Современное состояние инновационной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 02:55, курсовая работа

Описание работы

Развитие инновационной деятельности в России вызывает необходимость изменения экономического курса государства в направлении формирования экономики инновационного типа. Значимость инновационного развития определяется тем, что последнее десятилетие XX столетия стало периодом кардинальной трансформации российской экономики, характеризующейся значительным технологическим отставанием от уровня развитых стран. Научно-технологический потенциал за годы реформ существенно сократился. Современное развитие инновационных процессов во всех отраслях экономики страны находится пока на низком уровне.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы инновационной деятельности…………………3-15
1.1. Понятие и значение инновационной деятельности.
Классификация инноваций……………………………………………………3-6
1.2. Формирование условий инновационного развития экономики………...6-15
Глава 2. Современное состояние инновационной сферы……………………….15-41
2.1. Актуальные вопросы инновационного развития России………………15-29
2.2. Обзор современного состояния инновационной сферы……………….29-41
Заключение…………………………………………………………………………….42
Список литературы……………………………………………………………….43-44

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ!!!!!.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

    Очень важный инструмент, который у нас  как-то обходится и публично не обсуждается, это центры прототипирования, оснащенные аппаратными программными средствами проектирования трёхмерного моделирования. Важнейшей стадией коммерциализации инновационных разработок являетется создание промышленного прототипа, т. е. опытного образца (серии образцов), представляющего собой полноразмерную, полностью функционирующую модель, демонстрирующую работоспособность заявленной изобретателем идеи (принципа) и реализованную в конкретном изделии. Только при наличии промышленного прототипа, а также полного пакета технической документации к нему, выложенного в соответствии с национальными и/или международными стандартами, малое инновационное предприятие имеет шанс привлечь клиентов и, соответственно, инвесторов для развития и быстрого роста. Именно широкий доступ инноваторов к быстрому и качественному промышленному прототипированию разработок привел к взрывному росту инновационного сектора в Китае и Индии.

    Промышленный  прототип обладает всеми Основными свойствами конечного продукта, он завершает этап технического проектирования и используется для отработки технологических условий промышленного производства на стадии рабочего проектирования; поиска заказчиков и активного продвижения изделия на рынок. Создание промышленного прототипа включает такие виды работ как:

  1. Эскизное проектирование
  2. Промышленный дизайн Разработку макетов и моделей на этапе быстрого прототипирования
  3. Создание действующих макетов по итогам эскизного проектирования
  4. Тестирование
  5. Оптимизацию основных компоновочных и эргономических решений
  6. Проектно-конструкторские работы технического проектирования
  7. Производство опытных образцов промышленных прототипов
  8. Разработку технической документации необходимой для производства установочной партии (технические условия, технологические инструкции, технологические карты и регламенты, эксплуатационные и ремонтные документы, спецификации, инструкции, руководства пользователей и т. д.).

    Отечественный рынок услуг промышленного прототипирования и технического проектирования только начинает формироваться и носит фрагментарный характер (например, изготовление; трехмерных моделей по готовым чертежам уже доступно в качестве услуги). Однако, в целом задачу изготовления промышленного прототипа и техническое документации к нему могут решить только специализированные организации, обладающие производственной, технической и кадровой базой по всем вышеперечисленным пунктам, примем успешно решить ее можно только в тесном контакте с разработчиком.

    На  сегодняшний день в России возможностями промышленного прототипирования и технического проектирования в полном объеме обладают только крупные конструкторские бюро и производственные объединения в основном в сфере ОПК (авиация, ракетостроение, вооружения). Они, как правило, не оказывают услуг по промышленному прототипнрованию и техническому проектированию для сторонних организаций по целому ряду следующих причин:

    - узкая специализация на базовую продукцию своего предприятия;

    - высокая стоимость работ по промышленному прототипированию и техническому проектированию из-за сверхвысоких накладных расходов;

    - отсутствие новых технологий, необходимых для гибкого перепрофилирования под заказы сторонних предприятий.

    В этой ситуации малые и средние предприятия, внедряющие инновационную продукцию, должны решить проблему создания промышленных прототипов собственными силами. Разработчики либо пытаются решать данные вопросы собственными силами, либо нанимают сторонних исполнителей для выполнения отдельных работ. Такой подход приводит к низкому качеству промышленных прототипов и технической документации, высокой стоимости их изготовления п. самое главное, большой потере времени.

