Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – систематизация и углубление знаний в области инновационной деятельности на основе методик управления проектами.
Первый раздел данной работы включает в себя теоретические основы инновационного проекта, его основные характеристики, функции и методы управления им. Второй раздел отражает специфику и различные подходы к менеджменту в сфере проектов. В третьем разделе содержится анализ эффективности реализации инновационного проекта.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………..…5
Глава 1. Теоретические аспекты управления инновационным проектом..5
1.1Проект как объект управления……………………………………..5
1.2Структуризация проекта………………………………………...…10
1.3Функции и методы управления…………………………………...12
Глава 2 Инновационный проект обновления образовательной программы «Диалог на базе ИКТ» Инновационная система индивидуализации образовательного процесса в ОУ ……………………………………...….19
2.1. Суть инновационного проекта «Диалог на базе ИКТ»...………19
2.2 Обоснование необходимости инноваций......................................22
2.2.1Актуальность предлагаемого инновационного проекта для системы образования.....................................................................22
2.2.2Необходимость инноваций в ОУ..........................................25
2.2.3Уровень готовности ОУ к реализации инновационного проекта………………………………………………………….....28
2.3 «Цели и задачи инновационного проекта «Диалог на базе ИКТ»………………………………………………………………........29
2.3.1.Генеральные цели и задачи..................................................29
2.3.2 Цели и задачи модулей-подпроектов..................................30
2.3.3Масштаб реализации проекта...............................................31
2.4.Основные этапы реализации инновационного проекта в 2009/2010 году........................................................................................33
2.4.1.Этапы реализации модулей подпроектов...........................33
2.4.2Возможные риски...................................................................35
2.4.3.Механизм управления реализацией инновационного проекта «Диалог на базе ИКТ».....................................................36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………....38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..39
В реализации инновационного проекта участвуют учащиеся 5-11 классов, учителя-предметники 2 и 3 ступени и классные руководители, включая начальные классы.
Реализация инновационного проекта «Диалог на базе ИКТ» будет стимулировать деятельность педагогического коллектива в направлении совершенствования образовательной программы ОУ в целом.
Целевые установки ОУ переводятся на уровень компетентностного подхода, в рамках которого на основе системы знаний, умений и навыков учащийся будет готов к решению класса типовых и нетиповых задач в различных предметных областях.
Выбор образовательного маршрута изменяется в направлении увеличения гибкости в выборе возможного маршрута обучения с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений обучающихся, возможности индивидуализировать образовательный маршрут за счет виртуальной составляющей.
Учебный план – совершенствование и корректировка тематического планирования с учетом вынесения ряда тем основных учебных предметов на самостоятельную работу учащихся при поддержке и сопровождении со стороны педагогов.
Диагностика и психолого-педагогическое сопровождение – расширение коммуникационного поля взаимодействия участников образовательного процесса. Создание системы диагностики самообразовательной деятельности и виртуальной коммуникации.
Педагогические технологии – внедрение технологий организации виртуального диалога в самостоятельной индивидуальной и групповой работы на базе ИКТ.
Внеурочная предметная деятельность – виртуализация и развитие самостоятельных форм внеурочной предметной деятельности
Воспитательная работа – использование виртуальных форм взаимодействия школы и родителей.
Формы аттестации – переход от компьютерного банка данных к системе индивидуальных электронных портфолио.
Инновации
неизбежно затронут управленческую
деятельность в плане совершенствования
механизмов привлечения учителей к
участию в инновационной
Инновационный
проект может быть внедрен в ОУ,
реализующих программы среднего полного
общего образования, ОУ с углубленным
изучением отдельных предметов, лицеях,
гимназиях, имеющих соответствующий его
целям уровень информатизации, а по мере
совершенствования материально-технической
базы в любом ОУ может быть использован
как в целом, так и в виде модулей.
2.4.
Основные этапы реализации
инновационного проекта
в 2009/2010 году
2.4.1 Этапы реализации модулей подпроектов
Продолжительность проекта: с учетом готовности ОУ к его реализации и быстрого развития коммуникационных технологий, не более полутора-двух лет, в то же время проект естественным образом будет пролонгироваться в связи с появлением новых технологических инструментов. Ниже представлены этапы реализации инновационного проекта в 2009/2010 году.
В реализации каждого модуля также выделены 4 основных этапа:
Первый этап – ознакомительный; на этом этапе субъекты инновационной деятельности будут ознакомлены с техническими, психологическими, философскими аспектами предстоящих изменений. Главная задача этого этапа – повысить уровень готовности учащихся, педагогов, родителей к предстоящей деятельности.
