Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – систематизация и углубление знаний в области инновационной деятельности на основе методик управления проектами.
Первый раздел данной работы включает в себя теоретические основы инновационного проекта, его основные характеристики, функции и методы управления им. Второй раздел отражает специфику и различные подходы к менеджменту в сфере проектов. В третьем разделе содержится анализ эффективности реализации инновационного проекта.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………..…5
Глава 1. Теоретические аспекты управления инновационным проектом..5
1.1Проект как объект управления……………………………………..5
1.2Структуризация проекта………………………………………...…10
1.3Функции и методы управления…………………………………...12
Глава 2 Инновационный проект обновления образовательной программы «Диалог на базе ИКТ» Инновационная система индивидуализации образовательного процесса в ОУ ……………………………………...….19
2.1. Суть инновационного проекта «Диалог на базе ИКТ»...………19
2.2 Обоснование необходимости инноваций......................................22
2.2.1Актуальность предлагаемого инновационного проекта для системы образования.....................................................................22
2.2.2Необходимость инноваций в ОУ..........................................25
2.2.3Уровень готовности ОУ к реализации инновационного проекта………………………………………………………….....28
2.3 «Цели и задачи инновационного проекта «Диалог на базе ИКТ»………………………………………………………………........29
2.3.1.Генеральные цели и задачи..................................................29
2.3.2 Цели и задачи модулей-подпроектов..................................30
2.3.3Масштаб реализации проекта...............................................31
2.4.Основные этапы реализации инновационного проекта в 2009/2010 году........................................................................................33
2.4.1.Этапы реализации модулей подпроектов...........................33
2.4.2Возможные риски...................................................................35
2.4.3.Механизм управления реализацией инновационного проекта «Диалог на базе ИКТ».....................................................36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………....38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..39
Структурная модель проекта и коды ее структурных элементов служат информационной основой для формирования всей документации проекта на протяжении его жизненного цикла.
1) Методы сетевого планирования и управления:
В усовершенствованном виде с разнообразным современным программным обеспечением эти методы являются центральным звеном в цепи методов управления проектами, где с их помощью выполняются следующие функции:
а) моделирование проекта;
б) Временной анализ проекта;
в) Ресурсный анализ проекта;
г) Распределение ресурсов.
Мониторинг проекта — совокупность методов и процедур контроля за ходом выполнения работ проекта. На основе графика работ и отчетов исполнителей осуществляются актуализация данных модели и новые расчеты плана части проекта, оставшейся еще не выполненной. При этом с помощью компьютера ведется учет выполненных объемов, определяется расход ресурсов и затрат, формируются данные для отчетов, анализируется состояние проекта, прогнозируется ход дальнейших работ.
2) Методы планирования затрат:
Эта важнейшая область управления проектом в рыночной экономике тесно связана с ценообразованием и сметным делом. Различают два подхода к планированию затрат: пассивный и активный.
Пассивный основан на расчете стоимости: по проектам-аналогам
(фаза 1): по объемам работ и нормативам (фаза 1—2); на основе расчетной потребности ресурсов и нормативной базы (фаза 2—3).
Активный подход основан на минимизации стоимости проекта за счет варьирования переменными (разные финансовые схемы, интенсивность работ, сроки, способы выполнения и др.) Важное место здесь занимают методы функционально-стоимостного анализа затрат и прибыли проекта, а также определения экономической эффективности проекта с учетом затрат на эксплуатацию.
3)Контроль затрат:
Эта часть мониторинга проекта выделяется в самостоятельный метод, имеющий развитую информационную поддержку. Суть метода в том, что по ряду проектных показателей формируются наглядные графики, позволяющие вести непрерывный учет затрат и оценивать развитие проекта, соблюдение бюджета и эффективность фактических затрат.
4)Методы управления риском:
Совокупность
5) Методы управления конфликтами:
В процессе выполнения проекта между участниками проекта и другими заинтересованными сторонами возникают конфликты. Методы управления конфликтами позволяют их прогнозировать, оценивать и предотвращать. А в случаях их возникновения предлагают правила их разрешения.
6) Методы управления изменениями:
В проекте в процессе его подготовки и реализации вносятся многочисленные изменения. Разработаны методы прогнозирования. оценки и зашиты проекта от изменений; процедуры и организационные формы для внесения нений; способы фиксации изменений, организации документооборота и его корректировки в связи с изменениями.
7) Методы управления контрактами:
Данные методы направлены на упорядочение и систематизацию подготовки, согласования, оформления контрактов, контроль их выполнения и закрытие контрактов. Сюда примыкают методы маркетинга, организация торгов, тендеров, конкурсов и аукционов.
8)
Методы организации и
Это один из важнейших разделов управления проектами. Он определяет правила построения рациональных организационных форм и структур, ориентированных на выполнение проектов. Устанавливает регламент и взаимоотношения между участниками проекта и командой проекта.
