Организация научной деятельности – основа ускорения инновационного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Научная деятельность как один из важнейших факторов экономического развития все чаще связывается с понятием инновационного процесса. Это, по словам американского экономиста Джеймса Брайта, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……3
Глава 1. Основные цели и задачи организации научной деятельности в ОАО «Российские Авиалинии»..……………………………………..……5
1.1. Организация и финансирование научной деятельности……………6 1.2. Контроль за состоянием научной деятельности в ОАО «Российские Авиалинии»
Статистическая и аналитическая отчетность………………………...………….7
1.3. Распространение рационализаторских предложений средствами научно-технической информации………………………………………………..8
Глава 2. Анализ двух крупнейших научных институтов ОАО «Российские Авиалинии»……………………………………………………….10
2.1. ВНИИГА - Всероссийский научно-исследовательский институт гражданской авиации……………………………………………………………10
2.2. Научные исследования и перспективные разработки ВНИИГА…12
2.3. Цель и виды деятельности ВНИИГА………………..……...……....16
2.4. Анализ конкурента ВНИИГА - научного центра ПКБ ЦВ ОАО «Российские авиалинии» ……………………………………….………………17
2.5. Метод выбора лучшего технического решения из возможных с учетом предъявленных требований в ПКБ ЦВ ОАО «Российские авиалинии»……………………………………………………….………..…….29
Глава 3. Опыт организации научной деятельности в ОАО «Российские Авиалинии» на основе лучших программ научно-исследовательских институтов……………………………………………………..………………...31
Заключение………………………………………………………………..42
Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 142.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

      Организация научной деятельности – основа ускорения  инновационного процесса 
 
 
 
 
 

      Оглавление 

      Введение……………………………………………………………….……3

      Глава 1. Основные цели и задачи организации  научной деятельности в ОАО «Российские Авиалинии»..……………………………………..……5

          1.1. Организация и финансирование научной деятельности……………6 1.2. Контроль за состоянием научной деятельности в ОАО «Российские Авиалинии»

Статистическая  и аналитическая отчетность………………………...………….7

          1.3. Распространение рационализаторских  предложений средствами научно-технической информации………………………………………………..8

      Глава 2. Анализ двух крупнейших научных институтов ОАО «Российские Авиалинии»……………………………………………………….10

      2.1. ВНИИГА - Всероссийский научно-исследовательский институт гражданской авиации……………………………………………………………10

      2.2. Научные исследования и перспективные  разработки ВНИИГА…12

      2.3. Цель и виды деятельности ВНИИГА………………..……...……....16

      2.4. Анализ конкурента ВНИИГА - научного центра ПКБ ЦВ ОАО «Российские авиалинии» ……………………………………….………………17

      2.5. Метод выбора лучшего технического решения из возможных с учетом предъявленных требований в ПКБ ЦВ ОАО «Российские авиалинии»……………………………………………………….………..…….29

      Глава 3. Опыт организации научной деятельности в ОАО «Российские Авиалинии» на основе лучших программ научно-исследовательских институтов……………………………………………………..………………...31

      Заключение………………………………………………………………..42

      Список  литературы……………………………………………………….44 

      Введение 

      Научная деятельность как один из важнейших  факторов экономического развития все  чаще связывается с понятием инновационного процесса. Это, по словам американского экономиста Джеймса Брайта, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается  от  зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

    В последние годы в среде исследователей укрепляется представление о  том, что роль науки не должна сводиться  только к преобразованию экономики на базе высокотехнологичного и наукоемкого производства. В свете прогнозируемой уже теперь для науки XXI в. управленческой функции она должна быть привлечена к осуществлению не только экономических, но также важнейших политических, социальных и культурных задач государства.

    Таким образом, государство не ставит задачу использования науки не только для  решения политических, управленческих задач, но также и социально-экономических  задач в целом. И это в то время, когда утверждается, что "политика сама по себе - это концентрированное выражение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок", когда в развитых странах на научную основу переходят все основные направления государственной деятельности: социально-экономическая, внешняя, внутренняя, оборонная, структурная политика и т.д., когда государственная научно-техническая политика становится базисом, ядром всех этих видов государственной политики. Чтобы превратить науку в базовый элемент, двигатель общественного развития, ее необходимо шире привлекать к определению и экспертизе целей, задач, направлений этого развития.

      Благодаря хорошей организации научно - технической  деятельности

на Российских Авиалиниях каждый год разрабатываются и внедряются различные нововведения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Основные цели  и задачи организации  научной деятельности в ОАО «Российские Авиалинии»

      Основными целями при организации научной деятельности в ОАО «Российские Авиалинии» являются:

    • активизация научной деятельности как важнейшее условие ускорения научно-технического прогресса, сохранение и дальнейшее развитие массового технического творчества работников ОАО «Российские Авиалинии»;
    • использование творческого потенциала рационализаторов для решения социально-экономических задач  ОАО «Российские Авиалинии»;
    • повышение заинтересованности  работников ОАО «Российские Авиалинии» в результатах своего труда путем морального и материального стимулирования технического творчества.

      Основными задачами организации научной деятельности являются:

    • анализ состояния научной деятельности в ОАО «Российские Авиалинии», разработка предложений по ее совершенствованию;
    • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области научной деятельности, разработка внутренних документов ОАО «Российские Авиалинии» по организации технического творчества;
    • формирование перспективных и тематических планов научной деятельности и работ по техническому творчеству;
    • помощь авторам в оформлении научных предложений, их внедрении и защите прав авторов, создание условий для активной творческой деятельности;
    • экспертиза научных предложений с целью выявления патентоспособных решений;
    • учет и контроль использования научных предложений, анализ экономических показателей технического творчества;
    • организация расчета экономической эффективности научных предложений, выплаты авторского вознаграждения и премий;
    • информационное обеспечение научной деятельности, обобщение и распространение опыта работы по вопросам науки;
    • организация повышения квалификации работников ОАО «Российские Авиалинии», связанных с организацией научной деятельности.
 

