Понятие и виды нновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Качественные сдвиги в современной экономике демонстрируют тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны как с приближением физических пределов их использования, так и со снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия. Это означает, что доминантой в становлении модели экономического роста в XXI веке должна стать система инновационных процессов, научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1ИННОВАЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………...5
1.1 Инновации и инновационная деятельность в рыночной экономике..5
1.2 Классификация инноваций…………………………………………….8
1.3 Инновационный процесс и его содержание……………………...…12
2СТАНОВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………..16
2.1 Реализации инновационной деятельности в зарубежных странах...16
2.2Анализ состояния инновационной деятельности в Республике Беларусь………………………………………………………………...….23
2.3Основные направления развития инновационной деятельности….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….…….33

Работа содержит 1 файл

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 65.71 Кб (Скачать)

В США налоговый кредит на НИОКР позволяет вернуть из уже уплаченного налога сумму, равную до 20% приращения расходов на НИОКР  в текущем году. Эта льгота применяется  только к НИОКР, проводящимся на территории США. Налоговый кредит оказывает мощное стимулирующее воздействие на эффективное проведение компаниями долгосрочных исследований, критически важных для новой экономики. Налоговые кредиты имеют позитивное влияние на ранних стадиях развития фирм и особенно эффективны в малом бизнесе (11, с. 43).

Страны, которые стремятся  догнать лидеров научно-технического прогресса (Китай, Индия, Бразилия, Южная  Корея и другие), применяют более  льготные формулы расчета налогового кредита на основе текущих объемов  инвестирования НИОКР компаниями. Это  позволяет им в значительно больших объемах возвращать компаниям средства, инвестированные в исследования.

«Налоговые расходы» на НИОКР  в ряде стран (Канада, Австралия, Ирландия, Голландия, Бельгия, и др.) превышают  бюджетные ассигнования.

Налоговые скидки действуют  в таких странах, как Великобритания, Бельгия, Дания и Австралия. Например, размер налоговой скидки для бельгийских  компаний составляет 13,5 %.

В ряде стран, таких как  Германия, Финляндия, Исландия и Швеция, налоговая политика не предусматривает  специальных налоговых кредитов и скидок на инновационную деятельность, а стимулирование происходит за счет других налоговых механизмов. Правительство Германии разрешает уменьшать налогооблагаемую прибыль организаций, осуществляющих научно-инновационную деятельность, на полную величину расходов на НИОКР. В Швеции и Финляндии также действует специальная система вычетов расходов на НИОКР, осуществленных в частном секторе.

Налоговые льготы также могут  предоставляться определенной категории  налогоплательщиков. Так, например, в  Великобритании от уплаты корпоративного налога освобождены научно-исследовательские  организации. В отличие от прямого  государственного финансирования, налоговые  льготы предполагают меньшее вмешательство в дела субъекта и поощряют уже овеществленные действия. Кроме того, для стран с традиционно низким уровнем бюджетного финансирования именно налоговые льготы могут стать ключевым стимулом.

Венчурное финансирование как  альтернативный источник средств для научно-инновационной деятельности исторически получило наибольшее развитие в США. В Европе же инвестиционная деятельность венчурного капитала направлена на два направления:

  1. инвестирование в новые и молодые, быстро растущие, часто технологически-ориентированные компании;
  2. реструктуризация акционерного капитала компаний через MBO/MBI.

Странами с наиболее развитым рынком венчурного финансирования считаются  США, Япония, Германия, Великобритания и Нидерланды. Они выступают как  крупнейшие экспортёры продукции высоких  технологий. Например, в США фирмы, основанные на базе инновационных технологий составили 60% всех компаний, куда был направлен венчурный капитал. В Западной Европе венчурные инвестиции распределились между отраслями достаточно равномерно, и процесс финансирования не ограничивается высоко-технологичными фирмами.

