Применения инновационной деятельности в развитии Забайкальского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:21, реферат

Описание работы

Целью реферата является изучение применения инновационной деятельности в развитии Забайкальского края.
Для этого решены следующие задачи:
1) изучены теоретические основы развития инновационной деятельности в регионах РФ;
2) выполнен анализ зон опережающего развития и их значения для края;
3) оценены перспективы развития ЗОР на территории края.

Работа содержит 1 файл

реферат по РЭУ.doc

— 146.00 Кб (Скачать)


30

 

Введение

 

 

Актуальность избранной темы определяется тем, что только инновационный тип развития обеспечивает наиболее эффективное использование производственного потенциала региона. Развитие хозяйства и экономический рост государства всегда базируются на ускоренном внедрении во все сферы общественной деятельности новой техники, технологии и организации.

Главным фактором функционирования рынка является не статическая конкуренция между действующими производителями существующих продуктов, а реальная или потенциальная конкуренция со стороны новых продуктов или производителей, использующих новые продукты[5,с. 78].

Объектом исследования выступает инновационная деятельность в Забайкальском крае.

Предметом исследований служит обоснование направлений дальнейшего развития инновационной деятельности.

Целью реферата является изучение применения инновационной деятельности в развитии Забайкальского края.

Для этого решены следующие задачи:

1) изучены теоретические основы развития инновационной деятельности в регионах РФ;

2) выполнен анализ зон опережающего развития и их значения для края;

3) оценены перспективы развития ЗОР на территории края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы развития инновационной деятельности в регионах РФ

 

              Переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития рассматривается Правительством РФ в качестве стратегического направления социально-экономического развития. Это направление позволит резко расширить конкурентный потенциал национальной экономики путем наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и, на этой основе, задействовать новые источники экономического роста.

              Инновационный тип развития предполагает диверсификацию экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к «отраслям знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2010 г. – 10,5%), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП - не менее 2,0-3 процентных пунктов (2010 г. – 1,3).

              Привлекательность инновационных проектов для бизнеса следует обеспечить эффективной системой защиты прав собственности, включая интеллектуальную собственность, и созданием развитого рынка венчурного капитала[6, c.63].

              Развитие научного потенциала предполагает активизацию исследований и разработок фундаментального и прикладного характера. Внутренние затраты на исследования и разработки в соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной МЭРТ, должны достигнуть в перспективе объема, составляющего 3,5-4% ВВП (2010 г. – 1% ВВП).

              В соответствии с Концепцией Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, разработанной Министерством регионального развития Российской Федерации, Национальная инновационная система (НИС) Российской Федерации в качестве непременного условия своего развития предполагает создание на территории страны зон инновационного развития, в которых концентрируются мобильные высококвалифицированные кадры, для нормальной жизни и работы которых должна быть создана комфортная среда. К тому же ключевым фактором развития НИС становится доступность рынков информации и финансов, а потому – плотность контактов, коммуникационная близость центров принятия решений.               Таким образом, развитие российской НИС должно осуществляться на базе региональных модулей, что требует федерального вмешательства в региональное развитие, в том числе необходима[4, c.120]:

      разработка и реализация программ развития закрытых территориальных образований, их эффективной интеграции в экономическую и социальную жизнь территорий, в которых они расположены с уровнем бюджетной обеспеченности населения ЗОР не ниже достигнутого в 2010 году;

      государственная поддержка наукоградов, число которых достигло в Российской Федерации семи, а также размещение по территории России центров трансферта технологий;

      определение мест размещения в регионах Российской Федерации высших учебных заведений, выполняющих функцию исследовательских университетов, проводящих фундаментальные исследования на приоритетные для государства направления развития науки и технологий и обеспечивающие интеграцию научной и образовательной деятельности. Данные образовательные учреждения («системообразующие» и «общенациональные» университеты) должны размещаться в первую очередь в регионах, выполняющих функцию опорных («локомотивов роста») для России и оказывающих наибольшее мультипликативное влияние на другие регионы. Естественно, что при отборе данных регионов должен учитываться образовательный и инновационный потенциал территорий;

      определение параметров федеральной поддержки региональных программ по созданию своих модулей НИС (развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности - технопарков, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов).

      создание на территории Российской Федерации особых экономических зон (технико-внедренческих и промышленно-производственных).

              Особенность перехода к инновационному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве. Такой подход требует реализации стратегий одновременно в четырех направлениях.

Первое направление – обеспечение использования глобальных конкурентных преимуществ России в сферах энергетики, транспорта, аграрного сектора [6, c.17]:

1.      обеспечение стабильности энергетического снабжения крупнейших мировых потребителей энергоресурсов в рамках реализации стратегических международных проектов с участием иностранных субъектов;

2.      использование транспортного (транзитного) потенциала российской экономики, замыкание грузо- и пассажиропотоков на российские транспортные коридоры;

3.      реализация аграрного потенциала в части развития экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производства экологически чистых продуктов, импортозамещения на внутренних рынках продукции животноводства.

              Второе направление – формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего глобальную специализацию России на высокотехнологичных рынках:

1.      достижение и поддержание лидерства в научных исследованиях и технологиях по ряду приоритетных направлений (нанотехнологии, ядерная энергетика, авиация, судостроение, космос, программное обеспечение);

2.      встраивание в глобальный оборот высокотехнологичной продукции и технологий на основе лидерства по приоритетным направлениям;

3.      специализация на оказании интеллектуальных услуг в области фундаментальных и прикладных научных исследований и профессионального образования.

