Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 09:22, курсовая работа
Инновации и инновационные процессы в современной экономике играют решающую роль в вопросе приобретения и поддержания сильных сторон предприятия в конкурентной борьбе. Инновации и отношение к ним в значительной мере определяют позиции как крупных компаний так и малых предприятий, в том числе и начинающих.
ВВЕДЕНИЕ 3
ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ. 5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА. 5
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА. 5
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ПРОЕКТ. 6
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ. 6
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ. 7
1 КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОВВЕДЕНИЯ. 10
1.1 ПОКАЗАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА. 10
1.2 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА. 11
1.3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНЦИИ И РЫНКОВ СБЫТА. 13
1.4 АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. 16
1.5 АНАЛИЗ УРОВНЯ РИСКА ПРОЕКТА. 17
1.5.1 Классификация рисков инновационного проекта по оказанию сбытовых услуг ЗАО “Диана”. 21
1.5.2 Экспертная оценка видов риска инновационного проекта по оказанию сбытовых услуг фабрике-химчистке ”Диана” для ООО “Ольвира” 23
1.6 ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН. 23
2 ХАРАКТЕРИСТИКА И ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИННОВАТОРА К ОСВОЕНИЮ НОВОВВЕДЕНИЙ. 25
2.1 УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ. 25
2.2 УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА УСЛУГИ 26
2.3 СТРАТЕГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ. 27
2.4 МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН. 28
2.5 СОСТАВ ПЕРСОНАЛА. 31
3 ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА, РАСЧЁТ ЕГО ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 33
3.1 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА. 33
3.2 АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОЕКТ. 33
3.3 РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТА ДИСКОНТИРОВАНИЯ ПРОЕКТА. 36
3.4 ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММЫ “CASH-FLOW”. 37
3.5 РАСЧЕТ ЧИСТОГО ДИСКОНТИРОВАНННОГО ДОХОДА. 38
3.6 РАСЧЕТ СРОКА ОКУПЕМОСТИ И ВРУТРЕННЕЙ НОРМЫ ДОХОДНОСТИ. 40
3.7 РАСЧЕТ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРОЕКТА. 41
4 ЭКСПЕРТИЗА ИДЕИ, КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ПРОЕКТА В ЦЕЛОМ, ОЦЕНКА РИСКОВ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА И РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ. 43
4.1 КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ПО ОКАЗАНИЮ СБЫТОВЫХ УСЛУГ ЗАО “ДИАНА”. 43
4.2 ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ВИДОВ РИСКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ПО ОКАЗАНИЮ СБЫТОВЫХ УСЛУГ ФАБРИКЕ-ХИМЧИСТКЕ ”ДИАНА” ДЛЯ ООО “ОЛЬВИРА” 44
4.3 АНАЛИЗ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА К УРОВНЮ ИНФЛЯЦИИ. 46
4.4 АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОЕКТА К ИЗМЕНЕНИЮ ЧИСЛА КЛИЕНТОВ. 47
4.5 АНАЛИЗ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА К ИЗМЕНЕНИЮ УРОВНЯ ЗАТРАТ. 48
4.6 ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФИНАНСОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТА. 49
5 ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА. 51
5.1 МАРКЕТИНГОВЫЙ БИЗНЕС-ПЛАН. 51
5.2 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
ЛИТЕРАТУРА 72
Резюмируя вышесказанное, можно выделить следующую сущность проекта:
создание нового предприятия в Балашихинском районе по оказанию платных сбытовых услуг фабрике-химчистке “Диана”.
Основой такого рода инновации является известная западная практика работы службы быта. Она является общедоступной, что исключает возможность юридического оформления барьеров для её использования.
Отсюда следует реальная возможность входа в отрасль новых конкурентов, что является реальной угрозой, так как сильно уменьшает привлекательность подобного рода деятельности. Поэтому, предлагается считать этапом снятия проекта с реализации период проникновения на рынок новых конкурентов.
Данный проект в связи с указанными причинами является краткосрочным, время его реализации составляет 1 год.
В Таблице 3 представлены характеристики инновации, лежащей в основе рассматриваемого инновационного проекта.