Финансирование малых  и средних предприятий осуществляется независимыми фондами, привлекающими  капитал из финансовых институтов. В мировой практике венчурный  капитал оказал огромное влияние  на развитие таких отраслей как полупроводниковая  электроника, вычислительная техника, информационные технологии, биотехнологии.

Правительство зарубежных стран  активно участвует в инновационной  деятельности, поддерживая инноваторов. В США большая часть НИОКР финансируется и осуществляется усилиями частного сектора промышленности. Но параллельно действует система трансферта результатов НИОКР, выполненных в университетах и федеральных научных центрах.

Осуществление инновационной  политики США базируется на хорошо развитой институциональной структуре. Основными рычагами федерального правительства  в стимулировании НИОКР являются два крупных межведомственных органа:

  1. Американский научный фонд, координирующий направления фундаментальных исследований;
  2. Американский научный совет, представляющий интересы промышленности и университетов в научно-технической политике.

Важнейшую роль в осуществлении  государственных исследовательских  программ играют:

  1. Министерство обороны;
  2. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

Особенностью американской структуры управления научно-техническим  прогрессом является тесное взаимодействие государства и частного бизнеса. Значителен удельный вес смешанных, финансируемых за счет государственных  и частных источников, организаций, среди которых:

  1. Национальный центр промышленных исследований;
  2. Национальная академия;
  3. Американская ассоциация содействия развитию науки, основная задача которых заключается в поисках путей повышения научно-технического и экономического потенциала страны.

Одно из направлений реализации этой задачи — эффективное использование  уже накопленного арсенала достижений, изобретений и нововведений, В  ходе выполнения федеральных программ и контрактов, и передача их для  внедрения в частный сектор.

В США, с помощью крупномасштабных  целевых проектов, государственное  регулирование инновационных процессов  осуществляется в направлении создания венчурных фирм и исследовательских  центров мелких и средних инновационных  предприятий, отделяющихся от университетов, государственных исследовательских  центров и специальных лабораторий  крупных промышленных корпораций, посредством  целевого бесплатного субсидирования этих субъектов инновационной деятельности Национальным научным фондом США:

  1. льготное налогообложение инновационной деятельности;
  2. льготное кредитование и выдача грантов мелким фирмам – инноваторам и отдельным изобретателям-одиночкам Национальным научным фондом, Инвестиционным фондом Министерства энергетики США и другими инвестиционными фондами, имеющими некоммерческую филантропическую направленность финансирования;
  3. бесплатная выдача лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства;
  4. формирование государственной инновационной инфраструктуры и способствование функционированию рынка инноваций, на котором государство выступает как агент отношений купли-продажи инноваций;
  5. мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, государственная экспертиза инновационных проектов, разрабатываемых различными субъектами инновационной деятельности;
  6. предоставление субъектам инновационной деятельности льгот по оплате государственных услуг (связи, тепла, электроэнергии);
  7. осуществление морального поощрения выдающихся ученых и инноваторов (вручение государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганда достижений и потребления инновационных продуктов и услуг и проч.);
  8. антимонопольное законодательство, обеспечивающее развитие внутренней и международной конкурентоспособности национальных товаропроизводителей.

К основным направлениям инновационной  политики, осуществляемой странами, входящими  в Евросоюз, относятся (13, с. 29):

  1. поощрение малого наукоемкого бизнеса;
  2. единое антимонопольное законодательство;
  3. приобретение новейшей техники;
  4. система ускоренной амортизации оборудования;
  5. льготное налогообложение НИОКР;
  6. прямое финансирование предприятий, осуществляющих инновационные проекты в области новейших технологий;
  7. кооперация университетской науки и предприятий, производящих наукоемкую продукцию.

Таким образом, из опыта развитых стран становится очевидно, что ведущую роль в развитии инновационной деятельности в стране играет не рынок и его потребности, а государство, которое должно направлять инновационную деятельность на достижение общественно значимых результатов.

Чем важнее для государства  становится развитие инновационной  сферы, тем более увеличивается  экономический рост.

