Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 02:55, курсовая работа
Развитие инновационной деятельности в России вызывает необходимость изменения экономического курса государства в направлении формирования экономики инновационного типа. Значимость инновационного развития определяется тем, что последнее десятилетие XX столетия стало периодом кардинальной трансформации российской экономики, характеризующейся значительным технологическим отставанием от уровня развитых стран. Научно-технологический потенциал за годы реформ существенно сократился. Современное развитие инновационных процессов во всех отраслях экономики страны находится пока на низком уровне.
Введение…………………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы инновационной деятельности…………………3-15
1.1. Понятие и значение инновационной деятельности.
Классификация инноваций……………………………………………………3-6
1.2. Формирование условий инновационного развития экономики………...6-15
Глава 2. Современное состояние инновационной сферы……………………….15-41
2.1. Актуальные вопросы инновационного развития России………………15-29
2.2. Обзор современного состояния инновационной сферы……………….29-41
Заключение…………………………………………………………………………….42
Список литературы……………………………………………………………….43-44
1.Научно-технический аспект. Научно-технический аспект охватывает достижения в области науки и промышленности. В своем развитии инновации начинаются с научных достижений. В значительной степени инновационное развитие общества определяется успехами фундаментальной и прикладной науки. Эффективное инновационное развитие возможно только на основе успешной технологической и промышленной политики. Именно промышленная политика определяет характер взаимосвязей между научной, технологической, инновационной, инвестиционной, экономической и социальной политиками. Инновационный тип развития экономики предполагает промышленную политику государства, ориентирующуюся на постиндустриальную модель социально-экономического развития страны, предполагает стимулирование высокоэффективного предпринимательства.
Развитые
страны завершили два важнейших
этапа научно-технической
2. Историко-философский аспект. Не углубляясь в экономическую суть инноваций и инновационной деятельности, отметим, что, анализируя причины экономического кризиса в России, следует констатировать инновационную беспомощность государства. Старые организационно-управленческие структуры не учитывали, что инновация - это трансформация идеи в новый или улучшенный продукт или рабочий процесс, пользующийся спросом на рынке, что это сложная система, с помощью которой идея или изобретение превращается в коммерческую реальность. То есть составляющими инновационной деятельности являются наука и предпринимательство. Эти два вида деятельности в истории России развивались специфически, их саморазвитие не носило непрерывного характера.
В течение XIX и XX веков шла непрекращающаяся внутренняя борьба правительства с обществом, борьба никогда не затихавшая. В этой борьбе главную силу составляла та самая русская интеллигенция, с которой тесно связаны научные работники. Понятно поэтому, что и на них ложились перипетии этой борьбы.
Все это создало те условия жизни, которые не дали возможности сложиться традициям научной работы и не позволили поддержать ее преемственность.
Не традицией и преемственностью поддерживалась непрерывность хода научного развития в России; она достигалась тем, что в стране постоянно возникали новые ростки научной мысли и научной деятельности, заменялись погибшие. Эти ростки всходили на неблагоприятной почве, часто гибли при самом своем зарождении, но брали своим количеством и непрерывностью появления. Процесс пошел как стихийный природный процесс: рост научной работы поддерживался постоянным перевесом рождения над смертью.
Благодаря
этому процессу Россия всегда относилась
к инновационно-
Сегодня в России наблюдается кризис науки, и от того, каким образом в сложившихся условиях будет обеспечиваться непрерывность научного творчества зависит будущее страны.
3. Гуманитарно-образовательный аспект можно охарактеризовать следующим.
1)
Обновление техники и
Поэтому важнейшей тенденцией развития высшего образования на протяжении последних десятилетий является его профессионализация.
Переход к рыночным отношениям, развитие предпринимательства определяют необходимость глубокого изучения экономических наук. Проведенные в последние годы экономические реформы не привели к созданию экономической модели России. Развитие экономической теории необходимо для обеспечения безопасности страны, успешного развития предпринимательства.
Трагедия XX века состоит в том, что темпы изменений окружающего мира, роста его сложности и системности обгоняли темпы повышения качества человеческого интеллекта. Это требует от человека преодоления сложившейся узкой специализации, экологизации и космизации его образования. Для этого необходимо расширение понятия профессионализма, включение в него нового типа профессионализма - энциклопедического, проблемно ориентированного профессионализма.
К концу двадцатого столетия достаточно ясно определились некоторые черты, которые станут доминирующими признаками экономики нынешнего столетия. Современные достижения в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий привели к формированию глобальной электронной среды для экономической деятельности. Глобальная сетевая экономика определяется тем, что в ней любая компания или индивид, находящиеся в любой экономической системе, могут контактировать легко и с минимальными затратами по поводу совместной работы, торговли, обмена ноу-хау и т.д. Возникновение сетевой экономики приводит к эволюции современных экономических систем, развитию нерыночных механизмов регулирования и сетевых организационных структур. В итоге возникает своего рода безотраслевая, сетевая экономика, основанная преимущественно на горизонтальных связях.
4. Социально-психологические аспекты инновационной деятельности. Переход к инновационному типу развития характеризуется динамичными изменениями во всех сферах жизни - производстве, экономике, культуре, науке, управлении. Социальный мир человека к концу XX века трансформировался в «мир изменений».