    Таким образом, создание центров, предоставляющих по доступной цене или на условиях долевого участия в прибыли весь комплекс услуг по промышленному прототипированию и техническому проектированию, необходимых для внедрения инновационных идей в производство, является одной из важных залам развития инновационной инфраструктуры страны.

    Решение проблемы обеспечения доступа малых  и средних инновационных предприятий  к услугам и технологиям, обеспечивающим весь комплекс работ по промышленному  прототипированию и техническому проектированию возможно путем создания федеральной и региональных сетей центров промышленного прототипирования и технического проектирования. Необходимо отметить, что специфика таких центров будет существенно отличаться (по используемым технологиям, составу оборудования и специализации привлеченных специалистов) в зависимости от отрасли промышленности пли сектора экономики, где работает то или иное инновационное предприятие.

    В этой связи следует предусмотреть создание центров промышленного прототипирования и технического проектирования, специализирующихся в наиболее инновационноемких направлениях, и особо привлекательных для малого и среднего бизнеса.

      Такими направлениями могут быть:

    - приборостроение;

    - электроника и микроэлектроника;

    - продукты химического синтеза;

    - лекарства;

    - пищевые продукты.

    Предложенное  решение проблемы обеспечения доступа  малых и средних инновационных  предприятий к услугам и технологиям, обеспечивающим весь комплекс работ по промышленному прототипированию и техническому проектированию, является задачей государственного масштаба. Для ее осуществления необходимо включить в перечень мероприятий федеральной целевой программы соответствующего профиля реализацию проектов, направленных на создание федеральной и региональных сетей центров промышленного прототипирования и технического проектирования.

    Еще один механизм — это создание сети инжиниринговых фирм. В нашей стране сохранились структуры, способные качественно провести НИОКР. Есть и структуры, способные сделать серьезный проект и поставить его заказчику. Однако крупный бизнес купит новую разработку только в том случае, если ее достоинства будут продемонстрированы на достаточно масштабном уровне. Это должна быть полупромышленная установка с отлаженными режимами работы и с заключением об экологической состоятельности — в этом случае у бизнеса есть гарантии, что он вкладывает деньги действительно в то, что хочет иметь. С одной стороны, это опытные установки, не предназначенные для производства коммерческой продукции. С другой стороны, они достаточно дорогие, т.к. представляют собой целый завод, например, с мощностью по переработке порядка 50 тысяч тонн сырья в год. Инжиниринговые фирмы, работающие в химической, нефтехимической или нефтеперерабатывающей отрасли, обязательно должны иметь парки таких установок. Без них невозможно осуществлять модернизацию и развитие многих ключевых отраслей промышленности. В нашей стране подобные пилотные установки отсутствуют полностью.

    Необходимо  отметить, что в советское время  была проделана большая работа по составлению перечня подобных пилотных установок, необходимых для независимого развития страны по всем основным направлениям крупнотоннажного химического производства. В дальнейшем эти важные работы были остановлены.

    В США, например, крупные пилотные установки  имеют частные инжиниринговые компании, работающие в нефтяном секторе. Они продают не изделия, а технологии и пакеты документов, которыми пользуются сотни нефтеперерабатывающих компаний по всему миру. Институт нефти во Франции с эффективной инфраструктурой, созданной за счет государства, контролирует около 20% мирового рынка технологий! нефтепереработки.

    Частный бизнес в России финансировать создание инжиниринговых фирм с соответствующей инфраструктурой никогда не будет, т.к. у российских, даже самых крупных нефтяных компаний не больше трех перерабатывающих заводов, и им невыгодно создавать новые технологии для себя — значительно проще и дешевле купить уже готовое за рубежом.

    Таким образом, задача создания инжиниринговых фирм с соответствующей инфраструктурой пилотных установок для разработки базовых технологий, является важным направлением модернизации и технологического перевооружения российской промышленности.

    В целом, представляется целесообразным сосредоточить усилия Правительства Российской Федерации на принятии антикризисных мер в основных секторах экономики, от которых в первую очередь зависит система жизнеобеспечения населения:

  1. энергетическом секторе экономики;
  2. продовольственном;
  3. инфраструктурном, с упором на жилищный сектор.

