Организация научной деятельности – основа ускорения инновационного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Научная деятельность как один из важнейших факторов экономического развития все чаще связывается с понятием инновационного процесса. Это, по словам американского экономиста Джеймса Брайта, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……3
Глава 1. Основные цели и задачи организации научной деятельности в ОАО «Российские Авиалинии»..……………………………………..……5
1.1. Организация и финансирование научной деятельности……………6 1.2. Контроль за состоянием научной деятельности в ОАО «Российские Авиалинии»
Статистическая и аналитическая отчетность………………………...………….7
1.3. Распространение рационализаторских предложений средствами научно-технической информации………………………………………………..8
Глава 2. Анализ двух крупнейших научных институтов ОАО «Российские Авиалинии»……………………………………………………….10
2.1. ВНИИГА - Всероссийский научно-исследовательский институт гражданской авиации……………………………………………………………10
2.2. Научные исследования и перспективные разработки ВНИИГА…12
2.3. Цель и виды деятельности ВНИИГА………………..……...……....16
2.4. Анализ конкурента ВНИИГА - научного центра ПКБ ЦВ ОАО «Российские авиалинии» ……………………………………….………………17
2.5. Метод выбора лучшего технического решения из возможных с учетом предъявленных требований в ПКБ ЦВ ОАО «Российские авиалинии»……………………………………………………….………..…….29
Глава 3. Опыт организации научной деятельности в ОАО «Российские Авиалинии» на основе лучших программ научно-исследовательских институтов……………………………………………………..………………...31
Заключение………………………………………………………………..42
Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

    Конечная  цель всей нашей работы в области  создания новой техники - достижение инновационного прорыва в отечественном  самолетостроении комплексе с поставкой для ОАО «Российские Авиалинии» продукции мирового уровня, превращение авиационного транспорта в одного из лидеров в стране в области внедрения инновационной техники и технологий.

    Многое  предстоит сделать ПКБ ЦВ для решения такой системной проблемы, как наращивание провозной способности важнейших направлений за счет повышения массы и длины самолетов. Без этого трудно представить освоение предусмотренного «Стратегией-2030» перспективного грузооборота. Центральный вопрос при введении новых самолетов в постоянную эксплуатацию - проведение комплексных испытаний с установлением критической массы самолетов. Соответствующая аппаратура разработана учеными института и прошла многократную проверку. Однако необходимо обновление базы лабораторий, которые должны полностью отвечать условиям эксплуатации  самолетов, характерным для них. 
 

    Необходимо  активное взаимодействие специалистов бюро, ОАО «Российские Авиалинии» и по разработке регламентов обращения самолетов по направления или группе полетов, если направление включает несколько дорог. Комплексные испытания и расчеты должны обеспечить проверку в таких самолетах нагруженности по сцеплению, воздействия на путь, загрузки системы тягового электроснабжения и воздействия обратных токовых цепей. По нашему мнению, дороге должны быть узаконены специальным распоряжением порядок формирования, система обучения диспетчерского аппарата и бригад, технические средства, обеспечивающие безопасность полетов.

    ПКБ ЦВ придает большое значение введению унифицированных для всей сети режимных карт нового поколения с использованием всех возможностей вычислительной техники. Эта мера значительно улучшит условия работы бригад по реализации энергооптимальных технологий полетов. Соответствующие исследования, проводимые в бюро, уже позволяют реализовать эту новую прогрессивную технологию.

    Выполненные и намеченные исследования ПКБ ЦВ ОАО «Российские авиалинии», безусловно, обеспечат наращивание провозной способности важнейших направлений сети: Кузбасс - Новороссийск, Кузбасс - Северо-Запад, Европейской части страны, Кузбасс - Дальний Восток, Урал - Центр.

    Стратегия развития авиационного транспорта в Российской Федерации до 2030 года определяет позицию ОАО «Российских авиалиний» по преодолению отставания отечественных от мирового уровня в области скоростного и высокоскоростного движения. В этих целях необходимо обеспечить приоритетное решение вопросов по созданию в установленные сроки совместно с фирмой Siemens высокоскоростных самолетов. Их обращение на линиях Санкт-Петербург - Москва и Москва - Нижний Новгород - задача уже ближайшего будущего. Практическое решение получает и введение скоростного движения на линии Санкт-Петербург - Хельсинки. Специалисты института сейчас готовятся к проведению сертификационных испытаний принципиально новых самолетов. При этом будет обеспечиваться полное научно-техническое сопровождение их разработки, сертификации и эксплуатации.

    В числе важных задач ПКБ ЦВ - участие в создании скоростного самолета на линии Москва - Сочи к зимним Олимпийским играм 2014 г. Институтом разработан и ОАО «Российскими Авиалиниями» утвержден стандарт технических требований к путевым устройствам для движения. Он должен быть использован с учетом местных особенностей и для линии Москва - Сочи.

