Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 21:55, контрольная работа
Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность);
ВВЕДЕНИЕ
Инновационный
менеджмент - одно из направлений стратегического
управления, осуществляемого на высшем
уровне руководства компании. Его
целью является определение основных
направлений научно-
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
В соответствии
с международными стандартами инновация
определяется как конечный результат
инновационной деятельности, получивший
воплощение в виде нового или усовершенствованного
продукта, внедренного на рынке, нового
или усовершенствованного технологического
процесса, используемого в практической
деятельности, либо в новом подходе
к социальным услугам. Инновация
может быть рассмотрена как в
динамическом, так и в статическом
аспекте. В последнем случае инновация
представляется как конечный результат
научно-производственного
Разработка,
внедрение в производство новой
продукции имеют для фирм важное
значение как средство повышения
конкурентоспособности и
1. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. В литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п.
В специальной
литературе и официальных документах
чаще всего использовались понятия
управление научно-техническим прогрессом,
внедрение достижений науки и
техники в производство и тому
подобное, что характерно для централизованно
управляемой экономики. В рыночных
условиях хозяйствования, где коммерческие
организации имеют полную юридическую
и экономическую
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.
Любые
изобретения, новые явления, виды услуг
или методы только тогда получают
общественное признание, когда будут
приняты к распространению, и
уже в новом качестве они выступают
как нововведения, т.е. инновации.
1.2. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
Общеизвестно,
что переход от одного качества к
другому требует затрат ресурсов
(энергии, времени, финансов и тому подобное).
Процесс перевода новшества в
нововведение также требует затрат
различных ресурсов, основными из
которых являются инвестиции и время.
В условиях рынка как система
экономических отношений купли
– продажи товаров, в рамках которой
формируются спрос, предложение
и цена, основными компонентами инновационной
деятельности выступают новшества,
инвестиции и нововведения. Новшества
формируют рынок новшеств, инвестиции
рынок капитала, нововведения рынок
чистой конкуренции нововведений. Эти
три основных компонента и образуют
сферу инновационной
Под инновациями
в широком смысле понимается прибыльное
использование новшеств в виде новых
технологий, видов продукции и
услуг, организационно-технических
и социально-экономических
Термины
"инновация" и "инновационный
процесс" близки, но не однозначны. Инновационный
процесс связан с созданием, освоением
и распространением инноваций. Создатели
инновации руководствуются
Следовательно, научно-технические инновации должны:
- обладать новизной;
-
удовлетворять рыночному
-
приносить прибыль
Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.
Различают
три логические формы инновационного
процесса: простой внутриорганизационный,
простой межорганизационный и расширенный.
Простой внутриорганизационный
инновационный процесс
Простой
инновационный процесс
1) создание
новшества и его
2) диффузия нововведения.
Первая
фаза — это последовательные этапы
научных исследований, опытно-конструкторских
работ, организация опытного производства
и сбыта, организация коммерческого
производства. На первой фазе еще не
реализуется полезный эффект нововведения,
а только создаются предпосылки
такой реализации. На второй фазе общественно-полезный
эффект перераспределяется между производителями
нововведения, а также между производителями
и потребителями.
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ
Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на:
-
продуктовые инновации, они
-
процессные инновации означают
новые методы организации
По типу новизны для рынка инновации делятся на:
- новые для отрасли в мире;
- новые для отрасли в стране;
- новые для данного предприятия (группы предприятий).
По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
- инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
- инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
- инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
- радикальные (базовые);
- улучшающие;
- модификационные (частные).
В Научно-исследовательском
институте системных
- технологические;
- производственные;
- экономические;
- торговые;
- социальные;
-
в области управления.
2. РЫНОК ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ
Научно-техническая
продукция - это логичный результат
интеллектуальной (научно-исследовательской,
научно-технической и
Субъекты инновационного рынка - это государство, предприятия, организации, учреждения, университеты, фонды, физические лица (ученые и специалисты).
Объекты инновационного рынка - это результаты интеллектуальной деятельности, представленные: