Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:21, реферат
Целью реферата является изучение применения инновационной деятельности в развитии Забайкальского края.
Для этого решены следующие задачи:
1) изучены теоретические основы развития инновационной деятельности в регионах РФ;
2) выполнен анализ зон опережающего развития и их значения для края;
3) оценены перспективы развития ЗОР на территории края.
В рамках создания Забайкальского территориального горно-металлургического комплекса завершены предпроектные работы по Бугдаин-скому и Быстринскому ГОКам, начато проектирование Быстринского ГОКа. В ФГУ «Главэкспертиза России» проходит экспертизу технический проект на строительство карьера по Березовскому ГОКу (завершение экспертизы планируется в I квартале 2011 года). Подходят к завершению геологоразведочные работы по Нойон-Тологойскому месторождению, продолжается транспортировка технологической пробы руды в объеме 130 тыс. тонн в КНР для отработки технологии обогащения руд месторождения. На Новоширокинском ГОКе по итогам 2010 года добыто и произведено: золота- 1018,9 кг, серебра- 20243,3 кг, концентрата свинца - 19,1 тыс. тонн, концентрата цинка - 4,0 тыс. тонн.
В рамках создания транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока края на строительстве новой линии железной дороги Нарын - Лугокан, участок линии: станция Нарын 1- (Борзя) -станция Газимурский Завод генеральным подрядчиком ООО «Корпорация «Инжтрансстрой» освоено 4,7 млрд. рублей. Открыто рабочее движение на участке ст. Нарын 1 (Борзя) - ст. Александровский Завод.
Оформлено задание на проектирование «Строительство ВЛ 220 кВ Харанор-ская ГРЭС - Бугдаинская - Быстринская с ПС 220 кВ Бугдаинская и ПС 220 кВ Бы-стринская» для утверждения и дальнейшей работы. На проектно-изыскательских работах в 2010 году освоено 6,2 млн. рублей.
Формирование данной зоны опережающего развития планируется до 2016 года[9].
Проблемы по развитию данной зоны: проблемой реализации инвестиционного проекта Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края» является задержка инвесторами финансирования инвестиционного проекта.
В 2011 году на реализацию I этапа инвестиционного проекта «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края» финансирование строительства линии из федерального бюджета предусмотрено 7670,5 млн. рублей, за счет средств инве-стора-7150,63 млн. рублей. В 2011 году финансирование из средств федерального бюджета не открыто, работы ведутся за счет заемных и оборотных средств ООО «Корпорация Инжтрансстрой», являющегося Генеральным подрядчиком и Генеральным проектировщиком I этапа проекта. Вопрос со сроками начала финансирования остается открытым, что может негативно повлиять на выполнение целевых задач и ввод объекта в эксплуатацию, простою техники и людских ресурсов в строительных организациях.
В 2011 году ОАО « ГМК «Норильский Никель» также задерживает исполнение своих обязательств по финансированию строительства железной дороги.
В феврале 2011 года Губернатор Забайкальского края Р.Ф. Гениатулин обращался к Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину с просьбой дать сопричастным структурам поручение определить механизм со-финансирования для нормализации сложившейся ситуации.
При реализации инвестиционного проекта «Освоение Березовского месторождения железа» (ООО «ГПК ЛУНЭН, китайская корпорация «Лунэн») до сих пор идет поиск экономически целесообразной технологии переработки руд месторождения, что ведет к переносу срока начала строительства ГОКа. Кроме того, отсутствуют инженерные коммуникации к месторождению.
При освоении Нойон-Тологойского полиметаллического месторождения (ООО «Байкалруд», учредитель - «Тайчжоуская промышленная компания Хуа-тянь», КНР).) основными проблемами являются плохое качество автомобильных дорог, не предусмотренных для перевозки крупнотоннажного груза, а также отсутствие энергообеспечения промышленных объектов предприятия[9].
Для стабильной работы на начальном этапе освоения месторождения необходимо 5-6 мегаватт, а в дальнейшем 10-15 мегаватт электроэнергии для производства добычных работ и функционирования обогатительной фабрики. При этом сохраняется высокая стоимость технического подключения проектируемых промышленных объектов, что вынуждает искать другие варианты.
При реконструкции, строительстве и эксплуатации горно-обогатительного предприятия ОАО «Ново-Широкинский рудник» (Газимуро-Заводский район) затянулся процесс утверждения запасов полезных ископаемых месторождения, что может привести к отзыву лицензии или к приостановке работы рудника, кроме того, неудовлетворительное состояние автомобильных дорог затрудняет перевозку продукции предприятия.
Торгово-промышленная зона пгт. Забайкальск.
Развитие данной зоны предполагает использование преимущества края как приграничного региона. Территория зоны расположена в пгт. Забайкальск в непосредственной близости к российско-китайской границе. Через территорию пгт. Забайкальск перевозится основная масса сухопутных грузов товарооборота между Российской Федерацией и КНР. Развитие зоны призвано обеспечить активное привлечение иностранных инвестиций (в первую очередь из КНР), развитие приграничного туризма, совершенствование приграничной инфраструктуры и оптимизацию работы пунктов пропуска. На территории выделенной зоны реализовывались следующие инвестиционные проекты[9].
Ведется комплексная реконструкция участка Карымская-Забайкальск Забайкальской железной дороги, проведена электрификация участка Карымская - Борзя.
Кроме того, ведется строительство и реконструкция федеральной автомобильной дороги А-166 Чита - Забайкальск до границы с Китайской Народной Республикой (2010-2012 г.г.).
Идет строительство жилого микрорайона «Южный» с привлечением средств китайского инвестора (ООО «Шэн ШИ»).
В 2011-2014 годы планируется реализация проекта по перспективному развитию станции Забайкальск (реконструкция колеи 1435 мм, строительство пункта подготовки под погрузку, текущего отцепочного ремонта и пункта промывки грузовых вагонов, развитие вокзального комплекса и т.д.).
Кроме того, планируется создание туристско-рекреационного комплекса «Русская деревня», на территории которого планируется организация зон отдыха с разнообразными стилизованными объектами культуры, магазинами, кафе, ресторанами, гостиницами различного уровня, искусственным водоемом, зоны для осуществления делового туризма с наличием конференц-залов, выставочных центров. Планируется воссоздание памятников архитектуры и истории народов Забайкальского края с организацией представлений, связанных с историей и укладом коренного населения края[2].
В марте 2011 года в г. Маньчжурия (КНР) проведены переговоры между Народным Правительством города Маньчжурия, представителями Министерств регионального развития, экономического развития Российской Федерации, Центра стратегических разработок, при активной поддержке Правительства Забайкальского края и участии инвестиционных московских компаний ООО «Олимпик Сити» и «Подолье XXI», в ходе которых было принято решение о разработке проекта по планированию, организации и строительству юго-восточной агломерации Забайкальского края (рабочее название - Экономический город Забайкальск) с населением от 35 до 50 тысяч человек. Проект предполагает развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, строительство промышленных объектов (заводы по переработке угля, производству пластика и пластмасс и т.п.), аэропорта, ТЭЦ, социальных и культурных объектов, создание технопарка, расширение логистической зоны.
Проблемы по развитию данной зоны: инвестиционный проект по строительству федеральной автомобильной дороги А-166 Чита-Забайкальск до границы с Китайской Народной Республикой не был включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» что привело к снижению лимита его финансирования, к снижению объема работ по строительству данной дороги.
На строительстве жилого комплекса «Южный» в пос. Забайкальск основной проблемой является невозможность быстрого декларирования товаров ежедневного пользования и орудий производства[3].
Зона развития деревообрабатывающей промышленности- Амазарский ЦБЗ.
