Упрвление инновационным проектом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – систематизация и углубление знаний в области инновационной деятельности на основе методик управления проектами.
Первый раздел данной работы включает в себя теоретические основы инновационного проекта, его основные характеристики, функции и методы управления им. Второй раздел отражает специфику и различные подходы к менеджменту в сфере проектов. В третьем разделе содержится анализ эффективности реализации инновационного проекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………..…5
Глава 1. Теоретические аспекты управления инновационным проектом..5
1.1Проект как объект управления……………………………………..5
1.2Структуризация проекта………………………………………...…10
1.3Функции и методы управления…………………………………...12
Глава 2 Инновационный проект обновления образовательной программы «Диалог на базе ИКТ» Инновационная система индивидуализации образовательного процесса в ОУ ……………………………………...….19
2.1. Суть инновационного проекта «Диалог на базе ИКТ»...………19
2.2 Обоснование необходимости инноваций......................................22
2.2.1Актуальность предлагаемого инновационного проекта для системы образования.....................................................................22
2.2.2Необходимость инноваций в ОУ..........................................25
2.2.3Уровень готовности ОУ к реализации инновационного проекта………………………………………………………….....28
2.3 «Цели и задачи инновационного проекта «Диалог на базе ИКТ»………………………………………………………………........29
2.3.1.Генеральные цели и задачи..................................................29
2.3.2 Цели и задачи модулей-подпроектов..................................30
2.3.3Масштаб реализации проекта...............................................31
2.4.Основные этапы реализации инновационного проекта в 2009/2010 году........................................................................................33
2.4.1.Этапы реализации модулей подпроектов...........................33
2.4.2Возможные риски...................................................................35
2.4.3.Механизм управления реализацией инновационного проекта «Диалог на базе ИКТ».....................................................36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………....38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..39

Работа содержит 1 файл

курсач инновации Ира.doc

— 893.50 Кб (Скачать)

     3)Изменение  приоритетов в современном образовательном процессе

     В лучших своих образцах образование  должно быть ориентировано не столько  на передачу знаний, которые постоянно  устаревают, сколько на овладение  базовыми компетенциями, позволяющими затем – по мере необходимости  – приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано с разработкой новых подходов к организации самостоятельной работы более тесно, чем традиционное. Объем информации, которой владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет. Поэтому помимо освоения знаний не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Знания при этом осваиваются применительно к тем умениям, которыми овладевают учащиеся в рамках инновационных образовательных программ.

     Снижение  конкурентоспособности традиционных образовательных учреждений, а также  недостаточная интеграция учебной  работы в классе и самостоятельной  работы свидетельствуют о необходимости  создания принципиально новых образовательных  учреждений, которые будут ориентированы на подготовку кадров, соответствующих потребностям общества в условиях глобальных цивилизационных изменений.

     4)Востребованность  форм виртуальной коммуникации  субъектами образовательного процесса  для их дальнейшего самоопределения в информационном обществе

     Ещё 20 лет назад основными инструментами  интеллектуального труда были бумага и ручка, 10 лет назад им стал компьютер, а сегодня на лицо тенденция к  переносу деятельности в виртуальное  пространство. Таким образом, в будущем  человек, занимающийся умственной работой, будет пользоваться не заранее установленными в компьютер программами, а интернет - сервисами, которые благодаря все более и более развитому широкополосному доступу в сеть будут давать большие возможности.

     Задача  современной школы – подготовить человека к подобному профессиональному общению, заложить основные навыки пользования информационно-коммуникационными технологиями, как рабочим инструментом. Это позволит ориентировать детей на восприятие виртуального пространства не как проводника развлечений, а как универсального поставщика знаний и информации, который может быть эффективно использован для самообразования и профессионального совершенствования.

