Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 21:55, контрольная работа
Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность);
в овеществленной форме (в виде оборудования, агрегатов, опытных установок, инструментов, технологических линий и т.д.);
в неовеществленной
форме (данные научно-исследовательских,
проектно-конструкторских
в виде знаний, опыта, консультирования в сфере консалтинга, маркетинга, проектного управления, инжиниринга и других научно-практических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.
Общепринятым
в мировой практике является обобщение
всего спектра экономических
отношений по поводу купли-продажи
результатов научной, инновационной
деятельности и оказания услуг в
этой сфере в понятии “
Рынок
инноваций характеризуется
он традиционно является новым для выходящей на рынок организации (в силу новизны разработанного продукта приходится иметь дело с незнакомыми потребителями);
он является неэластичным, вследствие ограниченного влияния ценовой политики на объем сбыта;
он характеризуется ограниченным количеством покупателей и продавцов.
Спрос на инновационную продукцию может исходить из собственно научного сообщества, промышленности или от общества в широком его понимании.
Во многих
случаях создание новой технологии
не влечет за собой спроса, поскольку
характерной особенностью для нее
является высокая степень рыночной
и технологической
Рыночная
неопределенность заключается в
отсутствии информации относительно характера
и степени удовлетворения той
или иной потребности рынка с
помощью новой наукоемкой продукции.
В случае появления на рынке принципиально
новой продукции трудно предусмотреть
реакцию потребителя из-за его
неосведомленности о своих
Рыночная неопределенность обусловлена следующими условиями:
потребитель еще не знает, в какой мере новая продукция может удовлетворить его потребность (или в какой степени новые продукты лучше уже существующих);
поведение потребителя подвержено влиянию многих факторов и не может быть предсказуемо даже в случае покупки новой продукции;
в случае
признания потребителем достоинств
новой продукции возникает
трудно предсказать скорость, масштабы распространения новшества и насыщения им спроса, определить емкость потенциального рынка и намерения конкурентов.
Технологическая неопределенность заключается в отсутствии у производителя уверенности в том, сможет ли продукция удовлетворить осознанные запросы потенциальных потребителей.
Технологическая
неопределенность обусловлена следующими,
труднопрогнозируемыми
нестабильностью
и неразвитостью каналов
отсутствием возможностей послепродажного и гарантийного обслуживания;
проявлением непредвиденных побочных эффектов, несущих в себе риск конфликтов с законодательством и общественностью в случае использования новой технологии;
сложностью
определения своевременности
3. РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КОМПЛЕКСЕ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
3.1.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Одной
из целей инновационного проекта
является доказательство потенциальным
партнерам того, что фирма будет
в состоянии реально
Основными задачами инновационного проекта на уровне организации являются:
определение основных целей проекта, вида инновации (реконструкция, внедрение новых технологий и т.д.) и доказательство соответствия проекта общим целям фирмы;
изложение конкретных результатов реализации проекта (увеличение объема продаж на X млн. рублей; получение чистой прибыли на X млн. рублей; увеличение доли фирмы на существующем рынке от X до Z% и т.д.);
выбор инновационной стратегии
фирмы по достижению
определение конкретных мероприятий для реализации в рамках принятой инновационной стратегии;
определение возможных форм участия инвесторов в осуществлении инновационного проекта;
определение новых видов
определение источников финансирования;
расчет уровня прибыльности;
определение примерного срока окупаемости;
расчет примерного жизненного цикла инновационного проекта;
определение перспективы дальнейшего развития фирмы на основе данного проекта.
Инновационный
проект ориентирован на разработку определенного
рынка, а также на конкретного
потребителя. Главным действием
для преуспевания фирмы на рынке
являются постоянные разработки нововведений,
которые связаны как с
При разработке
инновационных проектов нужно учитывать,
что современные инновационные
проекты, как правило, требуют значительных
инвестиций, которые не всегда имеются.
