Понятие и виды нновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Качественные сдвиги в современной экономике демонстрируют тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны как с приближением физических пределов их использования, так и со снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия. Это означает, что доминантой в становлении модели экономического роста в XXI веке должна стать система инновационных процессов, научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1ИННОВАЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………...5
1.1 Инновации и инновационная деятельность в рыночной экономике..5
1.2 Классификация инноваций…………………………………………….8
1.3 Инновационный процесс и его содержание……………………...…12
2СТАНОВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………..16
2.1 Реализации инновационной деятельности в зарубежных странах...16
2.2Анализ состояния инновационной деятельности в Республике Беларусь………………………………………………………………...….23
2.3Основные направления развития инновационной деятельности….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….…….33

Работа содержит 1 файл

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 65.71 Кб (Скачать)

Сотрудничество в сфере  науки, образования и технологий должно быть сосредоточено в тех  регионах и научных областях, которые  являются особенно важными для Беларуси, или в которых компетенция  белорусских ученых наиболее высока, или имеется особенно высокий  потенциал для развития. Для адекватного  реагирования на вызовы глобальной конкуренции  Беларуси необходимо реализовать национальную стратегию, основанную на высоком интеллектуальном потенциале белорусских ученых и  создании конкурентоспособной инновационной  продукции.

 

 

 

 

2.3 Основные направления  развития инновационной деятельности

 

Президент Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и  Национальному собранию 20 апреля 2010 г. отметил: «Сегодня на международной  арене идет пересмотр принципов  функционирования экономических систем. Преуспевающей является та из них, которая постоянно обновляется, впитывая в себя все лучшее из мирового опыта. В этой связи нам жизненно необходим качественный прорыв в отечественной экономике. Что может его обеспечить? Прежде всего – новая технологическая стратегия. Ее составными частями должны стать:

  1. структурные преобразования экономики, предполагающие преобладание отраслей, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью;
  2. создание высокотехнологичных производств, способных предложить миру принципиально новые виды товаров и услуг;
  3. формирование рыночных стимулов для повышения инновационной активности всех субъектов хозяйствования.

На третьем Всебелорусском народном собрании Главой государства был провозглашен инновационный путь развития Республики Беларусь, что нашло свое отражение в мероприятиях основополагающих программных документов научно-инновационного комплекса Беларуси, основные усилия которого концентрируются на реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь, Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь, Пошаговой стратегии до 2015 г. увеличения не менее чем на 200 % доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта. Стратегии проведения научных исследований на период до 2015 г., направленной на инновационное развитие Республики Беларусь, создание научной продукции, конкурентоспособной на международных рынках, Государственной программы по охране интеллектуальной собственности, Программы социально- экономического и научно-инновационного развития Национальной академии наук Беларуси, других решений Главы государства и Правительства Республики Беларусь.

Реализация мероприятий  указанных программ направлена на создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной, социально ориентированной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие страны и повышение качества жизни белорусского народа. Выполнение заданий программ должно обеспечить решение следующих задач инновационного пути развития:

  1. построение Национальной инновационной системы как эффективной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества;
  2. формирование благоприятной для инноваций экономической, правовой и социально-культурной среды;
  3. модернизацию материально-технической базы науки, производства и социальной сферы на основе новых и высоких технологий;
  4. достижение качественно нового технологического уклада в отраслях экономики;
  5. повышение экспорта высокотехнологичной продукции, экономической и энергетической безопасности;
  6. развитие интеллектуального потенциала и творческой активности населения.

Исходя из такого подхода, приоритетными на 2010-2015 гг. определены те направления инновационного развития, научно-технический потенциал которых позволяет реализовать системные проекты создания новых секторов экономики, производств V—VI технологических укладов, в том числе на базе макротехнологий, которыми обладают белорусские ученые.

