Стратегии дифференциации продукции и сегментирования рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение стратегий дифференциации продукции и сегментирования рынка, как средств завоевания и сохранения конкурентного преимущества. Объектом исследования было выбрано ООО «Севлеспил».
Для достижения цели работы были выполнены следующие задачи:
рассмотрение сущности и классификации инновационной стратегии предприятия;
анализ международного рынка пиломатериалов;
сегментирование рынка пиломатериалов и оценка позиции ООО «Севлеспил»

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Сущность инновационной стратегии………………………………………………4
1.1. Понятие и виды инновационных стратегий……………………………………..4
1.2. Инновационный аспект базовых стратегий роста……………………………....6
1.3. Основные виды стратегии конкуренции………………………………………....7
1.4. Стратегия сегментирования рынка……………………………………………….8
1.5. Стратегия дифференциации продукции………………………………………...16

2. Стратегия сегментирования и дифференциации продукции на
ООО «Севлеспил»………………………………………………………………….23
2.1. Общие сведения о предприятии………………………………………………….23
2.2. Анализ международного (внешнего) рынка пиломатериалов…………………25
2.3. Сегментирование рынка пиломатериалов и оценка позиции предприятия
на рынке…………………………………………………………………………..27
2.4. Стратегия дифференциации продукции для ООО «Севлеспил»………………30
Заключение……………………………………………………………………………...34
Список литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

Инновац.мт.Курсовая Стратегии дифференциации продукции и сегментирования рынка.doc

— 326.50 Кб (Скачать)

     На  основе изучения емкости рынка оценивается  динамика его роста, что является базой для формирования производственных мощностей и структуры распределительной сети по сбыту товара продуцента. Следует иметь ввиду, что емкость рынка должна быть достаточна, чтобы результат деятельности на рынке покрывал расходы, связанные с внедрением, работой на рынке и гарантировал получение запланированной прибыли.

     Исследование  структурной привлекательности  сегмента включает изучение уровня конкуренции, конкурентоспособности имеющихся  продуктов, отношение к внедряемой на данный сегмент организации, покупателей, поставщиков комплектующих и ресурсов, устойчивость потребности сегмента к существующему и предлагаемому товару, возможность и необходимость внедрения на рынок принципиально нового продукта, который бы удовлетворял те же потребности покупателей.

     Определение целей и ресурсов организации, которые необходимы для достижения целей на осваиваемом сегменте, является стратегически важным, так как позволяет осуществить согласование долгосрочных целей организации с текущими целями и, соответственно, установить достаточность имеющихся и потенциально возможных ресурсов для работы на целевом рынке. В этой связи целесообразно рассчитать риск, который будет иметь организация в связи с выходом со своим товаром на новый рынок. Риск следует определять для всех возможных сегментов рынка. Для расчета риска организация может пригласить специализированные маркетинговую, консалтинговую или актуарную компанию.

     Наиболее  выгодный сегмент должен обладать высоким  уровнем текущего сбыта, высокими темпами  роста, высокой нормой прибыли, умеренной конкуренцией и реальными требованиями к каналам сбыта. Поскольку трудно найти сегмент, который бы отвечал всем этим пожеланиям, то на практике используют компромиссные решения. Не редки случаи, когда привлекательности рынка не достаточно для принятия решения, а критерием выступают необходимые деловые предпосылки организации для успешной работы на конкретном сегменте рынка.

     При обосновании стратегии деятельности на рынке могут быть использованы три типа стратегий:

     - стратегия недифференцированного маркетинга;

     - стратегия дифференцированного  маркетинга;

     - стратегия концентрированного маркетинга.

     Практика  показывает, что в период становления  рыночных отношений и формирования предпринимательских структур значительное число предприятий придерживалось стратегии недифференцированного маркетинга. Эта стратегия ориентирует фирму на общность интересов в потребностях покупателей, а не на различии в мотивации и отношений покупателей к товару и процессу покупки. Путем разработки таких товаров и маркетинговой программы, которые бы удовлетворяли среднюю массу покупателей, фирма достигает цель благодаря нахождению линии компромисса. Стандартизация и массовость производства товаров являются главными факторами успеха фирм, которые придерживаются этой стратегии. Стратегия недифференцированного маркетинга обеспечивает в целом достаточно низкие затраты на производство в сбыт продукции. Однако, как отмечает Х.Мефферт "Эта стратегия в основе своей не соответствует маркетинговой стратегии, так как противоречит принципам современного маркетинга". Экономия затрат при производстве продукции очень быстро нивелируется за счет больших непропорциональных расходов на маркетинг и снижения цен. Использование такой стратегии не целесообразно особенно для предприятий одной отрасли, так как в этом случае реально возникновение жестокой конкурентной борьбы на крупных сегментах рынка и полное ослабление малых прибыльных сегментов.

