Организация научной деятельности – основа ускорения инновационного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Научная деятельность как один из важнейших факторов экономического развития все чаще связывается с понятием инновационного процесса. Это, по словам американского экономиста Джеймса Брайта, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……3
Глава 1. Основные цели и задачи организации научной деятельности в ОАО «Российские Авиалинии»..……………………………………..……5
1.1. Организация и финансирование научной деятельности……………6 1.2. Контроль за состоянием научной деятельности в ОАО «Российские Авиалинии»
Статистическая и аналитическая отчетность………………………...………….7
1.3. Распространение рационализаторских предложений средствами научно-технической информации………………………………………………..8
Глава 2. Анализ двух крупнейших научных институтов ОАО «Российские Авиалинии»……………………………………………………….10
2.1. ВНИИГА - Всероссийский научно-исследовательский институт гражданской авиации……………………………………………………………10
2.2. Научные исследования и перспективные разработки ВНИИГА…12
2.3. Цель и виды деятельности ВНИИГА………………..……...……....16
2.4. Анализ конкурента ВНИИГА - научного центра ПКБ ЦВ ОАО «Российские авиалинии» ……………………………………….………………17
2.5. Метод выбора лучшего технического решения из возможных с учетом предъявленных требований в ПКБ ЦВ ОАО «Российские авиалинии»……………………………………………………….………..…….29
Глава 3. Опыт организации научной деятельности в ОАО «Российские Авиалинии» на основе лучших программ научно-исследовательских институтов……………………………………………………..………………...31
Заключение………………………………………………………………..42
Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

    Сегодня институт находится на ответственном  этапе реформирования, главной целью  которого является повышение эффективности научных исследований. Для этого необходимо сочетать накопленные знания и опыт с привлечением молодых кадров, использовать новые научные методы решения актуальных комплексных транспортных проблем. Институт должен обеспечить решение текущих и перспективных задач ОАО «Российские авиалинии» на высоком научно-техническом уровне.  

2.2. Научные исследования и перспективные разработки ВНИИГА.

    Целью научных исследований, выполняемых ВНИИГА, является разработка новых методов и технических средств для обеспечения безопасности полетов. Для решения поставленных задач в отделении широко используются методы прикладной электродинамики и технической акустики, а при разработке интеллектуальных приборов современные методы обработки сигналов на основе микропроцессорных устройств.

    Задача  создания бесконтактных устройств  контроля нижнего габарита инициировала разработки электромагнитных устройств, работающих на основе ёмкостных и  индуктивных преобразователей. На основе выполненных теоретических и  экспериментальных исследований были разработаны преобразователи, позволяющие с высокой достоверностью выявлять предметы, находящиеся в зоне контроля, за счёт изменения ёмкости или индуктивности рабочего элемента. В результате выполненных исследований был разработан целый ряд устройств, основанных на индуктивных шлефовых датчиках, датчики счёта осей, тележек или подвижных единиц, датчики контроля наличия самолета и т.п.

    Наиболее  сложным устройством среди них  является разработанная по заказу технически автоматизированная система контроля нижнего габарита и схода колёсной пары СКНГ. Особенностью работы системы СКНГ является бесконтактный способ обнаружения провисающих или волочащихся металлических предметов на ходу за время меньшее 1мс. Система не требует обслуживания в эксплуатации, сохраняет работоспособность под снегом, льдом и водой. Это позволяет использовать систему СКНГ для обнаружения схода колёсной пары в сложных погодных условиях.

    Вторым  направлением научных исследований являются разработки новых акустических методов неразрушающего контроля дефектов колёсных пар при их освидетельствовании и проведении ремонтных работ. Разработан нелинейный акустический метод выявления трещин в осях самолета и колёсах. Суть метода заключается в том, что в присутствие трещины происходит модуляция ультразвуковой волны упругими колебаниями оси или колеса на собственных частотах, вызванных ударным воздействием.

  Особенность применения метода, не требующего подготовки поверхностей для надёжной диагностики наличия как поверхностных, так и внутренних поперечных трещин, позволяет проводить диагностику на любом этапе подготовки оси и любого другого контролируемого изделия (в данном случае, например, сразу после разборки поступившей в ремонт колёсной пары и мойки). Метод принципиально свободен от таких "особенностей", как субъективное решение оператора - анализ спектров модуляции высокочастотного звукового излучения проводится разработанным ВНИИГА совместно с Институтом Прикладной Физики РАН программным комплексом.

