научной  и научно- технической деятельности;

- развитие международного  научного сотрудничества.

При обеспечении  поддержки инновационной деятельности государства различных стран  придерживаются следующих стратегий, различающихся по уровню и формам поддержки:

- стратегия активного  вмешательства;

- стратегия децентрализованного  регулирования;

- смешанная стратегия. 

Суть стратегии  активного вмешательства заключается  в признании государством научной, научно-технической и инновационной  деятельности как главной, определяющей экономический рост национального  хозяйства. Государство берет на себя активную роль в организации  и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых  вносит весомый вклад в развитие национальной экономики (Япония, Франция, Нидерланды).

Стратегия децентрализованного  регулирования представляет собой  более сложный механизм участия  государства в научной и инновационной  сфере. Государство и в этой стратегии  играет важную роль, но при этом отсутствуют  жесткие директивные связи, характерные  для стратегии активного вмешательства. На первое место здесь выходят  научные организации и производственные фирмы, а роль государства заключается  в создании им необходимых правовых, экономических и других условий (США, Великобритания).

Смешанная стратегия  используется в странах, где в  экономике значительную часть составляет государственный сектор и государство  заинтересовано в поддержке высокого экспортного потенциала отраслей этого  сектора. По отношению к государственным  организациям государство использует стратегию активного вмешательства, к остальным – стратегию децентрализованного  регулирования (Швеция).

Рассмотрим реализацию данных целей и принципов на практике, на примере зарубежных стран.

В мировой практике используются следующие виды налоговых  льгот, стимулирующих инновационную  деятельность:

предоставление  исследовательского и инвестиционного  налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых  платежей в части затрат из прибыли  на инновационные цели;

уменьшение налога на прирост инновационных затрат;

«налоговые каникулы»  в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных  проектов;

льготное налогообложение  дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных  организаций;

снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР;

связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых  проектов;

льготное налогообложение  прибыли, полученной в результате использования  патентов, лицензий, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих в  состав интеллектуальной собственности;

уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, предаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям;

вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные  фонды, деятельность которых связана  с финансированием инноваций;

зачисление части  прибыли инновационной организации  на специальные счета с последующим  льготным налогообложением в случае использования на инновационные  цели.

В настоящее  время можно выделить три главных  типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:

1. страны, ориентированные  на лидерство в науке, реализацию  крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного  цикла, как правило, со значительной  долей научно-инновационного потенциала  в оборонном секторе (США, Англия, Франция);

2. страны, ориентированные  на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной  среды, рационализацию всей структуры  экономики (Германия, Швеция, Швейцария);

3. страны, стимулирующие  нововведения путем развития  инновационной инфраструктуры, обеспечения  восприимчивости к достижениям  мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).

Рассмотрим подробнее  особенности регулирования инновационной  деятельности в США.

Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:

Американский  научный фонд (курирует фундаментальные  исследования)

Американский  научный совет (курирует промышленность и университеты)

НАСА

Национальное  бюро стандартов

Министерство  обороны

Национальный  центр промышленных исследований

Национальная  академия наук

Национальная  техническая академия

Американская  ассоциация содействия развитию науки.

Последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные – из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50 % - частные фирмы и организации, 46 % - федеральное правительство (на основе конкурсов), остальное - университеты, колледжи, неправительственные организации.

Государство стимулирует  создание венчурных фондов и исследовательских  центров. По представлению Национального  научного фонда США наиболее эффективные  исследовательские центры и венчурные  фонды могут первые 5 лет полностью  или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные  и наукоемкие исследования государство  финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной  международной конкуренции.

В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных  исследований и являющихся собственностью федерального правительства.

Существенный  элемент прямой поддержки инновационных  процессов - формирование государственной  инновационной инфраструктуры. Государство  может создавать сети центров  распространения нововведений и  консультационных центров, оказывающих  деловые услуги инноваторам.

Государство способствует формированию рынка инноваций, и  само выступает его агентом.

Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных  процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных  передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная  экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты  в общеэкономическом масштабе.

Особенностью  государственной инновационной  политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений  по выработке и реализации инновационных  проектов.

В США большое  внимание уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого  решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению  государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское  законодательство действует уже  более 100 лет.

Япония также  имеет свои особенности в сфере  государственного регулирования инновационной  деятельности.

Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль за выполнением конкретных направлений НТП осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. В реализации НТП опора делается на крупные корпорации.

На сегодняшний  день в Японии, государственные расходы  на НИОКР увеличились до 3,5 % ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально  новых идей. Государственная политика Японии направлена на превращение страны из импортера лицензий в их экспортера.

МВТП Японии не только определяет стратегию общего и отраслевого развития промышленности и внешней торговли, но и имеет  в своем распоряжении достаточно большой арсенал средств и  методов, позволяющих конкретизировать эту стратегию. Помимо традиционных экономических и административных способов воздействия на развитие экспортного производства и экспорта, таких как льготное кредитование и страхование экспорта, частичное освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности и т.п., японские государственные органы широко используют и косвенные методы:

целевое распределение  финансовых ресурсов, предоставляемых  частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях

содействие организациям в приобретении передовой иностранной  технологии

контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.

Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.

Стратегия технополисов - это стратегия прорыва в новые  сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего  технологического уровня, а тем самым - это стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства.

Государственное регулирование инновационными процессами в Японии также характеризуется  индикативным планированием НИОКР, высокими импортными таможенными тарифами, предоставлением налоговых и  кредитных льгот в финансировании НИОКР, протекционистской политикой  в продвижении новой наукоемкой продукции.

Теперь рассмотрим государственное регулирование  инновационной деятельности в Германии, Англии и Франции.

Эти страны входят в Евросоюз и занимают соответственно 3 (2,3 % ВВП), 4 (2,4 % ВВП) и 5-е (2,2 %) места в  мире по абсолютной величине затрат на НИОКР. Из федерального бюджета НИОКР  финансируется на 35-45 %.

Евросоюз большое  внимание уделяет активизации инновационной  деятельности.

К основным направлениям инновационной политики Евросоюза  относятся:

выработка единого  антимонопольного законодательства

использование системы ускоренной амортизации  оборудования

Информация о работе Зарубежная и российская практика государственного регулирования инновационной деятельности