Проблемы развития Национального инновационного фонда РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

В официальной статистике под технологическими инновациями понимаются конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности.

Содержание

Введение

1. Теоретические основы деятельности инновационных фондов

1.1 Экономическое содержание инновационных фондов

1.2 Исторические предпосылки создания инновационных фондов

1.3 Зарубежный опыт формирования инновационных фондов

2. Организация и анализ деятельности инновационных фондов

2.1 Проекты, программы Национального инновационного фонда РК

2.2 Инновационное правление активами фонда

3. Проблемы развития Национального инновационного фонда РК

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Деятельность инновационных фондов.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

     2. несоответствие общих прогнозов  тому, что происходит на самом  деле;

     3. неадекватность исходного процесса, которая считается доказанной;

     4. неожиданные изменения в промышленности  или на предполагаемом рынке  сбыта;

     5. изменение демографической ситуации, вызванное войнами, прогрессом  в области здравоохранения или  даже суевериями;

     6. изменения в настроении потенциального покупателя, связанные с взлетами и падениями экономики;

     7. изменения в осведомленности,  связанные с приобретением новых  знаний.

     Как это ни удивительно, но большинство  предпринимателей, ученых и официальных  лиц связывают огромные надежды с наиболее рискованной формой инновационной деятельности - эксплуатацией новых научных открытий, вместо того чтобы пользоваться самым простым и быстрым видом - извлекать выгоду из какого-либо неожиданного успеха.

     В настоящее время практически не осталось места для романтических идей об одиноких гениях-новаторах, совершенствующих свои изобретения, не смотря на все превратности судьбы. Одним из гигантов ушедшей эпохи, как академик К.А.Сатпаев, был академик Аймак Жангалиев, получивший всемирную известность за селекционные достижения в области биологии. Но национальная премия Шапагат и почтенный возраст не спасли заслуженного участника Великой Отечественной войны от длительного и бесплодного хождения между двумя уважаемыми министерствами. Такой пример, конечно, вносит конкретные коррективы в настрой и планы молодого поколения. В результате уменьшается выработка возобновляемого ресурса, который в Западной Европе, Северной Америке, Юго-Восточной Азии определяет магистральный путь экономического развития.

     Возможно, не существует единого рецепта для производства новшества и его коммерциализации, однако есть несколько различных сценариев, использование которых позволяет получать хорошие результаты.

     Таким образом, деятельность фондов главным  образом сводится к аккумулированию денежных средств и их распределению. При распределении денежных средств, фонды используют ряд стимулов в отношении к научным кадрам. Во-первых, работа над проектом фондов является альтернативой будничной работе в традиционных научных учреждениях, где деятельность отдельных ученых порой сдерживается корпоративными обязательствами. Во-вторых, субсидии, выдаваемые фондами, передаются авторам проектов в полное распоряжение. Более того, исполнителям предоставляется право присваивать денежные средства, сэкономленные ими за счет рационального расходования. Контроль со стороны фонда или учредителей фонда за расходованием средств исполнителями практически минимальный. В-третьих, исполнителям проектов гарантируются отчисления от прибыли при внедрении результатов работы в производство. Указанная доля прибыли бывает весьма значительной.

     Благодаря возможности распоряжаться деньгами инновационных фондов и присваивать  сэкономленные средства, а также  получать долю прибыли от внедрения, исполнители проектов становятся обеспеченными, а иногда очень богатыми людьми. Они начинают активно участвовать в инвестиционных процессах в промышленности, а также субсидировать инновационные фонды, в том числе и те, в рамках которых они начинали работать. Создается пласт технократической плиты, который по своему общекультурному и нравственно-психическому уровню, позволяет развивать экономику страны на основе внедрения инноваций, представляя для этого обществу средства.

     Таким образом, инновационные фонды, ускоряют оборот финансового капитала, повышают эффективность производства, создают условия для наращивания товарной массы (новой техники, технологии, высококачественных специализированных услуг). 