    Научно-технический совет ОАО «Российские Авиалинии» принял решение о реализации на новой высокоскоростной специализированной магистрали Москва - Санкт-Петербург максимальной скорости 350 км/ч. Это требует проведения новых исследований по обоснованию нормативов объектов инфраструктуры и подвижного состава еще до начала проектирования магистрали.

    «Стратегия 2030» рассматривает развитие скоростного  и высокоскоростного движения  самолетов как социально значимую для страны задачу, и институт должен принять самое активное и непосредственное участие в ее решении.

    При организации научных исследований на современном этапе необходимо учитывать то, что для ОАО «Российские Авиалинии» важнейшей частью работы является повышение эффективности организация текущего содержания и ремонта инфраструктуры. Прежде всего назрела необходимость в полном переходе на ремонт с учетом фактического технического состояния. На основе инновационных решений предстоит изменить подходы к диагностированию технических объектов. Необходимо базировать диагностику на функциональных процессных принципах с отслеживанием и анализом характеристик рабочих процессов в течение всего жизненного цикла. При этом надо оптимизировать набор информационных параметров при мониторинге подвижного состава и объектов инфраструктуры.

    Помочь в реализации данных принципов могут и должны так называемые интегрированные системы управления основными фондами (ЕАМ-системы). Их интеграция с автоматизированными системами управления технологическими процессами обеспечивает получение полных данных о состоянии объектов. ПКБ ЦВ ведет разработки по созданию на этой базе модульной системы управления техническим состоянием подвижного состава в течение жизненного цикла. Исследования в этом направлении, на наш взгляд, очень важны для повышения эффективности деятельности ОАО «Российские Авиалинии».

    В «Стратегии - 2030» особое внимание уделено  повышению уровня безопасности движения, снижению аварийности. При этом количество браков в маневровой работе должно быть сокращено почти на 60%. Для создания более надежных конструкций объектов инфраструктуры и подвижного состава требуется обеспечить разработку комплекса технических регламентов, содержащих требования по безопасности и охране окружающей среды к объектам технического регулирования на авиационном транспорте; а также комплекса специальных стандартов для объектов, не подпадающих под действие основных технических регламентов. Наряду с этим институт разрабатывает систему управления безопасностью движения как составную часть интегрированной многоуровневой системы управления качеством работы ОАО «Российские Авиалинии» на базе международных стандартов.

    Активно ведутся ПКБ ЦВ исследования в области экономики и финансов авиационного транспорта, в частности по проблемам тарифной политики с учетом развития конкуренции на рынке транспортных услуг. Введение разработанного институтом Прейскуранта № 10-01 в значительной мере способствовало тому, что в настоящее время уже более 30% перевозок выполняется собственным (приватным) и арендованным парком вагонов компаний-перевозчиков. В то же время несоответствие дифференциации тарифов современным ценовым условиям на товарных рынках, потеря конкурентоспособности по отношению к другим видам транспорта в отдельных сегментах рынка грузовых перевозок определяют актуальность дальнейшего совершенствования системы ценообразования. Институтом разработана концепция построения нового Прейскуранта на перевозки грузов по инфраструктуре ОАО «Российские Авиалинии» с учетом перспективной модели рынка авиационных перелетов. Необходима реализация этой новой концепции.

    В настоящее время завершается  разработка новой системы пассажирских тарифов в международных перелетах, в структуре которых предусматривается выделение не только вагонной составляющей, но также инфраструктурной и аэропортной.

    Крупная финансово-экономическая проблема отрасли - объективно необходимая финансовая поддержка государством планово-убыточных пассажирских перелетов. Наиболее сложно решается вопрос в сфере пригородных перелетов, убытки от которых должны быть распределены между субъектами Российской Федерации. Для его обоснованного и объективного решения ПКБ ЦВ разработана методика распределения расходов, доходов и убытков авиатранспорта от городских пассажирских перелетов по субъектам Российской Федерации.

    Следует отметить и такие исследования в области экономики, как разработка основ эффективной инвестиционной и амортизационной политики отрасли, методическое обеспечение новой корпоративной системы управления экономикой и финансами.

    Проводимое  ОАО «Российские Авиалинии» техническое переоснащение является основой реализации Стратегии развития авиационного транспорта Российской Федерации до 2030 года. Коллектив института, находящийся на важном этапе своего реформирования, готов выполнить стоящие перед ним задачи. В ПКБ ЦВ сформирован уставный капитал, идет процесс перевода работников в новую структуру. В короткие сроки предстоит решить много вопросов в области кадровой политики, детализации направлений деятельности института по актуальным задачам работы авиационного транспорта, по научному обеспечению технического перевооружения ОАО «Российских Авиалиний».