Поэтому вопрос об инвестициях является
наиболее трудно решаемой проблемой, так
как требуется доказать необходимость,
выгодность и эффективность данного
проекта. Главным в этом случае является
выбор источника
Инновационный
проект должен быть достаточно подробным,
чтобы, ознакомившись с ним, потенциальные
инвесторы смогли получить полное представление
о предполагаемой программе и
понять ее цели. Состав и степень
детализации инновационного проекта
зависят от размеров будущей программы
и сферы, к которой она относится.
Например, если предполагается наладить
производство какой-либо продукции
или внедрение технологических
инноваций, то должен быть разработан
весьма подробный план, диктуемый
сложностью самого конечного продукта
инновационной программы и
3.2. ВЫБОР ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновационный процесс охватывает многих участников и многие заинтересованные организации. Он может осуществляться на государственном (федеральном) и межгосударственном уровнях, в региональных и отраслевых сферах, местных (муниципальных) формированиях. Все участники имеют свои цели и учреждают свои оргструктуры для их достижения.
У крупных
и мелких организаций разная инновационная
активность, что соответствует их
миссиям, целям и стратегиям. Поэтому
корпорации создают вокруг себя сеть
малых инновационных фирм, готовя
их руководителей с помощью
Распространение
новых сложных промышленных продуктов
и технологий иногда происходит в
организационной форме «
Реализация
региональных научно-технических и
социальных программ связана с организацией
соответствующих объединений
В силу
рискованности инновационных
Федеральные программы особой важности, привлекающие большие ресурсы и рассчитанные на длительный срок, влекут за собой создание научных и технологических парков, технополисов.
Развитие
международных научно-
Руководители компаний исходят из того, что для достижения коммерческого успеха необходима достаточно высокая «плотность» потока новаторских идей — изобретений, предложений по улучшению качества, дизайна, снижению себестоимости. Повышение роли таких параметров конкуренции, как новизна, цена, качество, надежность, индивидуализация товара, ставит перед большинством сотрудников, а, в конечном счете, перед всем персоналом фирмы задачу постоянного и всеобщего «мозгового штурма».
Замыкающим звеном в проведении инновационной политики, управления «человеческими ресурсами» выступает интеграция усилий персонала в корпорации вовлечение широкого круга работников в решение вопросов повышения эффективности и качества работы. Формируется инновационная организационная культура, которая служит своего рода «зонтиком» перестройки традиционного управления.
Уже первый взгляд на механизм управления «человеческими ресурсами», например, в компании ЗМ подтверждает его инновационную специфику этого механизма. В компании разработаны принципы выявления факторов как блокирующих нововведения, так и поддерживающих и усиливающих новаторскую деятельность.
Блокирующие факторы
· недоверие менеджеров к выдвигаемым снизу новым идеям;
·
необходимость множества
· вмешательство других отделов в оценку новаторских предложений;
· незамедлительная критика и угрозы увольнения в связи с допущением ошибок;
· контроль за каждым шагом новатора;
· кулуарное принятие решений по новаторскому предложению;
· передача нижестоящим руководителям указаний, сопровождаемых угрозами;
·
возникновение у вышестоящих
руководителей «синдрома
Факторы, поддерживающие новаторство
· предоставление необходимой свободы при разработке новшества, обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием, поддержка со стороны высшего руководства;
· ведение дискуссий и обмен идеями «без злобы и страха»;
· поддержание эффективных связей с коллегами, другими подразделениями, вузами и внешними научными организациями;
· углубление взаимопонимания работников.
Факторы, усиливающие новаторство
· поддержка стремления работников постоянно учиться и повышать квалификацию:
·
сочетание в системе
· возможность высказывать собственное мнение о проводимых изменениях;
· поощрение совмещения профессий;
· преодоление барьеров и размывание границ между разными видами работ и функциональными обязанностями;
· предоставление содержательной деловой информации, даже если она негативная;