Основной  целью  Государственной  программы является  создание конкурентоспособной на  мировом рынке,  инновационной, высокотехнологичной,  ресурсо-  и энергосберегающей, экологобезопасной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие  Республики  Беларусь  и повышение качества жизни белорусского народа. 

Государственная программа  направлена  на  решение важнейших  для республики задач по формированию   сбалансированной экономики,  основанной  на  знаниях,  в  том  числе  увеличении   доли  экспорта, включая  рост высоко- и среднетехнологичной продукции, оптимизации импорта и обеспечении положительного торгового баланса (10, с. 18-19).

Важной  характеристикой  белорусской  экономики  является высокая  концентрация  производства  в  промышленности.  Организация  инновационной  деятельности  на  этих  предприятиях  и  обеспечение  их глубокой  интеграции  с  научной  сферой  является  одной  из  главных задач. 

Основными мерами по развитию научно-технического потенциала республики являются: 

  1. развитие  научных школ,  привлечение  молодых  исследователей  к работе  в  секторе  науки  и  инноваций,  вложение  средств  в  образование для воспроизводства специалистов в инновационной сфере;
  2. существенный  рост  средств,  направляемых  не  только  на исследования  и  разработку,  но  и  на  освоение  в  производстве  новой продукции, концентрация этих средств в ведущих институтах и научно-практических центрах;
  3. развитие,  а  в  ряде  случаев  и  создание  с  нуля  недостающих элементов  инновационной  инфраструктуры,  формирование инжинирингового  бизнеса;
  4. активизация деятельности по  использованию  новых  знаний  и  технологий  в  реальном  секторе экономики, что позволит в перспективе гарантировать возврат средств, направляемых на исследования и разработки;
  5. увеличение  объем  внедрения  НИОК(Т)Р  в реальное  производство  и    максимально  полное  их использование в экономике. 

В результате реализации госпрограммы инновационного развития на 2011-2015 годы планируется к 2015 году довести долю новой продукции в общем объеме продукции промышленности до 25%. Доля инновационно активных предприятий в общем количестве промышленных предприятий должна составить 30,5%, доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства должна вырасти до 73,9%.

До 2015 года количество научно-технических  парков и центров трансфера технологий планируется увеличить на 60%, научно-производственных центров — на 30%, инновационных  центров — более чем в 7 раз. Запланировано также создание трех многоцелевых технопарков — Парка  передовых технологий в Национальной академии наук, а также технопарка «Полесье» и технопарка на базе НПО  «Интеграл».

Меры инновационного развития позволят достичь к 2015 г. в целом по стране:

  1. роста экспорта высокотехнологичных товаров и услуг в 2,5-3,0 раза;
  2. увеличения финансовых затрат за счет всех источников на научную, научно-техническую и инновационную деятельность не менее чем до 2,0 % от ВВП и расходов на развитие материально-технической базы науки до 10,0 % от всех затрат на научную, научно-техническую и инновационную деятельность;
  3. доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленности - 20%;
  4. доли сертифицированной продукции - 80 %;
  5. уменьшения степени износа активной части основных промышленно-производственных средств до 50 %.

Для достижения указанных  выше показателей, в первую очередь, необходимо принять меры по увеличению к 2015 г. затрат на исследования и разработки в высокотехнологичном секторе не менее чем в три раза по отношению к 2008 г., увеличить показатель наукоемкости ВВП в Беларуси до 3,0 %, увеличить долю занятых в высокотехнологичном и среднетехнологичном секторах до 7—10 % от общей занятости, обеспечить в установленном порядке охрану объектов промышленной собственности за рубежом.

Для ускорения процессов  формирования научной инновационной  системы планируется создание инвестиционной корпорации. Концепция новой программы  инновационного развития предусматривает  также создание республиканского центра технологического прогнозирования, центра инновационной информации, республиканского инновационного центра электронного бизнеса, совместного предприятия по вопросам инновационного консалтинга. Планируется  формирование совместной инжиниринговой компании, а также венчурных организаций.

Госкомитет по науке и  технологиям также предлагает создать  в стране экспортно-импортный банк.