Развитие зоны развития деревообрабатывающей промышленности в перспективе возможно в связи с наличием качественных лесных ресурсов, высоким спросом на продукцию лесопромышленного комплекса со стороны КНР, а также проводимым поэтапным повышением пошлин на вывоз круглой древесины (до запретительного уровня). Зона расположена на северо-востоке Забайкальского края с центром в пгт Амазар. Базовым предприятием зоны станет целлюлозно-бумажный завод, деятельность которого будет способствовать развитию лесозаготовок и деревообрабатывающих производств. Главные направления специализации зоны - целлюлозно-бумажная промышленность и деревообработка[9].
В рамках создания лесопромышленного комплекса в северо-восточных районах Забайкальского края, в том числе строительства Амазарского лесопромышленного комплекса, п. Амазар, Могочинский район, осуществлены разработка ТЭО, оформление земельного отвода, подготовительные работы по строительству объектов инфраструктуры лесопромышленного комплекса. Для размещения площадки завода, инвесторами и муниципальным районом «Могочинский район» заключен договор аренды на выделении земельного участка площадью 307,1 га. В 2010 году за счет средств внебюджетных источников профинансировано 180,24 млн. рублей.
В рамках развития инфраструктуры зоны опережающего развития со специализацией на производстве целлюлозы осуществлялось:строительство
Проблемы по развитию данной зоны: при создании лесопромышленного комплекса ООО ЦПК «Полярная» в северо-восточных районах Забайкальского края» до сих поре не решен вопрос по строительству отдельных видов инженерной инфраструктуры[9].
Туристско-рекреационная зона «Алханай».
Зона расположена в Дульдургинском районе Забайкальского края. Основой для выделения зоны является национальный парк «Алханай». Развитие этой зоны будет осуществляться в рекреационном и культово-религиозном направлениях. На туристско-рекреационной территории национального парка «Алханай» планируется создание современной многофункциональной инженерной инфраструктуры. В целях развития данной зоны опережающего развития утверждена краевая долгосрочная целевая программа «Дальнейшее развитие и укрепление инфраструктуры туризма и отдыха национального парка «Алханай» (2011-2013 годы)».
В последние годы значительные усилия Правительства Забайкальского края были направлены на создание региональных зон модернизации. Наиболее успешными проектами на сегодняшний день являются промышленная зона в п. Могойтуй (см полный текст) и агроиндустриальный парк[9].
Приаргунская сельскохозяйственная зона по производству зерна, кормов, развитию животноводства.
Создание агроиндустриального парка планируется в Нерчинско-Заводском, Калганском, Приаргунском и Краснокаменском районах Забайкальского края. Общая земельная площадь парка (земель, принадлежащих и арендуемых предприятиями АИП) составит 140 тыс. га. АИП будет иметь в своем составе производственный, перерабатывающий, логистический и иные отраслевые сектора.
В границах агроиндустриального парка будут созданы максимально благоприятные транспортно-логистические, земельно-ресурсные, производственные, инфраструктурные и другие условия с целью поддержки действующих и привлечения новых отечественных и иностранных инвесторов, заинтересованных в развитии современного экспортоориентированного агробизнеса на приграничных с КНР и Монголией территориях.
Формирование АИП и взаимодействие его участников будет осуществляться на кластерной основе. Преобладающая часть перерабатывающих организаций и ряд предприятий по производству сельхозпродукции будут созданы на взаимовыгодных и взаимодополняющих кооперативных (акционерных) началах[9].
Проект создания агроиндустриального парка, включен в следующие программы[11]:
- государственная программа развития сельского хозяйства и регулирова
ния рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446;
- программа социально-экономического развития Забайкальского края на
2010-2014 годы», утвержденная Закон Забайкальского края от 10 декабря 2009 года № 295-ЗЗК «О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы»;
- краевая долгосрочная целевая программа «Развитие мясного скотовод
ства в Забайкальском крае (2009-2012 годы)», утвержденная постановлением
Правительства Забайкальского края от 26 февраля 2009 года № 58.
- краевая долгосрочная целевая программа «Поддержка и развитие агро
промышленного комплекса Забайкальского края (2010-2012 годы)», утвержденная постановлением Правительства Забайкальского края от 18 августа 2009 года № 322.
Информация о работе Применения инновационной деятельности в развитии Забайкальского края