     5)Общецивилизационные  процессы 

     Современное общество заинтересовано в развитии научного потенциала, именно от его уровня в будущем будет зависеть выживание человечества. Создание технологий, направленных на решение ключевых проблем, стоящих перед цивилизацией, требует большого количества не только ученых-исследователей, но и специалистов смежных областей, владеющих навыками исследовательской работы, креативными качествами, способностью самостоятельно принимать решения.

     Образование должно создать условия для выявления  и поддержки талантливой молодежи, и именно создание условий для самостоятельной, исследовательской деятельности на базе информационной коммуникации таких детей в ОУ, представляется нам перспективным.  

     2.2.2.Необходимость инноваций в ОУ

     Анализ  исследований по проблемам использования  ИКТ в образовании, показывает, что решая одни проблемы современного образования, ИКТ по мере внедрения порождают другие, причём проблемы эти не носят только негативного характера, происходит своего рода «борьба хорошего с лучшим».

     Возможности, предоставляемые информационными  технологиями таковы, что современные педагоги, встают перед вопросом, как эти возможности грамотно и наиболее эффективно использовать в образовательном процессе. Как сделать так, чтобы реальное взаимодействие, осуществляемое педагогом с классом на уроке, дополненное индивидуальным виртуальным взаимодействием с педагогом вне урока, принесло ребёнку наибольшую пользу, привело к повышению результатов его учебной деятельности, формированию компетенций, востребованных обществом. Как выстраивать отношения школы и родителей в условиях информатизации.

     Исследования, проведенные в ОУ страны, активно  осуществляющих информатизацию, показывают наличие однотипных противоречий:

     1. между потребностью общества  в выпускниках, обладающих развитыми  навыками самообразования и самостоятельной учебной, в особенности, учебно-исследовательской деятельности на основе цифровых технологий (новое поколение лабораторий) и недостаточной разработанностью вопросов организации самостоятельной работы на базе ИКТ на второй и третьей ступенях обучения;

     2. между потребностью учеников  в исследовательской деятельности  на основе цифровых технологий  и недостаточностью развития  информационной инфраструктуры  ОУ для организации таких форм  деятельности;

     3. между потребностью учащихся  в активной коммуникации с учителем на базе ИКТ и индивидуальном внимании в процессе обучения, в формах организации учебной деятельности, позволяющих максимально проявить индивидуальные способности, и недостаточной информационно-технологической подготовленностью преподавателей к такому виду взаимодействия;

     4. между быстрым развитием возможностей  ИКТ в организации диалога  и недостаточной информированностью  и подготовкой учителей к индивидуализации  контактов с учащимися на основе  социальных сервисов;

     5. между потребностью учащихся и родителей в современных способах оценки достижений и сохраняющейся традиционной системой оценивания.

     6. между растущей потребностью  родителей учеников в широкой  информированности о содержании  и результатах образовательной  и воспитательной деятельности, в широком доступе к учебно-методическим материалам и недостаточной подготовленностью педагогов к новым формам взаимодействия с родителями.

     Исследования, проведенные педагогами ОУ в рамках подготовки проекта, также подтверждают наличие данных противоречий.

     В диаграммах на рис. 1-3 показаны результаты опросов родителей и учащихся, свидетельствующие о наличии  потребности в инновационной  деятельности ОУ по проблеме организации  виртуального диалога, положительном  отношении к ней. 

     Ранее других вступив на путь информатизации, ОУ раньше столкнулось с проблемами, которые делают данный проект актуальным не только для него, но и для всех ОУ, включенных в данный процесс.

     При разработке проекта педагоги ОУ ориентировались  на следующие критерии:

     • массовость (количество учителей, учащихся и родителей, на которых распространяется деятельность проекта);

     • наличие конкретных социальных показателей, характеризующих эффективность  деятельности по проекту.

     • инновационность - новизна и современность  используемых идей, подходов, технологий;

     • результативность проекта - наличие  конечного результата, материального, интеллектуального: печатная продукция, приобретенные компетенции учителями, изменение среды обучения, знания;

     • воспроизводимость и тиражируемость проекта;

     • наличие положительного опыта работы по направлению, по которому представлен  проект.  

     2.2.3Уровень готовности ОУ к реализации инновационного проекта

     ОУ  подготовлено к реализации инновационного проекта. Инновационная деятельность в ОУ ведется достаточно давно.

     В основу действующей образовательной  программы ОУ с 2001 года положена концепция  «Школа информационной цивилизации: интеллект XXI», многие годы ОУ было федеральной  экспериментальной площадкой в  области информатизации образовательного процесса, неоднократно представляло свой инновационный опыт на разных уровнях, с 2006 года ОУ работает в режиме ресурсного центра по информатизации образования.

     В 2006 году ОУ стало победителем конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».

     В ОУ сложился стабильный квалифицированный  педагогический коллектив, открытый к  инновациям и приветствующий инновационную  деятельность.

     Ученики ОУ являются лидерами олимпиадного движения в районе (за последние 3 года получили 242 диплома районных и 105 дипломов городских олимпиад и предметных конкурсов). За работу с одаренными детьми ОУ и лидерство в олимпиадном движении ОУ ежегодно отмечается грамотами.

     Другие  результаты, характеризующие деятельность ОУ за последние три года, в том числе инновационную представлены в Приложении 1.

     Внедрение проекта совершенствования образовательной  программы ОУ «Диалог на базе ИКТ» должно обеспечить позитивную динамику развития ОУ как открытой инновационной образовательной системы, обеспечивающей качественное образование в современной информационно-образовательной среде.

     Проект  разработан рабочей группой, в состав которой были включены представители  администрации и учителя ОУ.

     Общее руководством работой над проектом на всех этапах осуществлялось директором ОУ. Проект был подготовлен при консультативной поддержке специалистов районного отдела образования, районного научно-методического центра, преподавателей кафедры педагогики и кафедры информационных и коммуникационных технологий РГПУ имени А.И.Герцена.  

     2.3 «Цели и задачи инновационного проекта «Диалог на базе ИКТ»(Инновационная система индивидуализации образовательного процесса в ОУ)» 

     2.3.1 Генеральные цели и задачи

     Генеральная цель инновационного проекта - создание благоприятных (опережающих) условий для реализации индивидуализации образовательного процесса в развивающейся высокотехнологичной информационной среде.

     В рамках реализации проекта предстоит  решить следующие задачи:

     1. Создать условия для реализации инновационных разработок по использованию ИКТ в организации самостоятельной работы.

     2. Формировать навыки проектных  форм деятельности и активизировать  проектную деятельность учащихся  в виртуальном пространстве, которая  позволяет максимально проявить индивидуальные способности, попробовать себя в различных видах деятельности.

     3. Организовать использование современных  способов оценки достижений для  развития индивидуальности и  творчества, поддержки одаренных  детей. 

     4. Создать систему «внутрифирменной» подготовки и переподготовки учителей в области использования ИКТ для индивидуализации самостоятельной работы учащихся, использованию социальных сервисов для организации диалога.

     5. Обеспечить условия включения  родителей в информационное пространство гимназии.

     6. Содействовать процессу создания  и развития высокотехнологичной  информационно-образовательной среды  ОУ.  

     2.3.2 Цели и задачи модулей-подпроектов

     В рамках реализации инновационного проекта  предполагается выполнение нескольких модулей-подпроектов, направленных на решение вышеперечисленных задач.

     Проект  состоит из трёх взаимосвязанных  модулей:

     • Диалог с учеником на базе ИКТ как  средство индивидуализации обучения

     • Внутрифирменная подготовка педагогов  к диалогу на базе ИКТ 

     • Диалог на базе ИКТ с родителями

     В приводимой ниже таблице представлены цели и задачи по каждому модулю:

     Таблица 1.2 Цели и задачи модулей-подпроектов

     2.3.3 Масштаб реализации проекта

     Масштаб реализации проекта предполагает обновление образовательной программы на этапах начального, основного и среднего образования.

Информация о работе Упрвление инновационным проектом