Понятие и виды нновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Качественные сдвиги в современной экономике демонстрируют тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны как с приближением физических пределов их использования, так и со снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия. Это означает, что доминантой в становлении модели экономического роста в XXI веке должна стать система инновационных процессов, научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1ИННОВАЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………...5
1.1 Инновации и инновационная деятельность в рыночной экономике..5
1.2 Классификация инноваций…………………………………………….8
1.3 Инновационный процесс и его содержание……………………...…12
2СТАНОВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………..16
2.1 Реализации инновационной деятельности в зарубежных странах...16
2.2Анализ состояния инновационной деятельности в Республике Беларусь………………………………………………………………...….23
2.3Основные направления развития инновационной деятельности….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….…….33

Работа содержит 1 файл

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 65.71 Кб (Скачать)
>Основные продуктовые нововведения создают новые рынки сбыта и служат базой для создания новых отраслей. Дополняющие инновации расширяют существующие рынки в соответствующих отраслях.

По характеру удовлетворенных  потребностей инновации создаются с целью удовлетворения будущих и текущих потребностей, потребностей первой необходимости.

С точки зрения циклического развития инновации бывают:

  1. крупными;
  2. редкими;
  3. мелкими.

По отношению к предыдущему  состоянию процесса производства инновации  могут быть

  1. замещающие;
  2. отменяющие;
  3. ретроинновации.

По способу применения инновации подразделяются на:

  1. экспериментальные;
  2. прямые.

По уровню новизны инновации  могут быть:

  1. радикальными;
  2. системными;
  3. модифицирующими.

По особенностям инновационного процесса:

  1. внутриорганизационные;
  2. межорганизационные.

По характеру общественных целей различают инновации:

экономические,

  1. ориентированные на прибыль;
  2. не ориентированные на прибыль;
  3. специальные.

Многообразие классифицированных признаков инноваций свидетельствует о том, что формы организации нововведений, их масштабы позволяют определить наиболее эффективную инновационную стратегию и механизм управления инновационной деятельностью, создать предпосылки для экономического развития.

Итак, подведя итоги можно  сказать, что инновации — категория сложная, многосторонняя. Однако все ее определения сводятся к тому, что инновации – это нововведения в области производственных ресурсов, продукции, технологии, организации производства и сбыта продукции, труда и управления с целью получения дополнительной прибыли или иного эффекта (социального, экологического, научно-технического). Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.

 

1.3 Инновационный процесс и его содержание

 

Любое новшество становится нововведением только в том случае, если общество его оценит, установит  целесообразность использования. Новация превращается в инновацию, в любое экономическое благо благодаря инновационному процессу.

Инновационный процесс — это процесс преобразования научного знания в нововведение, который можно представить как последовательную цепь событий: «наука - техника производство». Другими словами - это явление, которое предполагает последовательную схему действий и создания новшеств, выполняющих различные функции: процессуальные, дополнительные, базисные, продуктивные и др. Таким образом, инновационный процесс заключается в получении новшества и его коммерческой реализации. Он включает не только научно-технические разработки, производство, но обмен и потребление (14, с.15-16).

Инновационный процесс состоит  из выполнения целого ряда различных мероприятий, которые можно расчленить на отдельные этапы. При этом каждый этап имеет свою логику развития, свои характерные закономерности и свое содержание.

Основой инновационного процесса является стадия «наука». Она включает в себя:

  1. фундаментальные исследования (ФИ);
  2. прикладные исследования (ПИ);
  3. научно-технические разработки (НТР).

Фундаментальные исследования (ФИ) делятся на теоретические фундаментальные исследования (ФТИ) и поисковые фундаментальные исследования (ФПИ), которые служат первичным этапом инновационного процесса.

Результаты теоретических  исследований (ФТИ) аккумулируются в научных открытиях, обоснованиях новых открытий и представлений, положениях новой теории. Как правило, ФТИ завершаются созданием новшества.

Задачей поисковых исследований (ФПИ) является открытие таких новых принципов, как создание изделий и технологий; материалов и их соединений с неизвестными ранее свойствами; методов анализа и синтеза. Прикладные исследования (ПИ). Базой их развития являются фундаментальные исследования, но они могут быть и самостоятельными научными работами. В процессе прикладных исследований новые знания, идеи воплощаются в оригинальные образцы, технологические схемы, т. е. происходит процесс придания идее материальной субстанции и формы. ПИ направлены на исследование путей практического применения открытых ранее процессов и явлений. На этом этапе новшество начинает переходить в нововведение.

Прикладные исследования включают:

  1. научно-исследовательские работы (НИР);
    1. информационные работы (ИР);
    1. организационно-экономические работы (ОЭР);
    2. научно-учебные работы (НУР).

На стадии прикладных исследований возрастает вероятность получения положительного результата, т. е. новации, которые можно применить непосредственно на практике. Эти результаты могут быть представлены в виде научных отчетов, рекомендаций, изобретений, лабораторных установок, макетов.

 Научно-технические  разработки включают:

    1. опытно-конструкторские работы (ОКР);
    2. опытно-технологические работы (OTP).

