Организация инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 21:55, контрольная работа

Описание работы

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность);

Работа содержит 1 файл

Организация инновационного менеджмента.docx

— 42.95 Кб (Скачать)

-  отделы  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ - традиционные подразделения,  создающие новую продукцию. В  последнее время их роль возросла  за счет разработки и доведения  до стадии освоения новых перспективных  идей;

-  центры  развития, задачей которых является  завоевание позиций на рынке  путем расширения объема продаж. Такие подразделения являются  хозяйственно самостоятельными. Причем  материальное поощрение их персонала  зависит от успехов на рынке;

-  венчурные  структуры выступают зачастую  в качестве дочерних компаний  крупных корпораций, либо как  самостоятельные предприятия. Они  разрабатывают и внедряют научно-технические  идеи, связанные с повышенным  коммерческим риском, который в  случае успеха компенсируется  значительной прибылью;

-  специальные  инновационные фонды, создаваемые  из прибыли для стимулирования  внедрения инноваций. Часто такие  фонды выступают в качестве  венчурных фондов, средства из  которых инвестируют в венчурные  компании (свои или независимые), в которых заинтересовано предприятие;

-  аналитические  группы, включающие в свой состав  управляющих, исследователей и  сотрудников функциональных отделов.  Они прогнозируют развитие технологии, анализируют тематику исследований, перспективные идеи и т.д.

Характерной тенденцией развития инновационной  деятельности является поиск предприятиями  интеграционных связей друг с другом. Это обусловлено дефицитом финансовых средств, дороговизной кредитов, усложнением  и удорожанием научно-исследовательских  работ, снижением продолжительности  жизненного цикла продукта, необходимостью комплексного использования различных  технологий. Поэтому кооперация между  предприятиями для осуществления  инновационной деятельности часто  оказывается более эффективной, чем её внутрифирменная организация. Такая кооперация возможна в рамках:

- отраслевых  институтов, создаваемых компаниями  на паевых началах;

- инновационных  центров, возникающих на базе  объединения университетов и  компаний, а в качестве головной  организации, как правило, выступает  небольшая специализированная фирма;

- финансово-промышленных  групп (ФПГ), холдингов и других  крупных объединений.

В современных  условиях успешному научно-техническому развитию способствует интеграция предприятий  в ФПГ, холдинговые структуры  и т.п., где связи строятся по горизонтальному (отраслевому), вертикальному (межотраслевому), смешанному (горизонтальному плюс вертикальному) и диверсификационному (на основе слияния-поглощения) типам. Как правило, динамично развивающиеся  ФПГ включают специализированные инновационные  структуры, такие как научно-исследовательские  технологические центры, лаборатории  и т.д. ФПГ, осуществляющие лидирующую стратегию, имеют в своем составе  венчурные структуры. Благодаря  этим структурам обеспечивают динамичное развитие всей ФПГ при стабильном функционировании предприятий-участников, занимающихся традиционной деятельностью.

Хозяйственная практика показывает, что размер предприятия  в целом не влияет на эффективность  инновационного процесса. Как крупные, так и мелкие предприятия обладают специфическими преимуществами, которые  проявляются в конкретной ситуации. Преимущества крупных предприятий:

наличие больших материальных, финансовых и  интеллектуальных ресурсов для осуществления  дорогостоящих нововведений;

возможность проведения многоцелевых исследований, при которых объединяются усилия специалистов в различных областях знаний;

возможность параллельной разработки нескольких нововведений и выбора оптимального варианта из нескольких разрабатываемых;

меньшая вероятность банкротств в случае неудачи некоторых инноваций.

Роль  мелких предприятий в разработке инноваций также велика, когда  нововведения не требуют значительных ресурсов. Преимущества мелких предприятий:

возможность быстрого переключения на оригинальные работы, мобильность и нетрадиционные подходы;

возможность деятельности в тех областях, где  крупным предприятиям результаты представляются неперспективными, ограниченными или  слишком рискованными при незначительных масштабах прибыли в случае успеха;

фактическое отсутствие бюрократического руководства.

Необходимость поиска принципиально новых подходов в сочетании с требованиями быстрого и гибкого внедрения результатов  в производство, доведение их до рынка способствуют объединению  преимуществ крупных и мелких предприятий: покупка крупными предприятиями  лицензий, предоставление ссуд, приобретение акций или поглощение компаний, освоивших  новый продукт или технологию, привлечение мелких высокотехнологичных  предприятий в качестве поставщиков  и субподрядчиков.

  

  

  

  

  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенностью  современного этапа развития инновационной  деятельности является образование  в крупнейших фирмах единых научно-технический  комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла “наука - производство". Создание целостных  научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено  научно-техническим прогрессом и  потребностями рыночной ориентации фирмы.

В 80-е  годы в инновационной политике крупных  фирм отчетливо проявилась тенденция  к переориентации направленности научно-технической  и производственно-сбытовой деятельности. Она выражалась прежде всего в  стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного  веса новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих  технических услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных и др. С другой стороны, отмечается стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Веснин В.Р. Менеджмент.-М.: Проспект,2003
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Учебник. Менеджмент. М.: Высшая школа, 2002.
  3. Инновационный менеджмент/Под ред. С.Д.Ильенковой.-М.:ЮНИТИ,2003
  4. Менеджмент организации. Учебное пособие. Под ред. Румянцевой  З.П.,Саломатина Н.А. М.: ИНФРА-М, 2000.
  5. Фатхутдинов Р.А. Инновационных менеджмент = Innovatory management: учебник для студентов вузов по специальности и направлению “менеджмент”. – М.:- Бизнес-школа “Интел-Синтез”, 1998

Информация о работе Организация инновационного менеджмента