    По  каждому из перечисленных секторов экономики необходимо создать специальную инновационную программу по внедрению специальных новых технологий, более дешевых по сравнению с существующими, с помощью которых можно получать электроэнергию на порядок более дешевую, чем в настоящее время; ускорить и в разы удешевить жилищное строительство; использовать инновационные прорывные технологии в продовольственном секторе, в разы удешевляющие производство продуктов питания; рассмотреть возможность строительства небольших заводов в сельской местности по переработке сельхозпродукции и т. п. по примеру программы Китая по индустриализации сельского хозяйства. Такие технологии в России есть, но до периода кризиса они сознательно блокировались крупными компаниями, имевшими дополнительные доходы на издержках производства, более высокой стоимости электроэнергии, ремонте трубопроводов и т. д.

    Необходимо  в срочном порядке законодательно обязать собственников промышленных предприятий, компаний в перечисленных  отраслях внедрять указанные технологии (возможный вариант - в обмен на финансовую поддержку государства в условиях кризиса).

    Важнейший блок задач активизации инновационного развития страны составляет формирование инновационного законодательства. Рассмотрим основные этапы создания инновационного законодательства на основе опыта промышленно развитых стран, которые сформировали его еще 30 лет назад. Прежде всего, во всех странах, и в странах Западной Европы, и в США, и в странах Азии были определены права собственности на результат исследования. У нас эта проблема должна быть решена в рамках 77-й главы Гражданского кодекса, а для этого необходимо кардинально изменить ее экономическую концепцию. Ha втором этапе формирования инновационного законодательства, страны, вставшие на путь инновационного развития определяли стимулы для участников процесса коммерциализации, прежде всего налоговое. Данный вопрос также требует существенной доработки. Предстоит внесение необходимых изменений в налоговый, бюджетный кодексы, принятие федерального закона о фондах, которые уже достаточна долгое время разрабатываются Министерством образования и науки. На третьем этапе, исходя из зарубежной практики, внимание законодателя обращалось на регулирование сферы контрактных отношений, законодательного обеспечения создания основного каната коммерциализации технологии — учреждения малых предприятий при государственных Научно-исследовательских организациях. Такой закон был принят летом 2010, очень много лет обсуждали необходимость его принятия с руководителями ряда передовых инновационных регионов страны и сейчас идет работа по формированию необходимых подзаконных актов, а также внесения необходимых поправок в действующее законодательство. Последовательно сформированное законодательство должно стать составной частью обеспечения эффективной инновационной политики.

    2.2. Обзор современного состояния инновационной сферы.

    Важнейшим условием развития инновационной деятельности является сохранение научно-технического потенциала, представляющего собой  совокупность кадровых, финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, взаимодействующих в процессе производства наукоемкой продукции.

    В большинстве стран, переживших экономический  кризис, программы его преодоления  были основаны на широком внедрении  и использовании достижений научно-технического прогресса. Так, например, в странах Азии (Южная Корея, Япония, Сингапур и др.) научно-технический потенциал рассматривается как фактор, ускоряющий социально-экономическое развитие (его доля в ВВП превышает здесь 3%). Удельный вес расходов на науку в США достигает 2,5%, в Канаде - 1,6%, в Италии - 1,13%, в Новой Зеландии - 1%. Можно утверждать о наличии зависимости между темпами экономического развития и размерами финансирования научных исследований. Рост экономики страны тем успешнее, чем больший процент ВВП она тратит на науку. Поэтому даже в условиях тяжелейшего кризиса государство должно выделять необходимые средства для сохранения и дальнейшего развития научного потенциала.

    В России же иная картина. В последние  годы среди государственных приоритетов России научно-технический потенциал занимал далеко не первое место, постоянно сокращалось финансирование отечественной науки. Наша страна существенно отстает от развитых стран по доле затрат на исследования и разработки в ВВП.

    Несмотря  на наметившийся рост бюджетных ассигнований на развитие науки (расходы из бюджета  на науку в 2009 г. составили 30,3 млрд. рублей, в 2010 г. - 40,2 млрд. рублей, что на 32,6% больше в номинальном выражении и на 18,4% - в реальном, с учетом инфляции, чем в предыдущий год), доля расходов на науку в ВВП составила в 2009 г. - 0,28 %, в 2010 г. - 0,31%, что, как отмечалось выше, значительно ниже соответствующего показателя в развитых странах (2-3%).

    В настоящее время назрела необходимость  в пересмотре существующих методологических подходов к развитию инновационной деятельности в России, адаптации известных, а при необходимости и разработке новых принципов и механизмов инновационного развития экономики, исходя из существующих условий.

    В РФ для сохранения научно-технологического потенциала и вывода экономики страны на более высокий уровень ее развития необходимо осуществить следующие стратегические мероприятия:

Информация о работе Современное состояние инновационной сферы