Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:23, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение вопросов организации финансирования инновационных программ. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
- рассмотрена сущность системы финансирования инновационных программ;
- изучены формы финансирования инновационных программ;
- выявлены особенности финансирования инновационных программ на уровне предприятия
Введение ………………………………………………………………….3
I.Теоретическая часть…………………………………………………….5
1. Сущность системы финансирования инновационных программ…..5
2. Формы финансирования……………………………………………….7
3. Особенности финансирования инновационных программ на
уровне предприятия……………………………………………………..13
II.Практическая часть…………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………..29
Список литературы…………………………………
Этап 2. Правительство РФ на основе представленных предложений принимает решение о подготовке соответствующей целевой программы, сроках и стоимости ее разработки, определяет государственного заказчика. Государственный заказчик несет ответственность за своевременную и высококачественную подготовку и реализацию целевой программы, подготавливает исходное задание на ее формирование, управляет действиями разработчиков, осуществляет управление исполнителями программы после ее утверждения, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы.
Этап 3. Согласованный проект программы с пояснительной запиской, бизнес-планом и прочими обоснованиями государственный заказчик целевой программы направляет в Министерство экономического развития и торговли РФ и Министерство финансов РФ. Представленные материалы должны содержать необходимые данные для проведения анализа проекта целевой программы; указаны особенности сегмента рынка, на которые ориентируется названная программа, возможности реализации этой программы в предполагаемые сроки; дана оценка эффективности и предложен контроль за ходом ее выполнения.
Этап 4. Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ и прочие государственные органы оценивают представленный проект целевой программы. В случае положительной оценки Министерство экономического развития и торговли РФ по согласованию с Министерством финансов РФ представляет проект целевой программы на утверждение в Правительство РФ.
Этап 5. После оценки целевой программы органами Государственной экспертизы целевые программы и государственные заказчики утверждаются Правительством РФ. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и ответственны за реализацию федеральных целевых программ.
Этап 6. По утвержденным Правительством РФ федеральным и межгосударственным целевым программам государственным заказчикам открывается финансирование из федерального бюджета в соответствии с установленными объемами централизованного финансирования, принятыми по целевой программе на очередной финансовый год, после заключения ими государственных контрактов (договоров) со всеми участниками реализации программ, подтверждающими или уточняющими объемы финансирования программ из внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Утвержденные
целевые программы могут
Кредитование. Под кредитом понимается ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента. Кредиты различаются по разнообразным признакам, основная классификация которых приведена в табл. 2.1.
Банковское кредитование осуществляется в различных формах, в том числе:
- срочный кредит предусматривает предоставление кредита на срок и последующее его погашение;
-
контокорентный кредит
предусматривает ведение текущего счета
организации банком-кредитором с оплатой
банком расчетных документов и зачислением
выручки. При этом банк кредитует недостаточные
для погашения внешних обязательств организации
суммы в пределах, оговоренных кредитным
договором, с последующим возмещением
со стороны организации-заемщика;
Таблица 2.1.
Классификация кредитов, используемых при финансировании инвестиционных проектов
Классификационный признак | Основные типы кредита |
По типу кредитора | Иностранный
Государственный Банковский Коммерческий (предоставляется продавцом в товарной форме) |
По форме предоставления | Товарный Финансовый |
По цели предоставления | Инвестиционный
Ипотечный (под залог недвижимости) Таможенный (отсрочка платежа пошлины) |
По сроку действия | Долгосрочный (от
5 лет)
Краткосрочный (как правило, до 12 месяцев) |
- онкольный кредит подобен контокорентному кредиту, но оформляется под залог товарно-материальных ценностей или ценных бумаг;
- учетный кредит предоставляется банком путем покупки (учета) векселя организации до наступления срока платежа;
- акцептный кредит используется, как правило, во внешней торговле и предоставляется путем акцепта банком выставленных на него экспортером трат;
- факторинг представляет собой операцию по приобретению банком или факторской компанией права на взыскание долга. Тем самым организация освобождается от риска неоплаты долга, за что уплачивает определенный процент;
- форфейтинг представляет собой кредитование экспортера путем покупки векселей, акцептованных импортером.
Выше приведены далеко не все виды кредитов, но для целей финансирования инновационных программ, как правило, используются банковский, долгосрочные и краткосрочные кредиты государства, иностранных кредиторов или отечественных кредиторов в финансовой форме. Коммерческие товарные кредиты используются, как правило, в форме лизинга.
Кредиты выражают экономические кредитные отношения между заемщиком и кредитором, возникающие в связи с движением денег на условиях возвратности и возмездности. Основой кредитных отношений является кредитный договор, в котором предусматриваются определенные условия предоставления кредита, сроки и процентные ставки, формы обеспечения обязательств и пр.