1.1. Организация и  финансирование научной  деятельности

      Организация научной деятельности в ОАО «Российские Авиалинии» осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, организационно-методическими материалами Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР), настоящим Положением и другими внутренними документами ОАО «Российские авиалинии».

      Руководство организацией научной деятельности в ОАО «Российские Авиалинии» осуществляет Департамент реализации научно-технических программ.

      Организация научной деятельности в ОАО «Российские Авиалинии» осуществляется:

      в аппарате управления - Департаментом  реализации научно-технических программ;

      на  аэропортах - службами технической политики под руководством главного инженера аэропорта;

         в структурных подразделениях, функциональных  филиалах – главными инженерами  или заместителями руководителя, на которых возложены соответствующие  обязанности. 

      Непосредственное  выполнение работ по организации и проведению научной деятельности осуществляют работники подразделения ОАО «Российские Авиалинии» в соответствии с должностными обязанностями либо согласно приказу руководителя подразделения.

      Работа  по организации рационализаторской деятельности и развитию массового технического творчества в ОАО «Российские Авиалинии» осуществляется при участии ВОИР. 

1.2. Контроль за состоянием  научной деятельности  в ОАО «Российские Авиалинии» Статистическая и аналитическая отчетность.

      Контроль  за состоянием рационализаторской деятельности в ОАО «Российские Авиалинии» осуществляет Департамент реализации научно-технических программ.

      Вышестоящее подразделение ОАО «Российские Авиалинии» осуществляет контроль за состоянием научной деятельности находящихся в его подчинении подразделений ОАО «Российские Авиалинии».

      В установленном в ОАО «Российские Авиалинии» порядке подразделения ОАО «Российские Авиалинии» должны два раза в год представлять в вышестоящее подразделение ОАО «Российские Авиалинии» статистическую отчетность и аналитическую справку о результатах научной деятельности. Аналитическая справка должна содержать перечень и краткое описание проведенных мероприятий, объяснение причин улучшения или снижения показателей работы, примеры лучших предложений,  имеющих значительный экономический или иной положительный эффект, коллективов, добившихся наибольших успехов в научной деятельности и организации массового технического творчества.

      Сводный отчет о научной деятельности в ОАО «Российские Авиалинии» формирует Департамент реализации научно-технических программ. 

1.3. Распространение  рационализаторских  предложений средствами  научно-технической информации

      Для распространения научных предложений, имеющих значительный экономический  или иной положительный эффект, издаются информационные листки.

      При издании информационного листка по научному предложению должны быть выполнены требования  по защите  государственной тайны и конфиденциальных сведений.

      Если  научное предложение содержит потенциально патентоспособное решение, необходимо учитывать требования Патентного закона Российской Федерации о предупреждении преждевременного раскрытия информации, так как это может повлиять на решение вопроса о патентоспособности изобретения, полезной модели или промышленного образца, заявка на которые подается по материалам научного предложения. 
 

      На  примере двух конкурентных между собой институтов ОАО Российские Авиалинии ВНИИГА и ПКБ ЦВ далее проведено анализ этих отделов, а в итоге описаны на практике лучшие разработки нововведений этих институтов.  
 
 
 
 
 

      2. Анализ двух крупнейших научных институтов ОАО «Российские Авиалинии».

      2.1. ВНИИГА - Всероссийский научно-исследовательский институт гражданской авиации

    В апреле 1918 г. Народным комиссариатом путей сообщения было принято решение об организации в Москве Экспериментального института путей сообщения. Его преемником стал ВНИИГА.

    За  прошедшие годы была создана крупная  отечественная научная база для  проведения комплексных исследований, обеспечившая решение многих сложных  практических вопросов работы авиационного транспорта нашей страны. Ученые института всегда принимали активное участие в решении важных проблем отрасли: наращивания пропускной и провозной способности линий; создания новых конструкций пути, самолетов, вагонов, устройств СЦБ и электроснабжения; разработки прогрессивных технологий технического обслуживания авиационной техники. Большое внимание уделялось совершенствованию системы управления перевозочным процессом, развитию экономических методов руководства на авиалиниях.

    Сегодня на базе института создано открытое акционерное общество «ВНИИГА», являющееся головным научным комплексом отрасли. Транспортной науке предстоит решить новые крупные задачи. Главная из них — научное обеспечение коренной модернизации производственной базы ОАО «Российские Авиалинии» с тем, чтобы до 2015 г. снять ограничения провозной способности на основных направлениях сети при полном удовлетворении спроса на пассажирские и грузовые перевозки.

    ОАО «ВНИИГА» должно создать отечественную нормативную базу для высокоскоростного полетов на специализированных пассажирских линиях.

    Ответственные задачи предстоит решить ученым института  в области организации движения тяжеловесных самолетов — основного направления повышения провозной способности, которое позволит обеспечить устойчивый пропуск растущих грузопотоков.

    Институт  имеет тесные связи с предприятиями  промышленности, в том числе и  с зарубежными фирмами, поставляющими для ОАО «Российские Авиалинии» новую технику. Следует развивать и совершенствовать взаимодействие с поставщиками, обеспечивая поступление принципиально новых технических средств с более высокими технико-экономическими параметрами в течение всего жизненного цикла.

Информация о работе Организация научной деятельности – основа ускорения инновационного процесса