Организация инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 21:55, контрольная работа

Описание работы

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность);

Работа содержит 1 файл

Организация инновационного менеджмента.docx

— 42.95 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического  управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его  целью является определение основных направлений научно-технической  и производственной деятельности фирмы  в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная  деятельность); модернизация и совершенствование  выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства  традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

В мировой  экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение  потенциального научно-технического прогресса  в реальный, воплощающийся в новых  продуктах и технологиях.

В соответствии с международными стандартами инновация  определяется как конечный результат  инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам. Инновация  может быть рассмотрена как в  динамическом, так и в статическом  аспекте. В последнем случае инновация  представляется как конечный результат  научно-производственного цикла.

Разработка, внедрение в производство новой  продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения  конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.

 

1. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО  МЕНЕДЖМЕНТА

1.1.   ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие  для научной общественности и  предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену  одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью  буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как  самостоятельно, так и для обозначения  ряда родственных понятий: "инновационная  деятельность", "инновационный  процесс", "инновационное решение" и т. п. В литературе насчитывается  множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п.

В специальной  литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия  управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и  техники в производство и тому подобное, что характерно для централизованно  управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую  и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в  содержании отдельных понятий в  области инновационного менеджмента.

В повседневной практике, как правило, отождествляют  понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо.  Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению  новшество приобретает новое  качество и становится инновацией.

Любые изобретения, новые явления, виды услуг  или методы только тогда получают общественное признание, когда будут  приняты к распространению, и  уже в новом качестве они выступают  как нововведения, т.е. инновации. 

1.2. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Общеизвестно, что переход от одного качества к  другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и тому подобное). Процесс перевода новшества в  нововведение также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система  экономических отношений купли  – продажи товаров, в рамках которой  формируются спрос, предложение  и цена, основными компонентами инновационной  деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества  формируют рынок новшеств, инвестиции рынок капитала, нововведения рынок  чистой конкуренции нововведений. Эти  три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.

Под инновациями  в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых  технологий, видов продукции и  услуг, организационно-технических  и социально-экономических решений  производственного, финансового, коммерческого, административного или иного  характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения  новшества и до его использования  принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как  инновационный процесс.

Термины "инновация" и "инновационный  процесс" близки, но не однозначны. Инновационный  процесс связан с созданием, освоением  и распространением инноваций. Создатели  инновации руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия  и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы  превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.

Следовательно,   научно-технические   инновации  должны:

-        обладать новизной;

-        удовлетворять рыночному спросу;

-        приносить прибыль производителю. 

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный, простой межорганизационный и расширенный. Простой внутриорганизационный  инновационный процесс предполагает создание и использование новшества  внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает  непосредственно товарной формы. При  простом межорганизационном инновационном  процессе новшество выступает как  предмет купли-продажи. Такая форма  инновационного процесса означает отделение  функции создателя и производителя  новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс  проявляется в создании новых  производителей нововведения, в нарушении  монополии производителя-пионера, что  способствует через взаимную конкуренцию  совершенствованию потребительских  свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два  хозяйствующих субъекта: производитель  и потребитель нововведения. Если новшество — технологический  процесс, его производитель и  потребитель могут совмещаться  в одном хозяйствующем субъекте.

Простой инновационный процесс переходит  в товарный за две фазы:

1) создание  новшества и его распространение; 

2) диффузия  нововведения.

Первая  фаза — это последовательные этапы  научных исследований, опытно-конструкторских  работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого  производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки  такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями  нововведения, а также между производителями  и потребителями. 

1.3  КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ

Для успешного  управления инновационной деятельностью  необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений  в продуктах и технологических  процессах (например, эстетические изменения  – цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости  от технологических параметров  инновации подразделяются на:

-        продуктовые инновации, они включают  применение новых материалов, новых  полуфабрикатов и комплектующих;  получение принципиально новых  продуктов. 

-        процессные инновации означают  новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации  могут быть связаны с созданием  новых организационных структур  в составе предприятия (фирмы).

По типу   новизны   для   рынка инновации  делятся на:

-        новые для отрасли в мире;

-        новые для отрасли в стране;

-        новые для данного предприятия  (группы предприятий).

По месту  в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

-     инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

-    инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

- инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости  от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

-        радикальные (базовые);

-        улучшающие;

-        модификационные (частные).

В Научно-исследовательском  институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная  классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому  признаку выделяются инновации:

-        технологические;

-        производственные;

-        экономические;

-        торговые;

-        социальные;

-        в области управления. 

2. РЫНОК ИННОВАЦИОННОЙ  ПРОДУКЦИИ

Научно-техническая  продукция - это логичный результат  интеллектуальной (научно-исследовательской, научно-технической и инновационной) деятельности. Научно-техническая продукция  признается товаром, если она выступает  средством углубления, расширения и  получения новых знаний, а ее использование  обеспечивает экономию затрат общественного  труда при сохранении потребительской  стоимости материального продукта, созданного на ее основе. При этом рынок  научно-технической продукции представляет собой форму экономических отношений  между владельцем интеллектуальной собственности и покупателем  права владения, пользования и  распоряжения, в результате которых  происходит эквивалентный обмен  платежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную  в научно-технической продукции.

Субъекты  инновационного рынка - это государство, предприятия, организации, учреждения, университеты, фонды, физические лица (ученые и специалисты).

Объекты инновационного рынка - это результаты интеллектуальной деятельности, представленные:

Информация о работе Организация инновационного менеджмента