Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 17:59, автореферат
Рассмотрение особенностей постсоветской промышленной инноватики было бы неполным без анализа собственно социальной, человеческой составляющей инновационного процесса. Направления изменений кадровой структуры и трудовых отношений, характер кадровых потребностей в период инноваций, практики преодоления препятствий и особенности мотивации персонала – таковы вопросы, которые будут освещены в данном разделе.
В ходе реализации инноваций прослеживается и динамика социальных статусов различных групп работников на предприятии. В период начального освоения инноваций (особенно технологических) в наиболее тяжелом положении оказываются представители среднего и низшего звена руководства (начальники цехов и участков; мастера, зачастую играющие роль «рабочих-испытателей») и квалифицированные рабочие, составляющие костяк предприятия. На их плечи падает львиная доля сверхнормативных усилий по отладке технологии. Именно на этом этапе в полной мере проявляется противоречие между проактивностью (внесением изменений) и реактивностью (сохранением равновесия, адаптацией к навязанным извне изменениям, поддержание гомеостаза) организации. Определяющими факторами успеха инновации здесь оказываются уровень образования представителей указанных групп и наличие эффективной системы их стимулирования. В случае отсутствия последнего средний менеджмент занимает по отношению к инновациям осторожно-оборонительную позицию. Фактор образования (включая социально-психологическую компетентность) становится важным в условиях практически беспредельного расширения функций низовых руководителей, когда им приходится заниматься диспетчерскими обязанностями, координацией деятельности различных служб и смен, управлением персонала, организацией труда, обустройством территории и охраной объекта, и все это в режиме ненормированного рабочего дня и полной ответственности за все происходящее в подразделении. Это ставит на повестку дня вопрос о повышении компетентности низовых руководителей по довольно широкому кругу проблем, но особенно в сфере управления персоналом.
Изменение (а особенно понижение) социального статуса, как реальное, так и потенциальное, становится иногда источником организационных конфликтов и причиной сопротивления нововведениям. Вместе с новыми технологиями и оборудованием на предприятие приходят и новые (часто более квалифицированные и молодые) рабочие и специалисты. Так, например, внедрение нового проходческого комплекса на одной из обследованных шахт привело к полному изменению состава участка. С соседней (закрывшейся) шахты была приглашена бригада проходчиков, имеющих опыт работы на новом оборудовании, а прежняя бригада расформирована.
«Шахта Угольная»: Масштабная реструктуризация угольного производства в рамках угольной компании встречает глухое сопротивление работников, проигрывающих в заработке и опасающихся совсем потерять свое рабочее место.
На благополучном ОАО «
Настороженно, как угрозу сложившимся
трудовым нормам и правилам взаимодействия,
воспринимают работники и «
Обобщая картину динамики занятости на предприятиях, можно говорить о наличии механизма взаимосвязи численности занятых на предприятии с проходящими на них инновациями. Общий кризис8, обычно сопровождаемый снижением численности работников, рано или поздно приводит предприятие к инновациям. В этот период обычно наблюдается стабилизация численности (на прежнем низком уровне). Затем в результате модернизаций растут объемы производства, вследствие чего происходит увеличение численности персонала. Однако это увеличение обычно не пропорционально росту объемов, оно сопровождается реструктуризацией занятости и стабилизацией численности на новом уровне. Текучесть персонала с возвращением предприятия в состояние стабильной загрузки приобретает традиционные для «благополучных» предприятий черты: высокая сменяемость низкоквалифицированных работников и низкая – основного ядра.
На предприятиях с быстрыми темпами технологических инноваций численность имеет тенденцию к плавному росту. Так, на «Бумажнике» рост производительности труда вследствие внедрения новой техники позволяет высвобождать работников, однако они перебрасываются в параллельно открываемые новые производства.
Сокращения персонала, которые
являются следствием внедрения более
производительного
ОАО «Полотно»: Связь между появлением КИС и увольнениями слаба и потому, что предприятие стремится всегда искать новые пути применения потенциала своих работников, когда их ручной труд теряет ценность
Фактически все эти меры ведут к повышению гибкости политики занятости на предприятиях.
1. Интересно
проследить эволюцию проблем
кадрового характера,
Можно отметить, что в последние
годы наблюдается постепенное
2. На предприятиях существует большое разнообразие подходов к решению как проблем кадрового обеспечения, привлечения работников для целей инноваций, так и управления наличным персоналом. «Неукорененность» в управленческой среде общих принципов инновационного менеджмента, с которыми западный менеджер знакомится уже в ходе получения образования, приводит к локальному экспериментаторству и множественности задействованных практик. В связи с этим возникает проблема формирования и совершенствования единой организационной культуры предприятия. С другой стороны, именно в ходе экспериментирования создаются пробные схемы управления трудом, часть из которых все-таки себя оправдывает.
