Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:23, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение вопросов организации финансирования инновационных программ. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
- рассмотрена сущность системы финансирования инновационных программ;
- изучены формы финансирования инновационных программ;
- выявлены особенности финансирования инновационных программ на уровне предприятия
Введение ………………………………………………………………….3
I.Теоретическая часть…………………………………………………….5
1. Сущность системы финансирования инновационных программ…..5
2. Формы финансирования……………………………………………….7
3. Особенности финансирования инновационных программ на
уровне предприятия……………………………………………………..13
II.Практическая часть…………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………..29
Список литературы…………………………………
Тема
18: Организация
финансирования инновационных
программ
Содержание
Введение ………………………………………………………………….3
I.Теоретическая часть…………………………………………………….5
1.
Сущность системы
2.
Формы финансирования…………………………
3.
Особенности финансирования
уровне предприятия………………………………
II.Практическая часть…………………………………………………….18
Заключение…………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Инновация как экономическая категория отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий.
Под финансированием инновационной деятельности понимается направление и использование денежных средств на разработку и организацию производства новых видов продукции, услуг, на создание и внедрение новой техники, разработку и внедрение новой технологии, новшеств в области социального обслуживания, разработку и внедрение новых организационных форм и методов управления. Финансирование инновационной деятельности включает финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и затрат, связанных с организацией производства новых видов продукции, услуг, внедрением новой техники и технологии, которые в меньшей части представляют текущие расходы предприятия и в большей - капитальные вложения, финансируемые за счет соответствующих источников. Поскольку инновационная деятельность включает ряд этапов и ею заняты различные предприятия и организации (научно-исследовательские, проектно-конструкторские, опытные, испытательные, экспериментальные организации, предприятия различных отраслей, внедренческие фирмы), важно обеспечивать последовательное финансирование всех ее этапов (НИОКР, разработка опытного образца, создание головного образца, серийное производство нового вида товара) и всех участников. Решению этой задачи способствуют разработка и надлежащее финансирование инновационных программ, проектное финансирование (кредитование), создание специальных институтов (организаций), финансирующих инновационную деятельность, инновационных фондов, инновационных банков, венчурных фондов.
Целью данной контрольной работы является изучение вопросов организации финансирования инновационных программ. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
-
рассмотрена сущность системы
финансирования инновационных
-
изучены формы финансирования
инновационных программ;
- выявлены
особенности финансирования инновационных
программ на уровне предприятия
I.
Теоретическая часть
1.
Сущность системы финансирования
инновационных программ
Большой вклад в исследование теоретических основ финансирования инновационных программ внесли А.В. Барышева [1], К.В. Балдин [3], В.Я. Горфинкель [4] и д.р.
Наиболее полное и исчерпывающее определение дано А.В. Барышевой [1, стр. 205], по мнению которой финансирование инновационной деятельности — это направление и использование денежных средств на проектирование, разработку и организацию производства новых видов продукции, услуг, на создание и внедрение новой техники, новой технологии, разработку и внедрение новых организационных форм и методов управления. Важно обеспечить последовательное финансирование всех этапов инновационной деятельности (НИОКР, разработки опытного образца, создания головного образца, серийного производства новых видов товаров). Решению этой задачи способствуют разработка и финансирование инновационных программ, проектное финансирование, создание специальных организаций, финансирующих инновационную деятельность, инновационных фондов, инновационных банков и венчурных фондов.
Инновационная программа предполагает участие в ее реализации различных юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а также государства и международных организаций.
Одной из основополагающих проблем работы с инновационной программой является ее финансирование, подразумевающее обеспечение программы ресурсами, в состав которых входят не только денежные средства, но и выражаемые в денежном эквиваленте прочие инвестиции, в том числе основные и оборотные средства, имущественные права и нематериальные активы, кредиты, займы и залоги, права землепользования и прочее.
Как полагает в своем исследовании Морозов Ю.П. [7,стр 96 ] что финансирование инновационной программы должно осуществляться при соблюдении следующих условий:
- динамика инвестиции должна обеспечивать реализацию программы в соответствии с временными и финансовыми ограничениями;
- снижение затрат финансовых средств и риска программы должно обеспечиваться за счет соответствующей структуры и источников финансирования и определенных организационных мер, в том числе: налоговых льгот, гарантий, разнообразных форм участия.
