Проблемы развития Национального инновационного фонда РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

В официальной статистике под технологическими инновациями понимаются конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности.

Содержание

Введение

1. Теоретические основы деятельности инновационных фондов

1.1 Экономическое содержание инновационных фондов

1.2 Исторические предпосылки создания инновационных фондов

1.3 Зарубежный опыт формирования инновационных фондов

2. Организация и анализ деятельности инновационных фондов

2.1 Проекты, программы Национального инновационного фонда РК

2.2 Инновационное правление активами фонда

3. Проблемы развития Национального инновационного фонда РК

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Деятельность инновационных фондов.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

     В проекте республиканского бюджета  на 2007 год на капитализацию семи СПК предусматриваются ассигнования в сумме 14 млрд. тенге.

     Сможет  ли данная политика при несовершенстве Концепции СПК осуществить это  – остается под вопросом. 

 

      3. Проблемы развития Национального инновационного фонда РК 

     Развитие  науки находится в удручающем состоянии. Проблемными вопросам инновационного развития являются низкие расходы на науку, слабая коммерциализация научных разработок, отсутствие достаточного государственного стимулирования. Несмотря на то, что за 2003-2005 годы внутренние затраты на исследования и разработки выросли в 2,2 раза, их доля в ВВП осталась почти на прежнем уровне (увеличилась только в 2005 году до 0,029% с 0,25 % в 2004 году).

     Только  сейчас началась разработка Государственной программы развития науки на 2007-2012 годы. В настоящее время выявлено значительное количество инновационных разработок, которые могут быть коммерциализированы. Однако все эти разработки, в основном, являются результатом исследований, разработанных в советские годы. Время на создание новых заделов в фундаментальной науке было упущено. Выбор только пяти приоритетных направлений программ фундаментальных исследований может стать в дальнейшем препятствием для развития других направлений фундаментальной науки в Казахстане.

     Меньше  всего при реализации Стратегии было уделено внимания пункту по использованию инвестиционного и производственного потенциала ТЭК и других базовых отраслей экономики для определения приоритетных направлений модернизации промышленности. Вопрос модернизации экономики на основе высокотехнологичного оборудования должен стать одним из ключевых в Стратегии.

     В Стратегии не определены перспективы  спроса на продукцию отраслей промышленности на внутреннем рынке, что негативно повлияло на удовлетворение потребностей внутреннего рынка.

     В структуре инвестиций наблюдается тенденция опережающих темпов увеличения доли инвестиций в сфере услуг: финансовой деятельности, операций с недвижимостью, арендой, государственном управлении и снижения доли инвестиций в промышленность.

     Это противоречит основным целям Стратегии и снижает возможность экономики Казахстана достичь устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе, увеличивает риск дефолта финансовой системы.

     Для того чтобы в соответствии с изменениями  реалий совершенствовать собственную модель Стратегии индустриально- инновационного развития, необходимо дополнительно поработать над ее корректировкой и реализацией, акцентировав внимание на следующем:

     1. Совершенствование законодательства  в области защиты прав собственности.

     2. Повышение эффективности функционирования правительства.

     3. Повышение эффективности деятельности институтов развития.

     4. Поддержка Правительством крупного бизнеса и создание промышленных конгломератов в производствах с высокой добавленной стоимостью.

     5. Реабилитация и модернизация существующих производств.

     6. Свертывание и ликвидацию старых  неэффективных производств.

     7. Создание новых производств, ориентированных на экспорт.

     8. Создание высокотехнологичных и наукоемких производств.

     9. Создание экономических и индустриальных зон со специальным режимом налогообложения.

     10. Изменение структуры инвестиций в пользу увеличения доли обрабатывающей промышленности.

     11. Вовлечение в крупный промышленный бизнес субъектов малого и среднего предпринимательства.

     12. Повышение роли предпринимательства в корректировке и реализации Стратегии

     13. Совершенствование структуры отраслей  промышленности и определение приоритетных отраслей и видов производства с учетом мнения отечественной науки, предпринимательства и общественных организаций.

     14. Содействие предпринимателям в повышении конкурентоспособности отечественных товаров и услуг

     15. Ежегодное увеличение уровня бюджетного финансирования фундаментальных и прикладных исследований и доведение к 2010 году до уровня 1,5-2% от ВВП

     16. Введение налоговых льгот для предприятий, финансирующих НИОКР и внедряющих их результаты в производство.