Социально-психологические изменения касаются методов управления, в циклах конъюнктуры проявляются новые аспекты, глубокие социальные изменения происходят в связи с переходом к информационному обществу. Эти изменения характерны для всей мировой экономики.
К
этим социально-психологическим
В странах с развитой рыночной экономикой переход на инновационный тип развития осуществляется в рамках теории «рационально-действующего индивида», которая не имеет авторства, но считается единственной концепцией, описывающей ориентированное поведение человека в различных областях хозяйственной деятельности (производство, сохранение средств, инвестирование и т. д.) и в различных социокультурных средах. Рационально действующий индивид строит свое поведение на основе соотношения потребления и дохода, полученного в течение всей жизни.
Можно считать, что с началом экономических реформ в нашей стране обучение «рациональному экономическому поведению» уже началось. Естественно, что возрастной фактор будет играть самую существенную роль в темпах такого обучения. Даже при самой успешной для формирования этого поведения макроэкономической ситуации время такого обучения масс измеряется сменой поколения.
Таким образом, на основе представленных выводов можно отметить, что инновационный тип развития предполагает многообразие и постоянное обновление форм деятельности в соответствии со сдвигами в технологическом базисе, ценностных установках, стереотипах производственного и потребительского поведения членов общества и хозяйственных субъектов, вообще - любыми изменениями, происходящими в социально-экономической системе или ее связях с окружающим миром. А основой, ведущей производительной силой XXI века будет знание. Мировая экономическая и социальная система вступила в некий переходный период, означающий движение к обществу, основанному на знаниях, а рассмотренные аспекты являются научной базой, на основе которой складывается новая экономическая система - инновационный тип развития.
Тенденции
перехода к инновационному типу развития
прослеживаются в большинстве развитых
и некоторых развивающихся
Для
российской экономики переход к
инновационному типу пути развития особенно
важен, поскольку последнее
В России реформирование научной сферы пришлось на исключительно сложный экономический период перехода к рыночной экономике. Возникшие серьезные бюджетные ограничения привели к тому, что процесс реформирования приходится вести в непрерывном единстве с решением проблем выживания и сохранения активной части научно-технического потенциала страны.
С конца 1999 г. экономика вступила в фазу оживления, однако импульсы развития, давшие высокие макропоказатели в основном исчерпаны. Нужно искать внутренние источники экономического подъема - на основе повышения конкурентоспособности, расширения производства и продаж на внутреннем и внешнем рынках отечественной продукции. А это без научно-инновационного прорыва невозможно. Менять стратегию развития реального сектора экономики надо при активном прямом и косвенном участии государства.
Возрождение и дальнейшее развитие российской экономики немыслимы без надлежащей научно-технологической базы. Вопросы науки и инноваций являются ключевыми и при формировании концепции национальной безопасности.
В этих условиях широкомасштабный инновационный процесс становится основным фактором преодоления технологического отставания и обеспечения конкурентоспособности. Альтернативы инновационному развитию, у России нет. Причем инновационная экономика должна стать не только самостоятельным сектором российской экономики, но и условием повышения конкурентоспособности других отраслей.
Основные условия для перехода экономики России к инновационному типу развития можно представить в виде следующих направлений:
- на базе отечественного (в основном) научно-технического потенциала создание кластера наукоемких технологий, обеспечивающих постепенное формирование конкурентоспособного сектора в российской экономике при максимально эффективном удовлетворении всех потребностей человека, общества и государства (здесь важен механизм экспертизы);
- поддержка развития инновационной деятельности в регионах;
- формирование прорыва российской экономики в самые современные технологические уклады со ставкой на конкурентоспособность на мировых рынках и общий подъем культуры (технической, интеллектуальной, бытовой) на уровень цивилизованного общества;
- интеграция в глобальные инновационные цепочки (формирование транснационального модуля) с использованием существующего интереса зарубежных инвесторов к отечественным разработкам; обеспечение достойного места России в глобальном инновационном процессе (развитии).
Механизм реализации перечисленных изменений должен содержать следующие меры:
- создание системы стимулов развития инновационной деятельности в сфере производства, изготовлении продукции, осуществления услуг путем предоставления целевых инновационных кредитов, оказания помощи в разработке бизнес-проектов и поиске инвесторов;
- формирование благоприятных условий в области налогообложения предоставлением льгот инновационно-активным организациям;
- определение приоритетов дальнейшего развития и прогнозирование направлений научно-технического развития, выбор таких решений, которые позволят достичь наиболее эффективных результатов в каждом секторе экономики;
- разработка методики оценки эффективности инновационной деятельности;
- совершенствование механизма учета научно-технических результатов, их связи со стимулированием участников инновационного процесса;
- совершенствование организации науки;
- массовая подготовка в учебных заведениях людей, не только знакомых с основами инноватики, но и убежденных сторонников инновационной экономики, экономики знаний;
- включение региональных механизмов реализации инноваций. Одним из важнейших условий развития инновационной экономики в России является создание эффективной законодательной базы инновационной деятельности.
Информация о работе Современное состояние инновационной сферы