Финансирование программы включает следующие основные стадии:
- предварительное изучение жизнеспособности инновационной программы (определение целесообразности программы по затратам и планируемой прибыли);
- разработка плана реализации программы (оценка рисков, ресурсное обеспечение и пр.);
- организация финансирования, в том числе: оценка возможных форм финансирования и выбор конкретной формы, определение финансирующих организаций, определение структуры источников финансирования, контроль выполнения плана и условий финансирования.
Финансирование инновационных программ может осуществляться следующими способами:
- самофинансирования, т.е. использования в качестве источника финансирования собственных средств инвестора (из средств бюджета и внебюджетных фондов — для государства, из собственных средств — для организации);
- использования заемных и привлекаемых средств.
Система финансирования инновационных программ включает:
- источники финансирования;
- организационные
формы финансирования.
2.
Формы финансирования
Акционерное финансирование представляет собой форму получения дополнительных инвестиционных ресурсов путем эмиссии ценных бумаг. Эта форма предусматривает замену инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами, что сказывается на структуре и цене капитала, инвестируемого в программу в сторону их оптимизации. В структуре капитала снижается доля долгосрочных кредитов банков.
Акционерное финансирование включает в себя следующие формы:
- дополнительные
эмиссии ценных бумаг под
эмиссию акций и размещение их среди заинтересованных инвесторов, включая государства, иных отечественных и иностранных субъектов предпринимательской деятельности;
- эмиссию долговых обязательств в виде инвестиционных сертификатов, облигаций;
- формирование
специализированных
Акционерное финансирование является альтернативой кредитному финансированию.
Необходимость привлечения капитала отечественных и иностранных инвесторов в форме акционерного финансирования устанавливает определенные правила и ограничения на вывоз капитала из страны и лицензионный порядок на совершение операций, связанных с движением капитала. Следует отметить, что Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» считает такими операциями вложения в уставный фонд предприятия и приобретение ценных бумаг, т.е. формы акционерного финансирования.
Определены порядок и принципы осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами. Так, стимулируется ввоз капитала в страну: резиденты и нерезиденты имеют право без ограничений перевозить, ввозить и пересылать валютные ценности в РФ при соблюдении таможенных правил. Напротив, вывоз капитала из РФ для резидентов и нерезидентов возможен лишь при соблюдении лицензионного порядка, установленного Центральным банком РФ, т.е. необходимо получение лицензии на совершение указанных операций и открытие счетов в банках за пределами РФ российскими организациями, учреждениями и гражданами.
Государственные бюджетные инвестиционные вложения, направляемые на создание и воспроизводство основных фондов, финансируются за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной и возвратной основе, средств бюджетов субъектов РФ. Эти инвестиционные вложения предназначаются для использования на важнейших направлениях экономической политики, обеспечивающих структурную перестройку народного хозяйства, сохранение и развитие производственного и непроизводственного потенциала России, решение социальных и других проблем, которые невозможно осуществить за счет иных источников финансирования.
Приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка в реализации инновационных программ за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ с участием других федеральных органов исполнительной власти.
Финансирование в рамках федеральных инновационных программ. Финансирование инновационных программ государством может осуществляться через целевые программы. Постановлениями Правительства РФ утвержден порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ. Это относится и к инновационным федеральным программам.
Федеральные
целевые программы и
Целевая программа состоит из следующих разделов:
- содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;
- основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы;
- система программных мероприятий, нормативное обеспечение качества продукции (работ, услуг), финансово-ресурсное обеспечение программы;
- механизм реализации программы;
- организация управления программой и контроль за ходом ее реализации;
- оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации программы.
Формирование целевой программы включает следующие этапы.
Этап 1. Предложения о программной разработке проблемы с обоснованиями направляются в Министерство экономического развития и торговли РФ. Министерство экономического развития и торговли РФ совместно с Министерством финансов РФ и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ на основе прогнозов социально-экономического развития страны, приоритетов структурной и научно-технической политики и анализа представленных материалов подготавливает предложения по решению данной проблемы программными методами на федеральном уровне и направляет их в Правительство РФ.
Информация о работе Организация финансирования инновационных программ