Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:37, реферат
Цель реферата заключается в изучении процесса моделирования, а также в рассмотрении нововведений в области моделирования.
Для написания данного реферата были поставлены следующие задачи:
Изучить процесс моделирования одежды;
Охарактеризовать элементы художественно-технического оформления одежды;
Изучить особенности моделирования одежды из трикотажа и других материалов;
Дать характеристику нововведениям в области моделирования одежды.
Введение 3
1 Моделирование как этап создания одежды 5
2 Особенности моделирования одежды из трикотажа
и других материалов 19
3 Новое в моделировании одежды 23
3.1 САПР одежды 23
3.2 Технология 3D-моделирования 28
Заключение 32
Список использованных источников 33
Рисунок 3 – Силуэты плечевых изделий:
а — полуприлегающий; б — прямой; в — прилегающий; г — свободный, или трапециевидный.
Примечание
– Источник: [4, с.125].
При разработке формы одежды в одном изделии могут использоваться различные силуэты, например широкий и свободный лиф и плотно облегающая юбка, и наоборот.
Различны варианты силуэтов в зависимости от высоты и ширины плеч: линия плеч может быть покатой и прямой, высокой и низкой, расширенной и суженной.
Линия низа в силуэте может находиться на разном уровне: выше колен (мини), на уровне или чуть ниже коленей, у щиколотки (макси), на уровне икр (миди).
Силуэт,
являясь важнейшим элементом формы,
тесно связан с модой. По нему судят об
изменениях в одежде за тот или иной период
времени.
Важным моментом процесса моделирования является создание формы одежды. Форма модели определяется конструкцией деталей, застежки, отделками [4, с.125].
Выделяют изделия строгой (классической), спортивной формы и фантази.
Одежда классической формы отличается строгостью, деловитостью, минимумом деталей и отделки, четким соответствием назначению. Линии такой одежды несложны и лаконичны, пропорции соответствуют пропорциям фигуры человека.
В одежде спортивной формы подчеркивается стройность, спортивность фигуры человека. В такой одежде должно быть удобно двигаться, поэтому ее форме присуща свобода. Изделия спортивного стиля шьют с накладными карманами, отрезными кокетками, поясами, манжетами, складками, шлицами, клапанами, погонами, отделочными строчками,
Одежда формы фантази характеризуется сложными декоративными линиями и деталями, сложным покроем, асимметричными решениями формы и сложным членением ее, разнообразными нарядными отделками [1, с.106].
Силуэт и форма составляют основу модели. При их выборе должны быть обеспечены:
♦ четкость силуэта и его согласованность с материалом и фигурой человека;
♦
соответствие изделия узкому целевому
назначению [4, с.126].
Основными элементами формы, входящими в композицию одежды, являются линии, пропорции, материал, масса, ритм и др.
Линии бывают силуэтные, конструктивные и декоративные.
Силуэтные — это линии плеча, талии, низа изделия. Они определяют характер силуэта, пропорции, придают ему выразительность.
Конструктивные — линии соединения основных деталей (ростка, горловины, проймы, боковых швов и т.д.). Их цель – создание объемной формы одежды.
Декоративные линии образуются различными отделками (вышивкой, сборками, защипами и др.) и декоративными деталями (воротниками, клапанами карманов и т.д.) [2, с.61].
При разработке моделей художники-модельеры в своих эскизах используют данные линии в зависимости от желаемого результата.
Восприятие
силуэта и формы изделия
Пропорцией называется определенное соотношение частей изделия между собой и с фигурой человека. Наиболее устойчивыми являются силуэты, приближенные к геометрическим фигурам (прямоугольник, овальная восьмерка, трапеция). При этом, наилучшее их зрительное восприятие достигается на основе определенных пропорций: в прямом силуэте 1:3 по ширине и длине, в прилегающем и полуприлегающем 2:3 по длине и 1:2 по ширине [4, с.126].
Покрой одежды определяется рядом конструктивных особенностей (рис.4, а – в):
♦ типом рукавов (втачные, реглан, цельнокроеные, комбинированные и др.);
♦ видом застежки (распашные, однобортные, двубортные и др.);
♦ конструкцией карманов (прорезные, накладные, расположенные в шве изделия и т.д.);
♦ формой воротника (стойка, пальтовый, шалевый и др.);
♦ конструкцией полочки и спинки, которые могут быть цельнокроеными, отрезными по линии талии, с отрезной (отлетной) кокеткой, с отрезным бочком и т.д.).
Покрой изделия определяется также наличием продольных и поперечных швов на спинке и полочке [2, с.62].
Рисунок 4 – Покрой одежды и ее деталей: а — спинки; б — рукава; в — полочки.
Примечание
– Источник: [11].
Конструкция женской одежды (и для девочек среднего и старшего школьного возраста, подростков) в отличие от мужской характеризуется обязательным наличием на полочке верхней вытачки, обеспечивающей объемную форму в области груди. Основное ее положение — от плечевого среза, но в зависимости от моды и особенностей модели она может занимать различное положение, может быть скрыта в шве кокетки, рельефа, подреза, заменена складками, драпировкой, защипами и др. Эта вытачка имеет и декоративное значение и должна быть увязана с внешней формой и конструкцией этого изделия.
Использование разных силуэтов и форм, видоизменение деталей и элементов покроя, а также швов, складок и отделок обеспечивают возможность создания многообразия фасонов швейного изделия (рис.5).
Рисунок 5 – Многообразие фасонов швейных изделий.
Примечание – Источник: [11].