     17. Развитие современной инфраструктуры индустрии:

     • развитие рынка ценных бумаг;

     • поддержка предпринимательства;

     • совершенствование налоговой, таможенной, тарифной и антимонопольной политики государства;

     • совершенствование финансового  сектора и совершенствование  кредитной политики;

     • формирование эффективной экологической  политики; и обязательного учета ее требований при разработке и реализации программ развития и конкретных проектов.

     Для оценки эффективности и проведения мониторинга реализации Стратегии целесообразно ввести следующие годовые индикаторы:

     1. Индекс эффективности инвестиций в Стратегию (объем финансирования Стратегии к прибыли, полученной в результате реализации проектов в рамках Стратегии).

     2. Объем производства на экспорт по видам продукции в разрезе уровней наукоемкости в соответствии с методикой ОЭСР (по четырем уровням наукоемкости) в денежном и натуральном выражении.

     3. Объем производства новой высокотехнологичной и наукоемкой продукции, по видам продукции в разрезе отраслей экономики в денежном и натуральном выражении.

     Для того, чтобы ввести данные индикаторы в практику определения эффективности реализации Стратегии, целесообразно в статистические сборники ввести обязательную информацию по следующим показателям:

     1. Инвестиции в реализацию Стратегии  индустриально- инновационного развития. В том числе по источникам  финансирования:

     • кредиты казахстанских банков;

     • кредиты иностранных банков;

     • иностранные инвестиции;

     • бюджетные средства;

     • другие инвестиции.

     2. Общая результативность инвестпроектов, реализованных в рамках Стратегии:

     1. Валовая добавленная стоимость

     2. Доход (убыток) от основной деятельности  предприятий в результате реализации  инвестпроектов

     3. Уровень рентабельности (убыточности) %

     4. Экспорт Республики Казахстан по группам наукоемкости по видам продукции в денежном и натуральном выражении.

     5. Объем новых видов высокотехнологичной и наукоемкой продукции по видам продукции в разрезе отраслей промышленности в денежном и натуральном выражении. 

 

      Заключение 

     В Казахстане в 2006 году реализуется второй этап реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана. Этот этап предусматривает активизацию научно-промышленной отрасли и более эффективного использования научного потенциала, внедрения новых технологий.

     Для изменения ситуации настало время  масштабных действий в обрабатывающей промышленности в пользу продукции  средневысокой и высокой наукоемкости.

     Успешное  экономическое развитие большинства стран Запада в немалой степени объясняется глубокими структурными преобразованиями, обеспечивающими общий подъем производства и другие качественные изменения.

     Быстрый рост производства в ряде новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии произошел прежде всего за счет формирования нестандартных для этих стран отраслей, т.е. за счет резкого изменения структуры хозяйства.

     В основе процветания и быстрого экономического роста лежит способность страны обеспечивать высокие темпы роста  эффективности производства и в то же время выпускать такой ассортимент продукции, который пользуется растущим спросом на мировом рынке. Добиться этого можно, правильно определив «полюса роста».

     Существует 6 критериев, которым должна соответствовать  приоритетная отрасль:

     1. Продукция предприятий приоритетной  отрасли должна продемонстрировать  возможности для быстрого наращивания  экспорта, базируясь на сравнительных  преимуществах национальной экономики.

     2. При оценке экспортного потенциала  необходимо прогнозировать рыночную конъюнктуру на ту или иную продукцию на мировом рынке, долгосрочные тенденции роста.

     3. Необходимо определить перспективы  спроса на продукцию данной  отрасли на внутреннем рынке.  Зависимость экономики страны  от экспорта должна смягчаться  до некоторой степени растущим внутренним спросом.

     4. Развитие отрасли должно способствовать  росту научного и интеллектуального  потенциала страны.

     5. Минимизация зависимости от импорта  сырья и энергии, снижение ресурсоемкости  промышленного производства в  целом.

     6. Минимизация несоответствий и дисбалансов торговли. Чтобы напрямую конкурировать с высокоразвитыми странами, необходимо, чтобы развитие приоритетной отрасли было смягчено в максимально возможной степени неблагоприятные для страны условия конкуренции на внешнем рынке. Если ускоренное развитие данной отрасли будет способствовать повышению эффективности производства в других секторах и отраслях экономики, то такая отрасль также должна стать приоритетной.

