Организация инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 21:55, контрольная работа

Описание работы

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность);

Работа содержит 1 файл

Организация инновационного менеджмента.docx

— 42.95 Кб (Скачать)

·  проведение регулярных совещаний рабочих групп;

· логичная аргументация необходимости изменений и реорганизаций, постоянная поддержка атмосферы доверия и восприимчивости к переменам.

Корпоративное руководство признает необходимость  дифференцированного подхода к  новаторам. Теоретически в основу такого подхода положена типизация ролевых  функций участников инновационного процесса. В результате выделяются типы работников (или определяется потребность в них), которые:

·  инициируют новые идеи, как на стадии НИОКР, так и при создании и реализации новшеств;

· обеспечивают постоянные коммуникации, аккумулируют различные виды научно-технической  и рыночной информации и распространяют ее в организации;

· формируют  условия для продвижения новых  идей, ориентируют участников создания новшеств на конечный результат, выступают  лидерами нововведений и обновления организации.

В инновационной  деятельности задействованы предприниматели  и руководители, специалисты разных отраслей знаний, исполнители разных функций. Специфическая практика выработала ряд столь же специфических типов  и ролей новаторов, руководителей  и исполнителей.

Выделяются  такие типичные носители ролевых  функций в процессе нововведений как «антрепренеры» и «интрапренеры», «генераторы идей», «информационные  привратники» и т. д.

 «Антрепренер»  — ключевая фигура инновационного  управления. Это, как правило,  энергичный руководитель, который  поддерживает и продвигает новые  идеи, возможно, что и свои собственные,  не боится повышенного риска  и неопределенности, способен к  активному поиску нестандартных  решений и преодолению трудностей. Для антрепренера характерны  и специфические личностные черты:  интуиция, преданность идее, инициативность, способность идти на риск и  преодолевать бюрократические преграды. Антрепренер ориентирован на  решение задач внешнего порядка:  создание организации, действующей  во внешней среде; координация  служб фирмы во внешней деятельности; взаимодействие с субъектами  внешней инновационной среды:  рыночное продвижение нового  продукта; поиск и формулирование  потребности в новых разработках  и новой продукции. И потому  антрепренер занимает такие посты,  как руководитель подразделения  новой продукции, управляющий  проектом. Антрепренеров в организации  немного.

 «Интрапренер»  — не менее важная фигура  в инновационном управлении. Интрапренеров  в организации должно быть  существенно больше. Это специалист  и руководитель, ориентированный  на внутренние инновационные  проблемы, на внутреннее инновационное  предпринимательство. В его задачи  входит организация многочисленных  «мозговых штурмов», первичного  поиска новых идей, создание атмосферы  вовлеченности сотрудников в  инновационный процесс и обеспечение  «критической массы» новаторов,  чтобы компания могла считаться  в целом новаторской. Как правило,  это руководитель группы, отличающейся  повышенной творческой активностью.

 «Генератор  идей» — это другой тип новаторского  персонала. К его характерным  чертам относятся способность  вырабатывать в короткие сроки  большое число оригинальных предложений,  изменять область деятельности  и предмет исследования, стремление  к решению сложных проблем,  независимость в суждениях. «Генераторами  идей» могут быть не только  ведущие ученые и специалисты, выдвигающие новые предложения, но и инженеры, квалифицированные рабочие, специалисты функциональных служб, выступающие с так называемыми «вторичными» инновациями. Традиционная практика неформального выделения «генераторов идей» может подкрепляться организационными решениями: выдающимся новаторам присваиваются титулы «генераторов идей» с соответствующими стимулами и льготами, их активность влияет на карьерное продвижение.

 «Информационные  привратники» находятся в узловых  точках коммуникационных сетей,  аккумулируют и переносят специализированную  информацию, контролируют потоки  научно-технических, коммерческих  и других сообщений. Они накапливают  и распространяют новейшие знания  и передовой опыт, «подпитывают»  информацией творческий поиск  на разных этапах создания  новой продукции или проведения  организационно-экономических изменений  в фирме.

 «Деловые  ангелы» — лица, выступающие в  качестве инвесторов рисковых  проектов. Как правило, это пенсионеры  или старшие служащие компаний. Использование их в качестве  источника финансирования имеет  ряд преимуществ. Их кредит  значительно дешевле, так как  они в отличие от рисковых  фондов не имеют накладных  расходов.

Практическая  деятельность руководителей формирует  в основном четыре главных архетипа: «лидер», «администратор», «плановик», «предприниматель». Все они необходимы для успешной инновационной деятельности фирмы.

 «Лидер»  играет свою специфическую роль  в процессе разработки и реализации  проектных инновационных решений.  Здесь особенно ценятся стремление  к новому, предвидение хода дела, умение общаться с людьми, способность  распознать потенциал каждого  человека и заинтересовать его  в полном использовании этого  потенциала.

 «Администратор»  занимается планированием, координацией  и контролем реализации инвестиционного  проекта. В условиях, когда для  успешного функционирования фирмы  и инновационного проекта на  стадии реализации требуются  жесткий контроль и экстраполяционное  планирование, акцент в требованиях  к руководителю делается на  его способность оценивать эффективность  работы фирмы, а не на личностные  качества.

 «Плановик»  стремится к оптимизации будущей  деятельности фирмы, концентрируя  основные ресурсы в традиционных  областях деятельности фирмы  и направляя фирму на достижение  поставленных целей.