     Современная концепция маркетинга рассматривает  два типа стратегий: концентрированного и дифференцированного маркетинга.

     Стратегия концентрированного маркетинга требует от предприятия сосредоточения усилий на одном или нескольких, но прибыльных сегментах рынка. На этих сегментах рынка фирма концентрирует один или несколько продуктов и сопровождает их целевыми маркетинговыми программами. По своему содержанию эта стратегия соответствует концепции рыночной ниши, т.е. работе на таком сегменте рынка, для которого товар данной фирмы и ее возможности поставки являются наиболее подходящими. Стратегия концентрированного маркетинга наиболее предпочтительна для малых и средних предприятий, которые не имеют в распоряжении достаточно больших финансовых средств, чтобы работать на всех сегментах рынка. В тоже время, предприятия использующие эту стратегию, вынуждены больше внимания уделять репутации, престижности своего продукта, проводить своевременный анализ выбранных сегментов и следить за динамикой доли рынка, которую они имеют, а также за тем, чтобы на этом сегменте рынка не возрастало число конкурентов. Благодаря политики специализации производства, сбыта и маркетинга фирма, в условиях этой стратегии, может обеспечить себе значительную экономию финансовых и материальных ресурсов. С другой стороны следует иметь ввиду возможность появления высокого риска от деятельности на одном сегменте, а для его снижения осуществлять диверсификацию своей деятельности и охвата разных сегментов рынка.

     Стратегия дифференцированного  маркетинга требует от фирмы организации ее деятельности на нескольких сегментах со специально для них разработанными товарами и маркетинговыми программами. Эта стратегия соответствует основному принципу маркетинга, так как ориентирована на покупателей и маркетинговые программы, которые соответствуют их мотивам и представлениям. Эта стратегия наиболее полно отражает ситуацию на рыке покупателя. Поэтому, как правило, обеспечивает более высокий объем продаж и меньший, по сравнению со стратегией концентрированного маркетинга, уровень риска. Стратегия дифференцированного маркетинга требует высоких инвестиционных, производственных и управленческих затрат, поэтому она, в основном, посильна для крупных предприятий.

     Важнейшими  критериями дифференциации цены могут быть: полное владение ценовой политикой, механизм распределения дохода, знание целей потребления и частоты потребления продукта. Следует иметь ввиду, что к отдельным продуктам, которые имеют чисто символическое значение покупатели относятся не типично. Они готовы платить высокую цену за продукт, который имеет сверхмодный, ошарашивающий характер. В то же время цена часто выступает как масштаб, показатель качества продукта, когда высокая цена ассоциируется с хорошим качеством товара.

     Дифференциация  продукта следующая возможность выхода на различные рынки. Это, в первую очередь, проведение диверсификации и вариации размеров упаковки.

     Дифференциация  стратегий распределения товара возможна когда предлагаются различные варианты одного продукта и соответственно устанавливаются различные цены. Особое внимание следует уделять этому вопросу, когда имидж продукта согласуется с имиджем данного типа предприятия.

     Позиционирование  рынка - технология определения позиции продукта на отдельных рыночных сегментах. Позиция продукта в данном случае рассматривается как сложившееся представление определенной группы потребителей о важнейших характеристиках продукта, который находится или будет находиться на одном из рыночных сегментов. Это мнение потребителя всегда относительно, так как на рынке имеются продукты конкурентов. Цель позиционирования - исследование сложившегося или формирующегося мнения, анализ оценок покупателей или их группы относительно параметров продукта с тем, чтобы осуществить их оптимизацию в соответствии с пожеланиями и требованиями потребителей и, соответственно, создать, путем проведения маркетинговых мероприятий, такую позицию товара, которая обеспечить продукту конкретные преимущества на данном сегменте целевого рынка.

     Для эффективного позиционирования продуктов  необходимо изучить важнейшие характеристики спроса и предложения. Установить возможную  приоритетность факторов, которые существенны для потребителей на данном рынке, ориентируясь на которые они принимают решение о покупке. Определяющими факторами могут выступить цена продукта, уровень качества, надежности, энергоемкости, дизайн и другие показатели конкурентоспособности товара.