Эти
методы помогают сформировать необходимый
состав команды проекта, организовать
его эффективную работу, обеспечить управление
персоналом и наладить необходимые коммуникации
между участниками проекта.
Глава
2 Инновационный проект
обновления образовательной
программы «Диалог на
базе ИКТ» Инновационная
система индивидуализации
образовательного процесса
в ОУ
2.1 Суть инновационного пректа«Диалог на базе ИКТ»
Суть предлагаемого инновационного проекта можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее»
Ключевые слова: высокотехнологичная информационная среда, проблемы информатизации, информационные и коммуникационные технологии, индивидуализация образовательного процесса, виртуальная поддержка и сопровождение, модули-подпроекты, внутрифирменная подготовка, электронный дневник, инновационные продукты для внедрения в школьное образование.
Инновационный проект «Диалог на базе ИКТ» ориентирован на развитие современных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса – учащихся, педагогов, родителей на основе информационных и коммуникационных технологий.
В основе проекта – идея апробации и внедрения виртуальных форм диалога:
•
между учителем-предметником и учеником
в организации
• между учителем-предметником и родителями,
• между родителями и классным руководителем
Главной
целью инноваций является использование
возможностей информационных технологий,
в частности возможности
Индивидуализация в данном случае, понимается, как предоставление возможности в ходе образовательного процесса наиболее полно удовлетворять образовательные, информационные, ресурсные, психологические запросы конкретных субъектов на высокотехнологичной основе в целях обеспечения лучшего качества образования, эффективного взаимодействия семьи и школы, личностного роста учащихся.
Информационные
и коммуникационные технологии (ИКТ)
с каждым днем все больше проникают
в различные сферы
Инновационный потенциал проекта состоит в его реальности, в способности непосредственно влиять на организацию и обеспечение образовательного процесса, на оптимизацию образовательных технологий самостоятельной и исследовательской деятельности, взаимодействия с родителями, оперативно корректировать образовательный процесс, персонализировать его формы.
В инновационный процесс вовлекаются:
• Учащиеся второй и третьей ступени обучения
• Родители
• Педагоги-предметники второй и третьей ступеней обучения
• Классные руководители, включая педагогов начальных классов
• Администрация ОУ
Для реализации самого проекта в ОУ создаётся инновационно-образовательный центр, который будет осуществлять руководство инновационной деятельностью педагогов.
В рамках реализации проекта предполагается выполнение трёх модулей-подпроектов: направленных на изучение возможностей индивидуализации образовательного процесса через развитие средств виртуальной коммуникации между его субъектами, на формирование эффективной системы «внутрифирменного» повышения квалификации педагогического коллектива; расширение информационного пространства в деятельности ОУ для родителей.
Инновационный
проект может быть внедрен в ОУ,
реализующих программы среднего
полного общего образования, ОУ с
углубленным изучением
Методологию инновационного проекта на общенаучном уровне составили следующие подходы: системный, деятельностный и информационный.
Основное назначение системного подхода состояло в целостном видении объекта познания.
Деятельностный подход в исследовании обеспечивал построение методологических основ, связанных с единством объективного и субъективного в каждом виде деятельности и различных видах взаимодействия “учитель – информационные средства – родитель - ученик”. Информационный подход позволил определить информационную среду, информационное обеспечение диалога, осуществить критический анализ существующих информационных технологий, используемых для организации диалога синтезировать их методическое содержание для построения целостной системы адекватной условиям информационно-коммуникативной реальности.
Методологию на частнонаучном уровне составили:
•
методология социально-
•
методология оценки качества, позволяющая
проектировать изменения системы оценивания
образовательных результатов и достижений.
2.2Обоснование необходимости инноваций
2.2.1 Актуальность предлагаемого инновационного проекта для системы образования
Актуальность предлагаемого инновационного проекта для системы образования определяется следующими факторами:
1)
Развитие высокотехнологичной
Современное
образование функционирует в
принципиально новых
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, в Концепции модернизации российского образования информатизация образования освоение информационных технологий рассматриваются как необходимое условие для перехода к новому уровню образования, повышению его качества, как условие подготовки нового человека – человека XXI века.
2)Изменение социального заказа
Современная школа готовит человека к профессиональной деятельности в условиях информационного общества, в котором требования к работнику отличаются от традиционных. Безусловно, информационное общество по-прежнему будет заинтересовано в профессионалах, исполнительных и добросовестных работниках, но оно же потребует от человека, прежде всего оперативности в использовании нового знания, технологий, готовности к постоянному повышению образовательного уровня, гибкости и расположенности к возможной смене поля профессиональной деятельности. В ближайшие десятилетия появятся десятки профессий, о которых мы пока еще не знаем, и овладевать ими будут те ученики, которые сегодня сидят за партами. Именно новый социальный заказ, выполнение которого становится необходимостью на государственном уровне, подталкивает ОУ к разработке инновационного проекта.