Главная цель осуществления  ОКР - практическое применение научных исследований для создания модернизации или усовершенствования образцов новой техники, материала. Вещественным результатом ОКР является документация, которую можно использовать в производстве. На основе документации изготавливается, испытывается и доводится опытный образец новой техники до процесса производства, который является эталоном при тиражировании изделий, необходимых для удовлетворения общественных потребностей.

Опытно-технологические  работы (OTP) направлены на модернизацию, совершенствование и разработку новой технологии производства. На их базе осуществляется серийное производство экономических благ, необходимых потребителю.

Стадия «техника» является переходной от науки к производству. На данном этапе инновационного процесса происходит первичное внедрение нового образца в производство. Другими словами, происходит освоение промышленного производства новой технологии или новой продукции, которое включает:

  1. научное и производственное освоение;
  2. проведение испытаний новой продукции на опытной базе науки;
  3. техническую и технологическую подготовку производства.

 На смену стадии  «техника» приходит стадия промышленного производства (ПП). В производстве знания материализуются, а исследования находят свое логическое завершение.

Процесс промышленного производства (ПП) осуществляется также в два этапа:

  1. собственное производство новой техники в масштабах, определяемых запросами потребителей;
  2. доведение и реализация новой продукции до потребителей.

В условиях рыночной экономики  новая продукция реализуется с учетом спроса потребителей и рыночных цен.

За процессом промышленного  производства инноваций следует их сбыт (СБ) и эксплуатация. На стадии эксплуатации осуществляется три одновременно протекающих процесса:

  1. непосредственное использование потребителем инновации, произведенной на основе научно-технических достижений;
  2. сервисное обслуживание изделия, предполагающее обеспечение его безаварийной экономичной работы в течение нормативного срока службы;
  3. ликвидация устаревшего производства и создание вместо него нового.

Следует отметить, что только на стадии эксплуатации создается фактический  экономический эффект нововведения. В связи с этим следует подчеркнуть, что стадии цикла «наука - техника – производство» несут в себе лишь потенциальную экономическую эффективность.

 

 

 

 

2 СТАНОВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Реализации  инновационной деятельности в  зарубежных странах

 

В современном обществе все  больше возрастает значение инноваций  для стабилизации экономического развития любого государства, а также для  совершенствования структуры общественного  производства, темпов развития НТП. Огромное влияние оказывает расширение использования  инноваций на повышение качества продукции, социальную стабильность, экономическое  равновесие в обществе, активизацию  международного научно-технического сотрудничества, а также укрепления национальной безопасности.

Знания об опыте развития зарубежных стран можно применить  для развития своей страны. Современный  мир движется в быстром темпе, используя все новые технологии, которые объединяют мир. Важной задачей  является изучить опыт реализации инновационной  деятельности в зарубежных странах, для определения пути их развития.

Инновационная деятельность как целенаправленный процесс создания и внедрения новшеств является основой  развития любой производственной системы. Но организация инновационной деятельности подчинена культурным, этническим, политическим и другим особенностям каждой отдельно взятой страны. Конечно, в эпоху глобализации эти различия заметны всё меньше, но они не исчезают до конца. 

Однако можно выделить общие черты, присущие всем инновационно-активным странам:

  1. Сильная роль государства, как в финансировании определённых инновационных проектов, так и в развитии инновационной деятельности вообще;
  2. Устойчивая правовая база, способствующая развитию инновационной деятельности.

Государство может влиять на инновационный бизнес прямыми и косвенными методами. К прямым методам государственного регулирования относят: снижение «цены» капитала (использование общих систем субсидирования или льготного налогообложения НИОКР), а так же облегчения доступа к нему. Особое место среди прямых мер воздействия, занимают меры, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий в области научных исследований, а так же сотрудничество университетов с промышленностью. Косвенные методы включают налоговое и амортизационное регулирование, кредитную и финансовую политику, ценовое регулирование, протекционизм, политику в области образования и подготовки профессиональных кадров, создания научно-технической инфраструктуры.

Среди косвенных методов  стимулирования следует выделить активное применение определенных налоговых  режимов. Экономический смысл применения налоговых стимулов заключается в том, чтобы заинтересовать налогоплательщиков в развитии их деятельности в направлениях, которые соответствуют общественным потребностям. Применительно к стимулированию сферы науки и инноваций особые налоговые режимы в основном призваны стимулировать увеличение финансовых вложений в данную сферу со стороны негосударственных субъектов хозяйствования.

Как показывает мировой опыт, основным видом налоговых стимулов для развития научно-инновационной  деятельности выступают налоговые  льготы.

Впервые налоговое стимулирование в сфере науки и инноваций  было применено в 1967 г. в Японии в  виде налоговых кредитов национальным компаниям с целью увеличения их финансирования НИОКР. Предоставление налоговых кредитов, которые могут  устанавливаться пропорционально  размерам затрат на НИОКР (объемный налоговый  кредит) или определяться, исходя из увеличения расходов на НИОКР в сравнении с уровнем базового года или средним значением за определенный период (приростной налоговый кредит), используется правительствами 11 стран ОЭСР. Во Франции, например, действует приростной налоговый кредит в размере 30 % от первых 100 млн. евро, вложенных в НИОКР. Предусматривается и повышенная величина налогового кредита в размере 50 % для молодых французских инновационных компаний, которые впервые произвели вложения в НИОКР.

Информация о работе Понятие и виды нновационного менеджмента