     На  практике позиции продукта определяют с помощью карт позиционирования, которые представляют собой двумерную  матрицу различных пар характеристик, например, функции "качество-цена", для товаров конкурирующих фирм. Очевидно каждая из фирм-продуцентов будет стремится занять место в верхних квадрантах по уровню качества и ближе к оси средних цен. Для выбранной позиции фирма должна разработать мероприятия по освоению и производству выбранного продукта.

     При построении карт позиционирования могут  приниматься различные пары характеристик исследуемых продуктов. Например, режимы стирки и температура стирки; или же температура стирки и расход стирального порошка - для стиральных машин.

     Для закрепления позиций на рынке  среди конкурентных фирм осуществляют дифференциацию продуктов. Как отмечалось выше дифференциация может иметь разные направления. Можно осуществлять продуктовую, ценовую, сервисную, кадровую и имиджевую дифференциации. Всякая дифференциация призвана обеспечить такое предложение фирмы или ее основных факторов производства и имиджа, которые бы превосходили соответствующие показатели конкурирующих организаций. На практике может осуществляться дифференциация как по одному направлению, так и по их комплексу, то есть по нескольким направлениям одновременно.

     Правильно организованное позиционирование рынка  является предпосылкой эффективной  разработки комплекса и плана  маркетинга [3]. 
 

1.5. Стратегия дифференциации продукции 
 

     Стратегия дифференциации продукции - базовая  стратегия конкуренции. Основывается на специализации в изготовлении особой (иногда необычной) продукции, являющейся модификацией стандартного изделия. [2, c.58]

     Такая продукция является незаменимой  для потребителей в том случае, если стандартные изделия их не устраивают. Обособление товара на рынке, а в  более широком смысле - дифференциация его коммерческих характеристик, может  проводиться за счет создания продукции с более совершенными, техническими параметрами, качеством исполнения, на базе более широкого выбора услуг при реализации и эксплуатации изделий, на основе низких цен. Маркетинг, основанный на дифференциации, позволяет уклониться от ценовой конкуренции с более мощными производителями и в то же время дает возможность конкурировать с ними за специфические группы потребителей. Это заставляет искать новые, оригинальные пути выделения своей продукции и привносит на рынок разнообразие.

     Наиболее  типичное направление использования стратегии дифференциации состоит в сосредоточении усилий на одном из мотивов приобретения продукции потребителями и развитии своих возможностей с целью более полного качественного удовлетворения специфических потребностей.

     Пример: «В свое время в результате упорной конкуренции фирме Caterpillar удалось практически закрыть американский рынок тяжелых строительных машин для японской компании Komatsu. Это стало возможным лишь благодаря радикальному преобразованию корпоративной системы сервиса. Гарантии устранения любой неисправности в течение 72 часов позволили компании не только победить соперника «на своем поле», но и потеснить конкурентов на зарубежных рынках. Теперь Caterpillar заявляет, что может обеспечить ремонт своей техники в любой точке планеты в пределах 20 часов после сообщения о повреждении. Правильная оценка значимости услуг в конкурентной борьбе обеспечила успех и другому крупному товаропроизводителю — французской фирме Moultex. Ее конкурентным преимуществом стали гарантии ремонта любой сложности в течение 48 часов и вне зависимости от причины поломки».[8, c.18]

     Стратегии дифференциации уместны в тех  случаях, когда потребности и  вкусы покупателей слишком отличаются от покупателя к покупателю и поэтому  не могут быть удовлетворены путем производства стандартной продукции.

     Производитель, с успехом применяющий принцип  дифференциации, тщательно изучает  поведение и потребности покупателей  с целью выяснения мнения клиентов относительно ценности и значимости тех или иных признаков. После этого компания дифференцирует свою продукцию согласно одного или, может быть, нескольких признаков, стимулируя тем самым предпочтение покупателей к предполагаемой компанией продукции. Конкурентное преимущество является следствием уникальной (по сравнению с конкурентами) способности фирмы удовлетворять потребности покупателей, отдающих предпочтение тому или иному признаку выпускаемой продукции [5, c. 96].

     Успешно проведенная дифференциация позволяет фирме:

    • устанавливать премиальную наценку на свою продукцию;
    • продавать больший объем продукции (поскольку привлекается дополнительное число покупателей);
    • сделать торговую марку фирмы более популярной среди покупателей (поскольку некоторое число покупателей сильно привязывается к дифференцирующим признакам).

Информация о работе Стратегии дифференциации продукции и сегментирования рынка