Морфологическая матрица идентификации инновации.
Таблица 3.
Классификация | Тип рассматриваемой инновации |
По сфере применения: | Эксплуатационная и обслуживающая |
По уровню инноватора: | Фирма |
По территориальному масштабу: | Район Московской области. |
По масштабу распространения: | Широкая диффузия. |
По глубине преобразований инноватора: | Элементный. |
Рассматриваемая инновация предполагается к применению в сфере услуг, и сама представляет собой новую услугу. Появление этой инновации продиктовано потребностями рынка и по степени новизны инновацию можно отнести к типу усовершенствующих функциональное качество услуги.
Для детальной оценки рынков сбыта целесообразно разделить их по географическому аспекту.
Таким образом рассмотрим три сегмента:
г. Балашиха;
г. Реутов;
г. Железнодорожный.
В городе Балашиха имеются комбинаты бытового обслуживания населения, которые в том числе предоставляют услуги химчистки и прачечной.
Поэтому здесь необходимо детально проанализировать возможности конкурентов и возможности проектируемого предприятия.
В качестве сильных маркетинг аспектов ООО “Ольвира” можно привести следующие:
Таким образом, есть немало оснований считать, что проектируемое предприятие имеет достаточно весомые сильные стороны по сравнению с конкурентами и открытие приёмного пункта в г. Балашиха с точки зрения конкуренции целесообразно.
Город Реутов расположен в непосредственной близости и имеет мощные транспортные коммуникации с Москвой. Особую опасность представляет расположенный рядом с наиболее населенной частью города спальный район Москвы Новокосино, в котором расположены конкурирующие московские (негосударственные ) фабрики. Поэтому здесь особенно тщательно необходимо продумать маркетинговые действия и произвести соответствующие расчеты на предмет целесообразности открытия пункта.
Все означенные выше сильные стороны могут также иметь значение, однако здесь их влияние менее существенно вследствие адаптивности молодых предприятий - конкурентов.
Единственно возможным сегментированием здесь является сегментирование по географическому признаку - открытие пункта в отдалении от московских конкурентов.
Город Железнодорожный является более привлекательным с точки зрения отсутствия подобных мощных транспортных коммуникаций с Москвой, что практически исключает влияние негородских внешних конкурентов.
Однако в городе имеется фабрика “ Срочная химчистка ”, но она является крупным государственным предприятием и обладает уже указанными слабыми сторонами. Кроме того, она расположена крайне неудачно, вдали от жилых районов города и практически оторвана от потоков людей. Поэтому даже в отсутствие в городе альтернативных химчисток, она находится на грани банкротства.
Принимая во внимание отмеченные в п. 1.1 причины, в городе Железнодорожном предполагается получить поддержку Администрации города, в частности поддержку Мэра В.Н. Курганова. Эта поддержка необходима в части предоставления ООО “Ольвира” удобно расположенного, качественного помещения с минимальной арендной платой, а также протекционистская политика в части отношений с торговыми инспекциями и санитарно-эпидемиологической службой города.
В заключение необходимо сделать вывод о наличии весомых конкурентных преимуществ у проектируемого предприятия.
Услуги химической чистки и прачечной, предоставляемые ООО “Ольвира”, предлагаются к использованию широким потребителям.
Среди оказываемых услуг для широкого пользователя предназначены:
Исходя из ассортимента перечисленных услуг, можно сделать вывод о том, что среди предлагаемых есть услуги, удовлетворяющие потребности, для которых существуют альтернативные пути удовлетворения (1 группа), а есть и те, для которых решение уникально (2 группа), например, химическая чистка кожи и меха.
Потребителями рассматриваемых услуг являются граждане с уровнем дохода выше среднего, так как объектом химической чистки является, как правило, дорогая одежда, доступная только обеспеченным слоям населения. Так как для этой группы существуют иные варианты чистки, включая стирку или замену изделия, то эластичность спроса на услугу по уровню доходов достаточно высока. Обладатели же изделий из кожи и мехов вынуждены пользоваться химической чисткой независимо от уровня своих доходов. В этом случае имеет место слабая эластичность спроса по уровню доходов.