3. На этапе внедрения инноваций
повсеместно отмечаются изменен
4. В части позитивного опыта стимулирования работников инновационных подразделений можно отметить «искусственное сохранение средней зарплаты в инновационных подразделениях»,10 стимулирование закрепления кадров (стажевые надбавки). В то же время широко распространено административное давление на персонал. Кроме того, истинным тормозом для решения проблем качества продукции является низкий уровень оплаты труда: в этих случаях становится трудным, если не невозможным, применение санкций и штрафов, т.е. ситуация с качеством становится слабоуправляемой. Мощным деморализующим фактором становится слабая дифференциация уровня вознаграждений инновационных и обычных участков.
5. В материалах
6. Проблема исчерпания (недостаточности)
кадрового потенциала
7. Развертывание системы обучения на рабочем месте является наиболее приемлемой по соображениям как экономичности, так и по эффективности. Положительными представляются опыт введения в курс обучения элементов теории и система двухэтапного обучения методом «снежного кома».
8.В ходе осуществления инновационной деятельности с особой силой встает вопрос о системном, профессиональном подходе к разработке кадровой политики предприятия, о согласовании темпов проведения инноваций с мерами по их кадровой поддержке. Нередки случаи, когда в инновационном подразделении есть острая потребность в организации системы обучения, но она не подкреплена организационно, и тогда средний менеджмент вынужден брать эту функцию на себя, в меру своей компетенции, что неизбежно сказывается на качестве ее выполнения. Так, экономия на персонале («дирекция решила, что так дешевле») привела к проблемам с эксплуатацией нового дорогостоящего оборудования на «Маргарине». Зачастую предприятия демонстрируют пренебрежение обучением в сочетании со стремлением к универсализации работников, что также оборачивается массовым ухудшением качества работ. Последствия такой недальновидной политики руководства ложатся на плечи среднего менеджмента, уровень компетентности которого в вопросах управления в большинстве случаев низкий. А там, где нет знаний, проводятся эксперименты («изучение оборудования экспериментальным путем»), опыт нарабатывается затратным и рискованным методом проб и ошибок. В связи с этим представляется важным распространить применение программ обучения на уровень среднего и нижнего менеджмента (руководителей небольших производственных подразделений – участков, смен, бригад).
9. Практика организации обучения на предприятиях показывает, что возрастные и образовательные характеристики персонала являются одним из важных факторов его обучаемости и адаптивности к инновациям. В этом смысле можно говорить о влиянии возрастной структуры персонала предприятия на успешность выбора модели обеспечения кадрами для проведения инноваций. При доминировании работников старших возрастов оптимальна практика использования внешнего найма и внутрифирменного обучения вновь принятых работников. Кроме того, многие эксперты на предприятиях указывают на преимущества обучения работников с непрофильным профессиональным образованием, что повышает требования к образовательному уровню как наличного, так и набираемого персонала предприятий.
10. В целом на примере наших
предприятий подтверждается
1 В.Бизюкова. Изменения в деятельности разных групп персонала предприятия в условиях инновации // Инновации в постсоветской промышленности / Под ред. В.И. Кабалиной. М.: ИСИТО, 2001. Ч. 2. С. 334-335.
2 Н.Гуськова, И.Донова. Кадровое обеспечение инноваций // Там же. С. 305-314.
3 А. Московская. Влияние инновационной деятельности на реструктуризацию предприятий // Инновации в постсоветской промышленности. Ч. 2. С. 322.
4 Киблицкая М. Подходы высшего менеджмента к стимулированию работников в ходе инновационного процесса. Рукопись. ИСИТО, июль 2001.
5 По нашему мнению, уместнее, пользуясь терминологией В.Герчикова, назвать такой тип мотивации «люмпенским».
6 Гуськова Н. Положительные практики решения кадровых вопросов. Рукопись. ИСИТО, июль 2001.
7 Бизюкова В. Изменения в деятельности разных групп персонала предприятия в условиях инновации // Инновации в постсоветской промышленности. Ч. 2. С. 330.
8 Т.И.Балабанов предлагает выделять инновации кризисные, направленные на ликвидацию организационного, производственного, экономического или финансового кризиса хозяйствующего субъекта, и инновации развития, целью которых является повышение конкурентоспособности продукта и всего хозяйствующего субъекта в будущем (Балабанов Т.И. Инновационный менеджмент. СПб., 2000). Мы исходим из того, что большинство инноваций на обследованных предприятиях можно отнести к разряду кризисных.
9 См.: Инновации в постсоветской промышленности / Под ред. В.И. Кабалиной. Сыктывкар, 2000. Ч.1. С. 121.
Информация о работе Социальные аспекты инновационной деятельности предприятий