 «Предприниматель»,  хотя и ориентирован на будущее,  отличается от «плановика» тем,  что стремится изменить динамику  развития фирмы, а не экстраполировать  ее прошлую деятельность. В то  время как «плановик» оптимизирует  будущее фирмы в области ее  сегодняшней деятельности, «предприниматель»  ищет новые направления деятельности  и возможности расширения номенклатуры  продукции фирмы.

 «Вольный  сотрудник» — статус сотрудника, являющегося новатором. Классический  пример дает принятая фирмой IBM программа «Вольный сотрудник». В ней участвует примерно 45 «мечтателей,  еретиков, возмутителей спокойствия,  чудаков и гениев». Вольный  сотрудник получает, в сущности, полную свободу действий на  пять лет. У него совсем простая  роль — сотрясать систему организации  фирмы.

 «Золотые  воротнички» — это высококвалифицированные  ученые и специалисты, обладающие  предпринимательским подходом к  использованию своих профессиональных  знаний. Абсолютное их большинство  работает по найму в корпорациях,  университетах, консультационных  фирмах. Часть специалистов совмещает  работу по найму с предпринимательской  деятельностью. Это проявляется  в организации или внутрифирменных  рисковых предприятий, работе  по контракту сразу в нескольких  фирмах.

 «Научно-технические  привратники или «информационные  звезды» относятся к категории  ключевых специалистов лабораторий  НИОКР и отличаются от своих  коллег ориентацией на внешние  информационные источники. Они  читают гораздо больше других, в частности, более «трудную»  литературу. Они поддерживают широкие  долговременные контакты со специалистами  в других организациях. Такой  сотрудник служит посредником  между коллегами в своей организации  и внешним миром, он эффективно  соединяет свою организацию с  научной и технической деятельностью  в мире в целом.

 «Альтернативный  персонал» представляет собой  внештатных временных сотрудников.  Руководители предприятий давно  прибегают к услугам временных  работников, используя их в периоды  повышенной нагрузки или при  нехватке персонала. В настоящее  время из-за конкуренции, отрицательно  сказывающейся на уровне прибыли,  приходится сводить к минимуму  состав постоянных сотрудников,  что делает задачу подбора  высококвалифицированных временных  работников весьма актуальной. Такие  «нестандартные» сотрудники называются  не только альтернативным, но  и дополнительным или периферийным  персоналом.

В период подъема организация может взять  на работу внештатников. Если впоследствии деловая активность падает, что неизбежно  случается в течение жизненных  циклов продукции, организация может  провести сокращение штатов за счет временных  сотрудников, оставив основной коллектив  неизменным. В настоящее время  российские руководители широко освоили  эту практику. 

4.ФОРМЫ  УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Существуют  два направления организации  эффективного управления инновационным  процессом:

интеграция  всех стадий инновационного проекта  в единый непрерывный процесс, изменение  структуры всех уровней управления и координация связей между ними по вертикали и горизонтали. Такие  центростремительные тенденции  возникают при необходимости  консолидации ресурсов предприятия  для выполнения конкретной крупномасштабной задачи;

выделение управления инновационными процессами в самостоятельный объект управления, т.е. обособление инновационных структур от подразделений, выполняющих традиционные функции.

На практике используются оба подхода с преобладанием  одного из них. При этом крупные передовые  западные компании часто проводят реорганизацию  своего научно-производственного комплекса, которая является реакцией предприятия  на перемену условий на рынке, и представляет собой перегруппировку ресурсов для решения возникающих задач. Оптимизация организационной структуры  предприятия для осуществления  инновационного процесса является одной  из важнейших задач высшего руководства.

Для разработки и производства инновации, как правило, создают специальные подразделения, действующие подобно независимой  фирме, т.е. самостоятельно осуществляющие свою производственную и рыночную политику до тех пор, пока динамично растут объем продаж и прибыль. Если рост замедляется, то проводят реорганизацию: слияние подразделения с другими  или изменение его внутренней структуры, в т.ч. деление на более  мелкие самостоятельные звенья. Если сразу у нескольких подразделений  одновременно возникают общие научно-технические  затруднения, то целесообразно создание специального звена для их преодоления. В случае возникновения противоречия между интересами двух подразделений, создают так называемую “зонтичную” группу, которая курирует оба подразделения одновременно. Если противоречия затрагивают несколько подразделений, то они реорганизуются.

В рамках предприятия возможен ряд организационных  форм управления инновационным процессом, которые доказали свою эффективность:

-  советы, комитеты, рабочие группы по разработке  технической политики, которые готовят  предположения для руководства  предприятия по стратегическим  направлениям инновационного процесса;

-  отделения  и центральные службы развития  новых продуктов, которые координируют  инновационную деятельность, согласуют  цели и направления технического  развития, контролируют процесс  разработки новой продукции и  её внедрение;

-  проектно-целевые  группы, выполняющие научные исследования  и разработку новой продукции  от идеи до серийного производства. Их создают в качестве самостоятельных  подразделений и подчиняют высшему  руководству предприятия. Как  правило, такие группы действуют  на временной основе, хотя бывают  и постоянные группы. В случае  успешного внедрения инновации  такие группы зачастую становятся  ядром новых дочерних предприятий.  Как показывает зарубежный опыт, именно проектно-целевые группы  являются основной формой организации  инновационного процесса;

Информация о работе Организация инновационного менеджмента