              Третье направление – структурная диверсификация экономики на основе повышения конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей и «экономики знаний»:

1.      улучшение условий предпринимательской деятельности и создание благоприятного инвестиционного климата;

2.      создание механизмов обеспечения инновационной активности компаний;

3.      формирование и развитие национальной финансовой инфраструктуры, ориентированной на эффективное долгосрочное финансирование инвестиций, рост капитализации компаний, снижение инвестиционных рисков и издержек инвесторов, трансформацию сбережений населения в инвестиции в отечественную экономику;

4.      развитие производственной инфраструктуры, включая ее транспортную, энергетическую и информационную составляющие.

              Четвертое направление – развитие демократии и обеспечение защиты прав и свобод личности, создание экономических и социальных условий для реализации творческого потенциала человека:

1.      развитие системы институтов, обеспечивающих равную и эффективную защиту конституционных прав и свобод личности и экономических свобод, включая совершенствование судебной системы;

2.      формирование структур и механизмов гражданского общества, развитие форм общественного контроля за деятельностью государства и бизнеса;

3.      обеспечение доступности качественных услуг образования и здравоохранения;

4.      обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, повышение доступности жилья;

5.      развитие культуры, сохранение и умножение культурных и духовных ценностей российского народа.

              Только реализовав формулу развития «демократия – человек – технологии» и воплотив ее в повседневную практику жизни общества, Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав.

              В Забайкальский край можно привлечь инвестиции за счет развития ЗОР.

              Зоны опережающего развития, существующие в нашем крае и какие предлагается создать, для развития Забайкальского края, будут рассмотрены во второй главе данного реферата.

 

 

 

 

 

Глава 2. Зоны опережающего развития и их значение для

Забайкальского края

2.1Назначение зон опережающего развития

 

              Одной из центральных задач государства является создание равноценных условий жизни на всей территории страны, т. е. перераспределение доходов в пользу менее развитых регионов. Другая не менее важная задача — обеспечение общего экономического роста. В некотором смысле эти задачи противоречат друг другу, в связи с чем федеральные органы власти стремятся исходить из их оптимального соотношения [13].

              Новым подходом в региональной политике стало выделение зон опережающего развития (опережающего роста) по специализации в конкретных регионах с определением «точек роста» и указанием конкретных предприятий (отраслей, регионов), которые могут стать катализатором процесса ускоренного развития территорий. В дальнейшем возможен переход к так называемому «конкурентному федерализму». Такое направление соответствует инновационному пути развития региона.

              Подобный подход известен под названием теории поляризованного роста или полюсов роста. Сформулировал эту теорию французский экономист Ф. Перру, а в дальнейшем развивал его ученик Ж.-Р. Будвиль. Суть ее — в рассмотрении неравенства как основного фактора экономического развития [4,c.24]. Неравенство обусловливает существование экономических лидеров и подчиненных экономических единиц (периферии) и «…вызывает деформацию экономического пространства», или, по-другому, поляризацию экономического пространства вокруг лидера («полюса роста» или «точки роста»). В качестве лидера может выступать как предприятие и отрасль, так и регион в целом (или совокупность «точек роста» — зона опережающего развития).

              В наиболее широком смысле зоны опережающего развития — это территории, формирующие основной вклад в социально-экономическое развитие регионов, а также определяющие его специализацию исходя из оценки конкурентоспособности, потенциала, внутренних и внешних факторов и рынков [6, c.87].

             

2.2 Анализ ЗОР на территории Забайкальского края

 

              В соответствии со Стратегическими направлениями развития Забайкальского края на период до 2025 года и Программой социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы, утвержденными Законом Забайкальского края от 10 декабря 2009 года № 295-ЗЗК, на территории края определено создание 10 зон опережающего развития, в том числе 6 зон опережающего развития федерального уровня и 4 зоны опережающего развития регионального уровня значимости.К числу зон опережающего развития федерального уровня значимости в Забайкальском крае относятся [7]:

      Забайкальский территориальный горно-металлургический комплекс;

      Чарский территориально-промышленный комплекс;

      торгово-промышленная зона пгт. Забайкальск;

      зона развития деревообрабатывающей промышленности -Амазарский ЦБЗ;

      зона развития строительной индустрии;

      туристско-рекреационная зона «Алханай».

              К числу зон опережающего развития регионального уровня значимости в Забайкальском крае относятся:

      зона агломерации на основе города Читы и прилегающих населенных пунктов;

      промышленная зона в пос. Могойтуй;

      сельскохозяйственная производственно-перерабатывающая региональная зона в Агинском Бурятском округе;

      Приаргунская сельскохозяйственная зона по производству зерна, кормов, развитию животноводства.

              Указанные зоны охватывают южную, юго-восточную и северную части Забайкальского края, располагаясь преимущественно вдоль существующих и перспективных транспортных магистралей, в частности, Байкало-Амурской магистрали, Транссибирской магистрали и новой железнодорожной линии Нарын-Лугокан, которые в связи с этим обоснованно обладают полноценными возможностями для развития и роста.

              В целях создания условий для эффективного функционирования зон опережающего развития разработана нормативно-правовая база [8]:

1.      Закон Забайкальского края от 27 февраля 2009 года № 148-ЗЗК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае»;

Информация о работе Применения инновационной деятельности в развитии Забайкальского края