    Физическая  основа метода - комплексный анализ звукового поля во всём объёме материала - позволяет настраивать его на неразрушающий контроль наличия трещин во многих деталях авиационной техники - в осях самолета, колёсах и т. п. В настоящее время подготовлена метрологическая база метода, изготовлены и испытаны стандартные образцы предприятия для контроля осей и колёс.

    Одним из главных направлений научных  исследований в последнее время  является разработка бортовых диагностических  комплексов для непрерывного контроля технического состояния подвижного состава.

    Системы мониторинга технического состояния салона, в том числе и грузовых, применяются за рубежом и являются достаточно перспективными для внедрения на сети авиации России. В перспективе они позволят исключить использование постов контроля КТСМ, ДИСК с одновременным повышением безопасности движения. Кроме того, мониторинг основных узлов позволит со временем перейти от системы плановых ремонтов к ремонтам по фактическому состоянию, что существенно снизит эксплуатационные расходы и повысит эффективность перевозок.

    2.3. Цель и виды деятельности ВНИИГА

    Основной  целью деятельности общества является получение прибыли.

    Для получения прибыли Общество вправе осуществлять в качестве основной научную  и научно-техническую деятельность, а также любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе:

    1) проведение   фундаментальных  исследований   по   определению 
    общей    стратегии   развития авиационного    транспорта   на основе комплексной   оценки   его   технического   уровня   и   прогнозируемых на перспективу объемов перевозок;

    2) разработка научных  вопросов  по  повышению  экономической 
    эффективности работы авиационного транспорта;

    3) разработка   интенсивных   технологий    на   основе    внедрения 
    автоматизированной    системы    оперативного    управления    перевозочным процессом на всех уровнях;

  1. создание высокоэффективных технических средств обеспечения 
    безопасности полетов;
  2. повышение эксплуатационной надежности технических средств 
    авиации;

        а) разработка   новых   методов,  технологий   и   конструкций по восстановлению      и       поддержанию       эксплуатационной надежности транспортных сооружений;

        б) проведение     разработок,      направленных     на     достижение максимальной эффективности и экономичности подвижного состава, путей, 
        искусственных сооружений, устройств электроснабжения;

        в) разработка технических требований к транспортным средствам и оборудованию,   поставляемым   машиностроительными   и   транспортными 
        предприятиями;

        г) разработка   высокоэффективных   и   экономичных   машин и механизмов    для    ремонта,    текущего    содержания,    выполнения 
        погрузочно-разгрузочных операций;

        д) проведение    сертификационных    и    приемочных    испытаний авиационных технических средств;

        е) проведение исследований по применению на авиационном транспорте перспективных, высокоэффективных материалов и сплавов, в том 
        числе синтетических и полимерных материалов;

        з) разработка   основных   направлений   и   методов   экономии,   и рационального использования сырьевых, топливно-энергетических и других 
        материальных ресурсов,  а также норм их расхода на авиационном транспорте;

2.4. Анализ конкурента  ВНИИГА - научного центра ПКБ ЦВ ОАО «Российские Авиалинии»

    Проектно - конструкторское бюро Вагонного хозяйства - филиал ОАО Российских авиалиний является одним из крупнейших научно-технических центров. 
Он занимается научно-опытным изучением авиационного дела; разрешением вопросов, вызываемых техникой эксплуатации путей сообщения; распространением результатов этого изучения.

    Следует отметить, что с самого основания в бюро работали многие выдающиеся деятели отечественной науки. В нем были созданы крупные авторитетные школы транспортного материаловедения, подвижного состава, путевого хозяйства, эксплуатации и экономики авиации. Благодаря этому транспортная наука на протяжении многих десятилетий обеспечивала решение сложных проблем работы авиационного транспорта нашей страны.

    Сегодня устойчивая работа Российских авиалиний является одним из решающих факторов успешной реализации курса развития нашей страны на интенсификацию ее производственно-экономического потенциала. Основные задачи ОАО «Российские Авиалинии» в этом направлении на период до 2015 и 2030 гг. определены в одобренной правительством страны и прошедшим в Москве в октябре 2007 г. авиационным съездом Стратегии развития авиационного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.