Для обеспечения конкурентоспособности  на мировых рынках белорусских товаров, работ и услуг в предстоящем  пятилетии необходимо обеспечить повышение  технико-экономического уровня всей производимой в стране продукции. Стратегическим приоритетом в повышении конкурентоспособности  экономики является вхождение Беларуси в число тридцати наиболее конкурентоспособных  стран мира.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Роль инноваций в современной  экономике значительно возросла. Без применения инноваций практически  невозможно создать конкурентоспособную  продукцию, имеющую высокую степень  наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению рейтинга производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних. Инновационная деятельность является одним из перспективных видов предпринимательской деятельности, поскольку она связана с высокими технологиями, способными давать значительный экономический эффект. Вместе с тем инновационная деятельность - это один из самых рисковых видов предпринимательства, поскольку она основывается на рисковых начинаниях. Данным обстоятельством и предопределяется роль государственного регулирования в названной сфере, главная цель которого должна состоять в том, чтобы заинтересовать субъектов предпринимательской деятельности в инновационных начинаниях, а также по возможности снизить фактор рисков. Отсюда вытекает, что основными формами государственного регулирования инновационной деятельности должны быть экономические и правовые меры воздействия, а также государственная поддержка и защита ее субъектов.

Инновационную деятельность не следует обязательно связывать  преимущественно с малым предпринимательством, как нередко делается сейчас, хотя зачастую именно малый бизнес в большей  мере ориентирован на оперативное использование  нововведений для получения высокого коммерческого результата, тем более  что инновационная деятельность - это такое использование нововведения, которое непосредственно к нему примыкает и следует за выявлением и получением (приобретением) новшества.

В настоящее время инновационная  деятельность является одной из наиболее слабых звеньев в формировании рыночной инфраструктуры РБ, а это, в свою очередь, напрямую влияет на уровень  конкурентоспособности отечественных  товаров на внутреннем и внешнем  рынке.

Чтобы реализовать инновационно-технологический путь развития Беларуси, необходимо разрабатывать свои, принципиально новые технологии по всем видам экономической деятельности на основе новых знаний, добытых в результате фундаментальных научных исследований, и внедрять их в опытное, серийное или промышленное производство, или покупать чужие технологии. Для этого должны быть созданы и развиты региональные инновационные структуры как составные части национальной инновационной системы Беларуси.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Борисенко, И.А. Инновационный  менеджмент: учебное пособие / И.А.  Борисенко. – Воронеж: ВГУ, 2003. – 63 с.

2 Войтов, И.В. Об инновационном развитии РБ / И.В. Войтов // Проблемы управления. - 2010. – 32 с.

3 Гончаренко, Л.П. Менеджмент инвестиций и инноваций: учебник / Л.П. Гончаренко. – М.: КноРус, 2009. – 160 с.

4 Гришин, В.В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации современной экономики: учебное пособие / В.В. Гришин. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 368 с.

5 Демчук, М.И. Системная методология инновационной деятельности: учебное пособие / М.И. Демчук. – Мн.: РИВШ, 2007. – 304 с.

6 Ермасов, С.В. Финансовое стимулирование инновационной деятельности / С.В. Ермасов. – СПб.: СПЭА, 1997. – 314 с.

7 Ильенкова, С.Д. Инновационный менеджмент / С.Д. Ильенкова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. – 267 с.

8 Казанцев, А.К. Основы  инновационного менеджмента: Теория  и практика / А.К. Казанцев, Л.Э.  Миндэли. – М.: ЗАО Экономика, 2004. – 518 с.

9 Морозов, Ю.П. Инновационный  менеджмент: учебное пособие для  вузов / Ю.П. Морозов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 446 с.

10 Нехорошева, Л.М. Инновационное развитие в условиях «новой экономики» / Л.М. Нехорошева // Наука и инновации. – 2006. – №3. – 72 с.

Информация о работе Понятие и виды нновационного менеджмента