     1.2 Исторические предпосылки создания инновационных фондов 

     После второй мировой войны мировая система капитализма преобразовалась и приобрела новые черты монополистического или транснационального капитализма.

     Этот  переход характеризуется значительным ростом мировой торговли, возникновением транснациональных компаний, ростом зарубежных инвестиций и либерализацией условий торговли. Возникли такие институты, как Международный Валютный Фонд и Всемирный Банк. Если в пятидесятых годах мировая экономика представляла собой совокупность национальных экономик всех стран мира, то начиная с 60-х годов стала проявляться тенденция к организации корпораций по транснациональному признаку.

     К девяностым годам процесс производства товаров и услуг приобрел фрагментарный  характер и был разбросан по всем странам мира. Финансово-промышленный капитал приобрел транснациональные черты.

     Для развивающихся стран этот переход  имеет особое значение. Традиционные отношения между развитыми и  развивающимися странами, при которых  периферия поставляет сырье, а центр  его перерабатывает и поставляет обратно на периферию, значительно изменились.

     В условиях глобального капитализма  развивающиеся страны вовлекаются  в цепочку производственного  процесса и заняты производством  товаров, имеющих относительно низкую стадию производства и наименьшую добавленную  стоимость.

     В мире накоплен богатый опыт проведения индустриальной политики. Можно констатировать, что не многим странам удалось успешно справиться с проблемой зависимости экономики от монопродукта и диверсифицировать свою промышленность.

     Применение  индустриальной политики для диверсификации структуры экспорта в различных странах в исторической ретроспективе наглядно прослеживается на примере импортозамещающей и экспортоориентированной политики. Основной вывод, который можно сделать из анализа развития стран Латинской Америки (Мексика и Бразилия) и восточно-азиатских стран (Южная Корея и Сингапур), где эта политика в основном и применялась, заключается в том, что достижение устойчивого экономического развития находится в направлении экспортной ориентации.

     В исторической ретроспективе как страны Латинской Америки, так и Восточной Азии прошли через этапы импортозамещения и экспортной ориентации. Особенностью является то, что восточно-азиатские страны на определенном этапе отказались от политики импортозамещения и перешли к политике поощрения экспорта, в то время как страны Латинской Америки сохранили акцент на импортозамещении.

     С точки зрения экономической теории успех экспортоориентированной  политики имеет объяснение: исчерпав потенциал своих внутренних рынков, страны были вынуждены начать освоение внешних рынков, чтобы не остановить процесс своего экономического развития. Необходимо отметить, что страны Латинской Америки, поощряя импортозамещение, создали отрасли, которые основывались не на реальной конкурентоспособности, а на возведенных административных и тарифных барьерах. Окрепнув, эти отрасли направляли ресурсы на лоббирование своих интересов через государство в целях дальнейшего сохранения политики импортозамещения вместо модернизации и увеличения продуктивности. В результате ресурсы распределялись неэффективно, и национальные экономики проигрывали в международной конкуренции.

     В целом доминирующие тенденции в  мировой экономике, создающие новую  глобальную экономическую реальность, можно классифицировать как:

     переход от индустриальной к сервисно-технологической экономике в развитых странах;

     глобализация;

     экономическая либерализация;

     нарастание  глобальной конкуренции и региональная интеграция.

     В последней четверти двадцатого века экономически развитые страны перешли  от индустриальной стадии развития к более высокой сервисно-технологической экономике. Большая часть ВВП в этих странах формируется в секторе услуг. Эти услуги имеют четко выраженную научную и инновационную основу.

     В экономически развитых странах концентрируются  интеллектуальные ресурсы и финансовый капитал, а индустриальные производства, особенно трудозатратные, постепенно переносятся в более отсталые в экономическом развитии страны мира.

 

      1.3 Зарубежный опыт формирования инновационных фондов 

     Мировая практика показывает, что государство с рыночной экономикой может сотрудничать с частным сектором в осуществлении структурных преобразований в экономике. Наиболее удачные примеры этого сотрудничества имеются в Японии, Южной Корее, Малайзии и других странах, сделавших за последние тридцать лет крупный прорыв в области своего экономического развития.