Второй этап – подготовительный; на этом этапе осуществляется разработка и подготовка материалов, которые будут использованы в процессе реализации инновационного проекта.
Третий этап – апробация и внедрение; самый продолжительный этап проекта, когда апробируются подготовленные для организации виртуального с субъектами проекта материалы, а также осуществляется промежуточная диагностика, мониторинг хода проекта. С учетом его результатов корректируются содержание, формы и методы работы. Расширяется поле инноваций.
Четвертый этап – диагностический и аналитический; На этом этапе проводятся исследования удовлетворенности субъектов результатами внедрения инноваций. Осуществляется экспертиза полученных результатов.
Основные
этапы деятельности в ходе проекта
можно проиллюстрировать
2.4.2 Возможные риски
Проект всегда ограничен. Ограничен по времени, ресурсам, территории, целевой группе. Поэтому неизбежно что-то остается за рамками видения и влияния в проекте, - как позитивное («точки роста»), так и негативное («проблемные точки»). Нельзя объять необъятное.
Для определения рисков и ограничений использовались следующие методы: методы идентификации; мозговой штурм; обсуждения; анализ допущений. Для управления рисками проекта были определены управляющие воздействия по снижению каждого риска, которые представлены в таблице:
2.4.3 Механизм управления реализацией инновационного проекта «Диалог на базе ИКТ»
Эффективность
управления реализацией инновационным
проектом будет реализована через
организационно-экономический
Основными элементами этого механизма являются:
1)
организационно-экономические
2)
методы управления реализацией
инновационного
3)
методы финансирования
5)
методы оценки эффективности
результатов выполнения
6)
морально-психологические
7)
меры информационно-
8) формы и методы социального партнёрства.
Для эффективной реализации инновационного проекта мы предлагаем иерархическую схему управления реализацией этой программы. Общее руководство реализацией программы будет осуществлять директор ОУ. Непосредственное руководство будет осуществлять заместитель директора по информатизации и инновационной деятельности.
В
его обязанности входит общее
и текущее руководство
Основная
работа по реализации проекта осуществляться
методическими объединениями учителей,
рабочими группами педагогов, технической
и контентной («содержательной») группами,
на которые ложится подготовка инструкций,
методических разработок, разработка
и проведение диагностики по проекту.
Непосредственное управление этим процессом
будет возложено на инновационно-образовательный
центр проекта, в состав которого войдут
представители всех методических объединений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении многих веков человечеству приходилось реализовывать множество проектов. Бурное развитие кибернетики, теории управления и исследования операций в середине XX столетия позволило создать ряд формальных моделей и тем самым заложить систематическую научную основу управления проектом.
Управление
инновационным проектом – это
искусство руководства в
Анализ международного опыта применения УП в различных сферах по данным международной ассоциации управления проектами (IPMA) показал, что его эффективность, можно оценить в сравнении с проектами, осуществляемыми традиционными методами без применения УП, следующими показателями:
-сокращение
продолжительности
-экономия расходов на проектирование в среднем на 10-15%
Общая
прибыль от использования методик
управления проектами превышает расходы,
связанные с его применением в 2-3 раза,
что отражает целесообразность применения
в практической деятельности предприятия
и реальную эффективность от их внедрения.
Список
использованной литературы
1. Гунин В.Н., Баранчеев, В.П.,Устинов В.А., Ляпина С.Ю. Управление инновациями.- М.: Издательство «ИНФРА-М»,1999
2. Уткин
Э.А. Курс менеджмента:
3. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник для ВУЗов. – М.: Изд-во «ИНФРА-М»,2002
4. Балабанов
И.Т. Инновационный менеджмент:
5. Парадигма
управления проектами. Мир
6. Ильенкова С.Д., Гохберт Л.М., Ягудин С.Ю. Инновационный менеджмент: учебник для ВУЗов.- М.: Банки и биржи , Изд-во «ЮНИТИ»,2002
7. Шапиро
В.Д. Управление проектами:
8. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой – М.: ИНФРА – М, 2002. – 238 с.
9. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Ситез», 1998. – 600 с.
10. Завлин П.П. и др. Инновационный менеджмент: Справочное пособие. – СПб., 1997
11. Макаркин Н.Р., Шаворина Л.В. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. – Саратов, 1997
12. Иванов И.А. Инновационный менеджмент: учебник для ВУЗов. – Ростов-на-Дону: ООО Издательство «Баро-Пресс»,2001
13. Исикава К. Японские методы управления качеством – М.: Экономика,1988
14. Богданов В.В. Управление проектами в Microsoft Proyect: Учебный курс.- СПб.:Питер, 2004
15. «Менеджмент
в России и за рубежом»,№4-