2.5. Метод выбора лучшего технического решения из возможных с учетом предъявленных требований в ПКБ ЦВ ОАО «Российские Авиалинии»

    Методы выбора научно-технического решения имеют математическую основу и используется для выбора из рассматриваемого множества одного объекта (решения), наиболее полно удовлетворяющего предъявленным требованиям (критериям). Под объектом понимаются различного рода устройства, системы, комплексы, предложения. Метод не имеет ограничений по ведомственной принадлежности. Главная особенность метода заключается в объективном нахождении оптимального объекта для решения поставленной технической или народнохозяйственной задачи.

    Метод был апробирован на решении тестовых и практических задач для различных  областей науки и техники - авиационной (выбор модификации тормозных приборов под заданные требования), теория механизмов и машин (определение перспективного привода возвратно-поступательного движения под определенные требования при вибрационных и ударных воздействиях в заданном диапазоне), строительной (выбор оптимальных площадок под промышленные зоны при анализе представленных предложений), газотрубопроводной (определение наиболее выгодного и надежного в эксплуатации варианта трассировки газопровода) и др.  

Вывод: В результате анализа двух крупных  научных институтов (ВНИИГА и ПКБ ЦВ ОАО «Российские Авиалинии») можно сделать вывод, что ОАО «Российские Авиалинии» имеет хорошую научную базу для внедрения инновационных проектов. На основе их опыта в третьей главе я описываю организацию и результаты научной деятельности в ОАО «Российские Авиалинии». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Опыт организации научной деятельности в ОАО «Российские Авиалинии» на основе лучших программ научно-исследовательских институтов

    От внедрения новых технологий в перевозочном процессе, в управлении зависит конкурентоспособность российских Авиалиний. Сегодня идет переход к совершенно новому этапу, сформированному на идеологии инновационного менеджмента.

    На  заседании правления были одобрены новые подходы к реализации инновационной политики компании, всесторонне обсуждены особенности плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ 2007 г., приоритетные научные проекты и прорывные технологии, актуальные задачи в области технического регулирования, защиты, вовлечения в хозяйственный оборот и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, расширения сотрудничества с отечественными и зарубежными компаниями, научными учреждениями и организациями в создании и практическом применении новейших технологий и технических средств и др.

    В рамках практической реализации научной программы развития ОАО «Российские авиалинии» проведен глубокий и всесторонний анализ проекта программы научно-технического развития компании. В результате проведенной работы подходы к ее формированию претерпели принципиальные изменения. В основе этих изменений лежит переход к идеологии инновационного менеджмента, т.е. управления процессом от возникновения идеи до ее успешного воплощения в создании нового продукта или услуги.

    Реализация  инновационной политики компании осуществляется по алгоритму с использованием новых  стратегических подходов:

    • рассмотрение экономической эффективности и технологической целесообразности инновационного предложения;
    • оценка, выбор и утверждение проектов для реализации на Совете главных инженеров компании;
    • завершение работы по созданию инновационного проекта в виде обязательного оформления как нематериального актива с поставкой на бухгалтерский учет

      В рамках выделенного на 2007 г. лимита финансирования, осуществляемого по нескольким источникам, проведен мониторинг узких мест и выбраны приоритетные направления инновационной деятельности. Это в первую очередь технологическая  модернизация производственных процессов, разработка нормативно-технической документации для реализации требований закона «О техническом регулировании», повышение производительности труда, организация работы по внедрению в ОАО «Российские Авиалинии» системы менеджмента качества.  

    Одновременно  в несколько раз снижается  доля затрат на научные разработки в области создания нового подвижного состава и путевой техники.

    В течение 2006 г. был выполнен внутренний аудит НИОКР предыдущих периодов. В результате предложено к списанию работ на общую сумму 283 млн. руб., включая НИОКР МПС РФ. Предложено к реализации предприятиями машиностроительного комплекса работ на сумму 484 млн. руб. В настоящее время Департамент технической политики ведет юридическое оформление этих сделок.

    Особенностью  инновационного плана 2007 г. является разработка бизнес-планов и начало реализации двух комплексных научных проектов. Такой подход позволит наиболее рационально использовать имеющиеся инвестиционные ресурсы компании. Первый комплексный научный проект (КНП) направлен на оптимизацию управления перевозочным процессом на основе экономических критериев с одновременной реализацией второго КНП по созданию современных систем управления самолетами и обеспечения безопасности полетов, которые являются низовым уровнем информатизации, позволяющим работать системам в реальном масштабе времени. Суммарный экономический эффект от реализации проектов по оценкам бизнес-плана к 2009 г. составит более 2,7 млрд. руб.

Информация о работе Организация научной деятельности – основа ускорения инновационного процесса