    К 2030 г. предстоит увеличить грузооборот  почти в 1,7 раза, пассажирооборот - в 1,3 раза с доведением качества перевозок  до мирового уровня. Должны быть существенно повышены скорости полетов и скорость доставки грузов. Намечено снизить удельный расход электроэнергии на тягу поездов на 15%, поднять производительность вагона на 16%. Существенно должен быть повышен уровень безопасности полетов.

    Реализовать программные, масштабные цели возможно только на основе инновационного развития авиационного транспорта. Наша задача - обеспечить должную научную поддержку этого процесса. Прежде всего необходимо в короткие сроки преодолеть наметившееся техническое и технологическое отставание Российской авиации от мирового уровня. Для этого научным исследованиям необходимо придать направленность, обеспечивающую достижение таких технических параметров, нового подвижного состава и объектов инфраструктуры, которые будут соответствовать мировым стандартам.

    Требуется коренным образом пересмотреть подходы  к разработке технических требований к транспортным средствам и оборудованию. При этом надо учитывать, что авиационный транспорт является одной из наиболее наукоемких отраслей производства. И только при объединении достижений прикладных и фундаментальных наук можно достигнуть высших инновационных результатов. Комплексные технические требования надо разрабатывать так, чтобы изготовители, как отечественные, так и зарубежные, при создании авиационной техники были вынуждены использовать новейшие высокотехнологичные разработки в различных областях науки и промышленности: металлургии, механики, энергетики, электроники, нанотехнологий, информатики, автоматизированных систем и др.

    Сегодня уже есть примеры такого подхода к разработке технических требований. Так, при разработке требований к новому тяговому подвижному составу учтен опыт совместной работы российских специалистов с коллегами из компании Siemens, Германия, по созданию высокоскоростного самолета для линии Москва - Санкт-Петербург, другой мировой опыт. В то же время учтено, что в силу климатических и географических условий на Российских железных дорогах нельзя без соответствующих изменений применить готовые зарубежные технические решения.

    Впервые при разработке требований применен комплексный подход - самолет и внешняя среда представлены как единая функциональная структура с внутренними связями. К отечественным самолетам предъявлены инновационные требования в области электронной и преобразовательной техники, а также программного обеспечения. Предусмотрено использование лучших разработок в различных областях промышленности, например по изготовлению кузовов из алюминиевых сплавов. Все логические функции управления в новых самолетах будет выполнять комплексная микропроцессорная вычислительная система, а разнообразные локальные системы управления и безопасности заменяются единой комплексной системой. В новых требованиях применен подход, предусматривающий количественную оценку уровня безопасности. Введено требование о создании разработчиками моделей стоимости жизненного цикла.

    Можно с уверенностью сказать, что разработанные  институтом технические требования станут надежной основой для внедрения.Однако только разработки требований для этого недостаточно. Нужны исследования по созданию образцов принципиально новой техники и активная работа с ее производителями на стадии испытаний и доводки создаваемых конструкций.

    При создании перспективной техники  следует особое внимание уделить  развитию таких направлений, как:

    • внедрение асинхронных приводов;
    • использование накопителей энергии на самолетах и тяговых подстанциях;
    • создание грузовых самолетов с осевой нагрузкой до 30 т и с минимальным коэффициентом тары;
    • создание рельсов из заэвтектоидных сталей с дифференцированным термическим упрочнением, обеспечивающих повышенную надежность и износостойкость, а также рельсов с высокими геометрическими качествами для высокоскоростного движения.

    Важная  и ответственная задача - развитие и усиление Испытательного центра ПКБ ЦВ, повышение на этой основе качества сертификационных испытаний продукции. На проведенной в прошлом году специальной научно-практической конференции по этому вопросу были намечены меры по сокращению сроков и параллельному проведению различных видов испытаний - прочностных, динамических, тягово-энергетических, тормозных и др. Создание и установка новых стендов, в том числе тормозного, а также совершенствование методик испытаний открывают такие возможности.

    Необходимо  полнее использовать научные ресурсы  отделений ПКБ ЦВ для выявления конструктивных и технологических недостатков испытываемых образцов с разработкой технических предложений по их быстрейшей доводке. Следует активней укреплять экспериментальную базу, прежде всего для проведения испытаний подвижного состава и объектов инфраструктуры для скоростных и высокоскоростных линий.

Информация о работе Организация научной деятельности – основа ускорения инновационного процесса