     Основными инструментами реализации индустриальной политики в Японии и Южной Корее являлись: финансовые субсидии, налоговые льготы, льготы по импорту определенных товаров, различного рода монопольные права; экономическое планирование, носящее рекомендательный (индикативный) характер; поддержка правительством крупного бизнеса. В отличие от других новых индустриальных государств Южная Корея сделала ставку на всемерную концентрацию капитала. Большой бизнес всецело доминирует в экономике Южной Кореи: на пять крупных конгломератов приходится примерно половина национального дохода. Крупные конгломераты в Южной Корее во многом схожи с ведущими финансово-промышленными группами в Японии.

     Одновременно  необходимо особое внимание обратить на сдвиги в отраслевой структуре производства и территориальном размещении производительных сил. 

 

      Список использованной литературы 

  1. Достанов К. Достижение экономической стабильности как долговременная цель // Транзитная экономика. - 2004.-№ 3. - С. 7.
  2. Иманбаев Т.Т. Инвестиционная политика и оценка эффективности инвестиционных решений. - Алматы: Жеты жаргы, 2003. - 52 с.
  3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: «Питер». 1999
  4. Архипов В. Стратегическая эффективность управленческих решений //Проблемы теории и практики управления №5, 2005 г. с.117 – 122
  5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. – М.: «Гардарики», 1999
  6. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: учебное пособие. – М.: «Финпресс», 1998
  7. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ: Учебник для ВУЗов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др., Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: «Банки и биржи», «Юнити», 1997
  8. Коно Т. Стратегия и структура японских корпораций. – М.: «Экономика», 1991
  9. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. – М.: «Прогресс», 1990
  10. Твисс Б. Управление научно-техническими инновациями. – М.: «Экономика», 1989
  11. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: «Инфра – М», 1999
  12. Уткин Э. А. Финансовый менеджмент: Учебник для ВУЗов. – М.: «Зерцало», 1998
  13. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. – М.: «Перспектива», 1999
  14. Абрамов С.И. Инвестирование. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.- 435 с.
  15. Березовская М. Инновационный аспект экономического развития // Вопросы экономики. - 2004.-№ 3. - С. 58-66.
  16. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов: пер. с англ. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997. - 631 с.
  17. Гончаров В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала // Вопросы экономики. - 2004. - № 2. -С. 150-156.
  18. Годовой отчет АО "Национальный инновационный фонд". – 2007 г.
  19. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.
  20. Инновационной форме изменят содержание: Казахстанское деловое издание "Бизнес & Власть".-14.01.2010 г.
  21. Глазьев С. Теория долгосрочного технико-экономического развития. - М.:1999.-230 с.
  22. Инвестиционно-финансовый портфель / Отв. ред. Рубан Ю.Б., Солдаткин В.И. - М.: Соминтек, 1999. - 752 с.
  23. Кэмбэлл Р. Макконелл, Стенли Р. Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т. / Пер. с. англ. — М.: «Республика», 1992. - Т. 1. - 399 с. / 8.
  24. Лимитовский М.А. Основы оценки Инвестиционных и финансовых решений. - М.: ТОО Инжиниринго-Консалтинговая Компания «Дека», 1996.-192 с.
  25. Лоренс Дж. Гитман и Майкл Д. Джонк. Основы инвестирования / Пер.с англ. - М.: Дело, 1997. - 1008 с.
  26. Мауленов К. Законодательство об инвестициях в Республике Казахстан // Бизнес и право в Казахстане. - 1999. -№1,-С. 11-15.
  27. Моисеев С., Михайленко К. Terra incognita: глобализация финансовых рынков // Вопросы экономики. - 2004. - № 6. - С. 123-135.
  28. Новиков В.А. Практическая рыночная экономика. Толкование 4000 терминов: Словарь. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1999. - 376 с.
  29. Каренов Р.С. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. Алматы; 1997 - 182 с.
  30. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. - М.: Прогресс, 1990.
  31. Поршнев А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. - М.: РИЦЛО "Мегаполис - Контакт", 1993.
  32. Устинов В,А. "Управление инновационной деятельностью в процессе создания новой техники, освоения производства новой продукции. Учебное пособие. - М.: ГАУ, 1995. -
  33. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П. , Саломатин Н.А., Акбердин Р. 3, , и др. - М.: ИНФРА-М. - 432с.

Информация о работе Проблемы развития Национального инновационного фонда РК