В одежде основным средством воздействия на эстетические чувства и восприятия человека является композиция. Композиция — это единство всех входящих в ту или иную модель элементов формы, их взаимное подчинение друг другу. Использование этих элементов должно способствовать созданию одежды определенного назначения [4, с.126].
Целью композиции является не просто создание функциональной и технологически совершенной формы, но и придание ей красоты, гармонии соразмерности частей и целого, связи с окружающей средой.
Основными свойствами композиции формы одежды являются гармоническая целостность, соподчиненность частей, композиционное равновесие.
Под гармонией понимают художественное единство, согласованность частей единого целого. Гармонически целостная форма одежды производит благоприятное впечатление, все ее элементы отличаются соразмерностью и единством.
Целостность формы одежды неразрывно связана с соподчиненностью ее частей. В композиционно-организованной объемной форме одежды целостность является средством соподчинения всех ее элементов и частей. Все элементы формы делятся на главные и подчиненные, взаимно усиливающие друг друга и образующие единое целое. При разработке модели в ее форме выделяют главный элемент (композиционный центр), которому должны подчиняться второстепенные. В качестве композиционного центра может выступать любой элемент или участок формы, например линии воротника, лацканов, карманов, кокетки, цвет, отделка. Композиционным центром костюма могут быть также обувь, сумка, головной убор. Линии подчиненных элементов формы должны быть скоординированы с линиями композиционного центра. Например, если линии воротника и лацканов закругленные (композиционный центр), то линии манжет, клапанов карманов, кокеток строятся в соответствии с ними. Композиционная целостность одежды может быть достигнута при сбалансированности всех элементов.
Равновесие
композиции зависит от распределения
массы, цвета, фактуры относительно ее
центра; решается оно с учетом равновесия
самой фигуры человека и основывается
на интуиции художника [1, с.102].
Чтобы связать элементы формы в единое целое и придать ей гармонию и определенную эмоциональную выразительность (торжественность, праздничность, строгость и т.д.), художник-модельер использует разнообразные средства. К средствам единства и связи элементов формы относятся цвет, колорит, пропорции, контраст, подобие, нюанс, симметрия, асимметрия, ритм.
Цвет как средство гармонизации композиции одежды является важнейшим ее элементом. Он неразрывно связан с такими элементами, как линии, фактура материала, величина формы. Цвет оказывает наиболее сильное эмоциональное воздействие на человека, которое можно рассматривать в трех аспектах: физическом, эмоционально-психологическом и символическом [1, с.103].
Человек воспринимает и различает физические свойства цвета — его цветовой тон, светлоту и насыщенность. В природе существуют четыре главных чистых цвета — красный, желтый, зеленый и синий. Путем смешения главных цветов или добавления к ним черного либо белого можно получить множество цветов, различающихся светлотой и насыщенностью.
Эмоционально-
Колорит — общий характер сочетания цветов в произведении, вызывающий определенное впечатление [1, с.104].
При выборе колористического решения одежды, цвета отдельных ее элементов необходимо учитывать индивидуальность человека — цвет лица, глаз, волос. Индивидуальный колорит человека также может быть теплым или холодным. Например, большинство блондинов имеет бледную кожу, тяготеющую к холодной гамме, и волосы теплого оттенка. Поэтому им больше подойдет одежда холодных цветов, гармонирующая с цветом глаз и контрастирующая с цветом волос. Для брюнетов характерен теплый оттенок кожи и холодный тон волос, вследствие чего им рекомендуется и одежда теплого колорита.
Женская одежда отличается от мужской большей пестротой и разнообразием красок, она больше подвержена влиянию моды. Цвет одежды зависит и от ее назначения и выполняемой функции. Так, колористическое оформление одежды для занятий спортом, рабочей или выходной неодинаково.
Контраст, подобие и нюанс — средства художественной выразительности, характеризующие взаимосвязь элементов формы (линий, массы, фактур, цветов и т, д.) и используемые для гармонизации композиции.
Контраст — резкое отличие элементов формы друг от друга [1, с.104].
Примером может служить композиция, в которой противопоставлены, например, гладкие поверхности и ломаные, черный и белый цвета, тяжелые и легкие массы. Наиболее распространены в композиции цветовые контрасты — по цветовому фону, светлоте и насыщенности. Особенно выразителен контраст черного и белого тонов. Контрасты в повседневной одежде утомляют и могут быстро надоесть. Поэтому контрастные сочетания целесообразно использовать в праздничных и нарядных изделиях.
Принцип подобия в композиции одежды заключается в развитии, повторении какого-то элемента формы [11].
Например, для мужского костюма — это форма прямоугольника (прямые силуэты брюк, пиджака), в женском платье повторяется форма трапеции в лифе, юбке.
Нюанс — это самое тонкое средство композиции. Проявляется он в смягчении контрастов, пластике, цветовых тонах, пропорциях формы, С помощью нюанса художник придает модели элегантность, теплоту [1, с.105].
Симметрия и асимметрия — важнейшие средства связи элементов формы, придающие ей выразительность, статичность или динамичность. Симметрия всегда олицетворяет красоту и статичность. Почти все виды одежды строятся на основе симметрии, что придает им равновесие. Асимметричная композиция придает одежде динамичность, усиливает ее выразительность, поэтому ее используют чаще в нарядных изделиях [12].
Пример
нарядного платья представлен на
рисунке 6.
Рисунок 6 – Пример нарядного платья.
Примечание – Источник: [11].
Ритм — закономерное чередование элементов формы и интервалов между ними. Простейший вид ритма — повторение одинаковых форм и равных интервалов [4, с.128].