 

 

2.2 Анализ состояния  инновационной деятельности в  Республике Беларусь

 

Мировой финансово-экономический  кризис, весьма существенно обостривший глобальную конкуренцию, со всей очевидностью подтвердил необходимость скорейшего перевода национальной экономики на путь инновационного развития как единственную и безальтернативную возможность сохранения экономической независимости Беларуси. Решение о формировании инновационно-ориентированной экономики было принято руководством Беларуси несколько лет назад, тогда же начала осуществляться Государственная программа инновационного развития на 2007-2010 гг.

Сегодня белорусская наука  выдвигает крупные инновационные  идеи, вытекающие из принципиально  новых знаний. Использование полученных новых знаний в реальном секторе  экономики невозможно без наличия  эффективной экспертной системы  оценки результатов исследований и  разработок.

Решение этих задач определено стратегией инновационного развития Республики Беларусь, предложенной Президентом  Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. Глава государства  отметил необходимость внедрения  эффективной формы организации  исследований, на базе создаваемых научно-практических центров и развития инновационной инфраструктуры. Главной целью преобразований является создание системы институтов, необходимых для дальнейшего развития рыночной экономики.

Подводя некоторые итоги  выполнения мероприятий Государственной  программы, можно отметить стабильность уровня наукоемкости валового внутреннего продукта, который в 2008 г. составил 0,75–0,85%, и устойчивую динамику роста объема выполненных работ по разделу «Наука и научное обслуживание». За 2007–2009 гг. создано 491 новое предприятие и важнейшее производство, 8637 рабочих мест.

На финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических  работ, предусмотренных президентскими, государственными народнохозяйственными  и социальными программами, государственными, отраслевыми и региональными  научно-техническими программами, в 2009 г. из бюджета выделено около 193 млрд. рублей. Белорусским инновационным  фондом осуществляется финансовая поддержка 16 инновационных проектов и работ  по организации и освоению производства научно-технической продукции по приоритетным направлениям создания и  развития новых технологий и перспективных  производств на сумму свыше 30 млрд. рублей.

В целях сохранения и развития кадрового потенциала научно-технического и инновационного комплекса страны создан единый механизм планирования подготовки научных работников высшей квалификации на основе государственного заказа. Государство оказывает существенную поддержку талантливым молодым  ученым. В 2009 г. 195 молодым ученым назначены  стипендии Президента Республики Беларусь и выделено свыше 160 грантов Министерства образования и Национальной академии наук Беларуси.

Анализ состояния системы  подготовки специалистов в области  инновационной деятельности в Республике Беларусь свидетельствует о том, что в данной сфере имеется  ряд проблем, требующих незамедлительного  решения. На сегодняшний день образовательные  стандарты подготовки специалистов по инновационным специальностям в  Республике Беларусь не адаптированы к реальным потребностям современной  экономики. Существует необходимость  в организации системы прогнозирования  и планирования подготовки кадров для  инновационных и научных организаций  республики на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Для решения проблемы интеграции науки и производства в нашей  стране создаются научно-практические центры. В первую очередь они созданы  в сфере медицины, в аграрном секторе, материаловедении. Это перспективная  форма реализации инноваций. Подчинение деятельности научно-технического персонала  единым практическим целям, комплексная  разработка научных, технических, технологических  вопросов, осуществляемых в рамках единого предприятия, — путь, по которому развивается научно-технический  прогресс наиболее передовых стран  мира.

В целях минимизации негативных последствий мирового финансового  кризиса на экономику Беларуси следует  сохранить и развивать достигнутый  уровень интегрированности науки  и производства, не допустить разрыва  кооперационных связей ученых и производственников. Для обеспечения взаимодействия научно-исследовательских институтов, научных подразделений системы  высшего образования и организаций  по разработке и производству новых  конкурентоспособных товаров необходимо активизировать работу в рамках научно-технических  программ и развития фирменной науки  в стране.

Информация о работе Понятие и виды нновационного менеджмента