     Современный Китай также проводит политику сотрудничества с частным сектором в области  развития стратегических направлений  индустриального развития.

     Исследования  Всемирного Банка показывают, что все подходы к государственной индустриальной политике могут быть сведены к трем категориям: координация инвестиций, развитие делового сотрудничества и замещение рынка.

     В условиях недостаточно развитых рынков фирмы не в состоянии оценить  величину спроса на новую и более качественную продукцию, которая будет создаваться по мере расширения производства. Государство берет на себя функцию координатора инвестиций, которые лишь при совместном осуществлении инвестиционных проектов приносят компаниям выгоду.

     Следование  этой модели координации инвестиций предполагает наличие у государственных  и частных институтов определенного  потенциала, что недоступно для большинства  развивающихся стран.

     Инициативы  в рамках активной государственной  политики по деловому сотрудничеству могут быть нацелены непосредственно на укрепление деловых контактов с предпринимателями в следующих направлениях:

     специализированные  категории покупателей формируют  новые рыночные ниши и являются источником информации по стандартам продукции;

     поставщики  оборудования передают вместе с ним  производственный опыт;

     поставщики  ресурсов способствуют появлению новых  идей и методов производства, а  конкуренты представляют собой богатый  источник новых идей.

     Группы  фирм, покупателей, поставщиков оборудования и ресурсов, услуг, отраслевые ассоциации, конструкторские бюро и другие специализированные организации, работающие на принципах кооперации, действуют совместно в рамках одного и того же региона.

     Странам с недостаточно развитым рынком может  потребоваться катализатор (по своей природе он может быть государственным или частным) для приведения в движение кумулятивного процесса углубления рынка и развития делового сотрудничества.

     Этот  подход связан с попытками правительства  полностью вытеснить рынок. Чтобы придать импульс промышленному росту, государства поддаются соблазну подменить рыночные оценки информацией и оценками, генерируемыми в государственном секторе. Эти усилия редко приносят плоды.

     Опыт  Филиппин в конце 70-х и в 80-х  годах показывает, что может произойти, когда на правительство оказывают сильное воздействие влиятельные группировки частных предпринимателей.

     Отчасти движимое стремлением создать своим  союзникам внутри страны новые возможности  для ведения бизнеса, в 1979 году правительство  Филиппин объявило о новой программе "крупных индустриальных проектов" на сумму $5 миллиардов (все они без исключения реализовывались в капиталоемкой тяжелой промышленности). Через год, под давлением со стороны противников стратегии, правительство согласилось подвергнуть эти проекты повторной экономической и финансовой экспертизе. Вскоре свою лепту в процесс внесли политические и финансовые неурядицы. К концу 1987 года пять из одиннадцати первоначально предложенных проектов общей стоимостью почти $4 миллиарда (из $5 миллиардов) были свернуты как неосуществимые. В целом только четыре проекта общей стоимостью $800 миллионов приносили прибыль.

     Исходя  из мирового опыта, основной упор при  реализации Стратегии необходимо сделать  на инициативы по координации инвестиций и развитию делового сотрудничества. Финансовая поддержка будет оказываться только на принципах долевого участия через институты развития. При этом частный сектор, включая банки второго уровня, должен брать на себя основные риски.

     Через институты развития государство будет участвовать в проектах, которые ориентированы на создание целостной системы производств, создающих конкурентоспособную продукцию, последовательно развивая технологическую и экономическую цепочку добавленных стоимостей (ЦДС). Это позволит создавать многоотраслевые предприятия, работающие на конечный продукт, который отвечает всем параметрам конкурентоспособной продукции.

     В современной мировой практике разработан и широко применяется метод анализа  и выработки стратегии развития, основанный на рассмотрении отраслей экономики как ЦДС.

Информация о работе Проблемы развития Национального инновационного фонда РК