Кроме ориентированности на массового потребителя, существует ещё и практика заключения длительных контрактов с юридическими лицами, а именно:
на оказание прачечных услуг.
Указанные предприятия-потребители, а точнее часть из их общего числа, не оснащенная собственными прачечными вынуждена использовать услуги сторонних организаций.
В связи с примерным паритетом цен и превышением качества по сравнению с государственными конкурентами, есть все основания предполагать, что заключение подобных контрактов вполне возможно. Для такого рода потребителей предусмотрена система скидок, а также бесплатная доставка.
Таким образом, есть причины полагать, что продукция ООО “Ольвира” найдет своего потребителя.
Наиболее важным аспектом рассматриваемого проекта является учет риска. Такой подход обуславливается необходимостью вовлечения в проект ЗАО “Диана” [см. п.2.3], что ставит перед разработчиками условие учета всех особенностей развития ситуации. Только такой подход позволит вызвать у ЗАО “Диана” интерес к разработке данного проекта.
При рассмотрении инновационного проекта по оказанию сбытовых услуг фабрике-химчистке “Диана” риском предлагается считать неполучение заданного суммарного объема продаж за период реализации продукции ( 10 месяцев ).
Заданный (прогнозный) объем реализации составляет, по результатам маркетингового исследования, 142.050 $.
Такой подход к определению риска делает возможным учет достижения/не достижения прочих целей проекта, в том числе и эффективности проекта для всех его участников:
Для примерной оценки уровня риска проекта предлагается использование классификации нововведений и инновационных процессов по группам риска.
Реализация указанной методики представлена в таблице 4.
Классификации нововведений и инновационных процессов по группам риска
Таблица 4.
Признаки разделения на группы | Значения признаков, позволяющих определить группу риска нововведения и инновационного процесса | ||||||||||||||||||||
1. По содержанию нововведения | (8) Новая идея | (4) Новое решение | (7) Новый продукт | (6) Новая техноло-гия | (4) Новый регламент, стукура | (5) Новая услуга | |||||||||||||||
2. Тип новатора (сфера создания новшества) | (6) Научно-технические организации и отделения | (7) Производственные фирмы и подразделения | (4) Маркетинговые подразделения и фирмы | (3) Потребители и их организации | |||||||||||||||||
3. Тип инноватора (сфера нововведения фирмы и службы) | (7) Научно - технические звенья | (6) Промышленные звенья | (5) Финансовые, маркетинговые и коммерческие звенья | (4) Эксплуатационные и обслуживающие звенья | |||||||||||||||||
4. Уровень инноватора | (7) Подразделение фирмы | (8) Фирма | (6) Концерн, корпорация | (5) Отрасль, группа отраслей | |||||||||||||||||
5. Территориальный масштаб нововведения | (4) Район, город | (5) Область, край | (6) РФ, ближнее зарубежье | (5) Интернационализация | |||||||||||||||||
6. Масштаб распространения нововведения | (5) Единичная реализация | (6) Ограниченная диффузия | (7) Широкая диффузия | ||||||||||||||||||
7. По степени радикальности | (8) Радикальные | (4) Ординарные | (2) Модернизация | ||||||||||||||||||
8. По глубине преобразований инноватора | (6) Системные | (4) Комплексные | (1) Элементные, локальные | ||||||||||||||||||
9. Причина появления нового | (7) Развитие науци и техники | (5) Потребности производства | (3) Потребности рынка | ||||||||||||||||||
10. Характер кривой ЖЦ товара | (1)Типовая, классическая кривая | (3) Кривая с “повторным циклом” | (5) “Гребешко-вая” кривая | (7) “Пиковая” кривая | |||||||||||||||||
11. Этапы ЖЦ организации инноватора. | (8) Создание | (6) Становление | (2) Зрелость | (3) Перестройка | (7) Упадок | ||||||||||||||||
12. Длительность инновационного процесса. | (2) Оперативные | (4)
Краткосрочные
(до 1 года) |
(6) Среднесрочные (2-3 г.) | (8) Долгосрочные ( > 3 лет) |