Кредиты как источники финансирования инновационных программ характеризуются:
положительными особенностями:
- высокий объем возможного их привлечения;
- значительный внешний контроль за эффективностью их использования;
отрицательными особенностями:
- сложность привлечения и оформления;
- необходимость предоставления соответствующих гарантий или залога имущества;
- повышение риска банкротства в связи с несвоевременностью погашения полученных ссуд;
- потеря
части прибыли от инвестиционной деятельности
в связи с необходимостью уплаты ссудного
процента. [4, стр 114]
3. Особенности финансирования инновационных программ на уровне предприятия
Источники финансирования инновационной деятельности организации, предприятия можно подразделить на внешние и внутренние.
Внешнее финансирование инновационной деятельности – это привлечение и использование средств государства, финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций. Формы внешнего финансирования могут быть различными: бюджетное финансирование, использование банковских кредитов, финансирование в форме лизинга и др.
Внутреннее финансирование инновационной деятельности – это использование собственных средств организации, в которые прежде всего входят часть прибыли и амортизационных отчислений, акционерного капитала предприятия.
В промышленно развитых странах Запада финансирование инновационной деятельности осуществляется в основном из негосударственных источников. На внутреннем российском рынке государство вынуждено выступать спонсором и координатором размещения заказов на выполнение инновационных проектов, т.е. отсутствует реальный платежеспособный спрос на передовые технологии и промышленные нововведения. В связи с этим формируется система специализированных фондов, предоставляющих организациям или предприятиям безвозвратные субсидии или кредиты для их целевого использования – финансирования НИОКР и инновационной деятельности. При этом кредиты и ссуды из средств федерального бюджета могут предоставляться на следующие цели:
1) на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе за рубежом;
2) на
проведение структурной
3) для
расчетов по целевым кредитам,
выданным на закупку
В условиях ограниченности финансовых ресурсов безвозвратное предоставление бюджетных средств выступает исключением. Как правило, бюджетные средства предоставляются на возвратной основе. В любом случае средства государственного бюджета выделяются в первую очередь на производства, ориентированные на выпуск импортозамещающей продукции, конкурентоспособных товаров и услуг, на производства, на продукцию которых существует и будет сохранятся длительное время повышенный спрос, а также на производства, осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого класса.
Прежде чем предоставить бюджетный кредит организации, предприятию, проводится предварительная проверка их финансового состояния. Затем организация или предприятие предоставляют определенные документы, в том числе: сведения о предполагаемом использовании ссуды с утвержденным техническим обоснованием, заверенную копию баланса предприятия за предыдущий финансовый год, заключение органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены организация или предприятие и др.
Основой предоставления ссуды служит кредитный договор. В нем оговорены следующие условия: размер предоставляемого бюджетного кредита; величина процентной ставки за его использование; срок возврата кредита и др.
Следующая
основная форма внешнего финансирования
инновационной деятельности – привлечение
банковского кредита.
Кредитование организаций, предприятий осуществляется на основе принципов возвратности, срочности, целевого характера, материальной обеспеченности.
Принцип возвратности означает, что все полученные от кредитора финансовые ресурсы подлежат возврату или погашению в полном объеме. От того, насколько полно и своевременно погашен кредит заемщиком, зависит репутация последнего, его надежность и авторитет в коммерческих кругах.
Необходимость возврата полученного в точно обозначенный срок составляет принцип срочности. В зависимости от срока, на который предоставляется кредит, различают краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное кредитование. В практике российского предпринимательства наиболее распространены краткосрочные кредиты сроком до 1 года. Однако при осуществлении крупных инновационных проектов могут потребоваться среднесрочные и даже долгосрочные кредиты.
Принцип целевого характера кредита означает, что полученные финансовые ресурсы могут быть направлены лишь на цели, оговоренные в кредитном договоре. Нарушение этого принципа может стать основанием для досрочного отзыва кредита.
По условиям кредитного договора заемщик обязан гарантировать кредитору возврат полученной суммы. В этом проявляется сущность принципа материальной обеспеченности кредита. Наиболее надежным денежным гарантом обеспечения возврата кредита служит залог. Обеспечением кредита в форме залога могут служить товарно-материальные ценности, расчетные документы, ценные бумаги и другие виды имущества организации или предприятия заемщика. Если заемщик вовремя не погасил ссуду, залоговое имущество передается во владение кредитору.
Достаточно широко распространенной формой внешнего финансирования инновационной деятельности выступает эмиссия ценных бумаг. Ее целью служит привлечение в короткие сроки нужного объема денежных средств. К наиболее широко применяемым эмиссионным ценным бумагам в России относятся и облигации. Различают первичную и вторичную эмиссию.
В момент учреждения акционерного общества осуществляется выпуск акций – первичная эмиссия. Впоследствии, если акционерное общество нуждается привлечении дополнительных средств, осуществляется вторичная эмиссия. Именно вторичная эмиссия проводится, как правило, для получения средств на осуществление различных инновационных проектов: приобретение современного оборудования, совершенствование технологий, проведение реструктуризации организации, предприятия, освоение и выпуск нового продукта.
Информация о работе Организация финансирования инновационных программ