Новая тенденция - краудсорсинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 11:08, реферат

Описание работы

Краудсорсинг - использование большого числа людей для решения задач, которые возникают при ведении бизнеса. Основная его идея - снижение затрат компании и получение свежих идей. При этом общение чаще всего происходит через интернет. Среди компаний, применяющих краудсорсинг, - Fiat, Starbucks, Nokia, Procter & Gamble, Coca-Cola, Harley-Davidson.
Значение слова "толпа" в краудсорсинге отличается от общепринятого - это любая группа, состоящая из условно-анонимных или не знакомых друг с другом участников. Например, участники проекта Wikipedia могут не знать друг друга, однако сообща повышают качество той или иной статьи, внося свои правки и оценивая правки других.

Содержание

1. Что такое краудсорсинг 2
1.1 Предшедственники Краудсорсинга и его идеи. 3
2. Краудсорсинг - Только для крупных. 8
2.1 Краудсорсинг Сбербанка. 9
3. Синтеллектуальный краудсорсинг 12
3.1 Краудсорсинг + методология = 14
3.2 Crowdsourcing в действии 18
3.3 Мотивация толпы. 19
4. «Коллективный разум» и мошенники 25
5. Перспективы нового тренда. 27
6. Выводы: 29

Работа содержит 1 файл

крауд1.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

2.1 Краудсорсинг Сбербанка.

 

Зачем Сбербанку краудсорсинг? Короткий ответ  на этот вопрос такой. Цель Сбербанка - стать лидером по конкурентоспособности  в условиях новой экономики. Попробуем  это пояснить. В середине октября Сбербанк объявил, что намерен использовать для управления технологию под названием "краудсорсинг". К краудсорсинговому проекту по решению задач Сбербанка присоединилась почти сотня тысяч человек, а глава банка Герман Греф заявил, что краудсорсинг перевернет методы управления в 21 веке. 
Результативность работы крупного банка зависит от знаний тысяч его сотрудников и впечатлений миллионов его клиентов. Но в информационных хранилищах банков записана лишь малая часть этих знаний и впечатлений. Большая же часть хранится лишь в головах людей.

До последнего времени не существовало практических методов использования этой ценной информации. Именно поэтому решение  многих самых насущных задач банков, - от повышения производительности труда и сокращения издержек, до масштабирования лучших практик и повышения удовлетворенности клиентов, - нередко оставляет желать лучшего. Большинство инноваций в этих областях либо не приживаются, либо дают не совсем тот (или совсем не тот) эффект, что планировалось.

Ситуация  начала меняться с появлением краудсорсинга - способа привлечения к коллективному решению какой-то задачи множества обитателей сети.

Очевидно, что в онлайне собрать много  народу гораздо проще и дешевле, чем в обычной жизни. Так почему бы не попробовать использовать тысячи энтузиастов (сотрудников и/или клиентов) для практических целей по принципу «все кому интересно и не лень – присоединяйтесь»?

Счет  примеров успешного применения краудсорсинга идет на тысячи. Более половины компаний из списка Fortune 500 уже, так или иначе, уже используют краудсорсинг. Лед явно тронулся. Но есть здесь и серьезные проблемы, которые компании не знают, как решать. Назовем лишь три основные.

  1. Многие лучшие идеи так и остаются никому не известными, погребенные под тысячами абсолютно бестолковых предложений.
  2. Т.н. «Эффект Матфея», в соответствии с которым популярные и простые идеи побеждают непопулярные и сложные, будь последние хоть трижды гениальные.
  3. Низкий КПД коллективной интеллектуальной деятельности. Коллективный IQ «толпы краудсорсеров», если ничего не предпринимать, легко может оказаться ниже IQ большинства ее участников.

Указанные недостатки сильно ограничивают отдачу от применения краудсорсинга. Но ведь эта технология еще даже не вышла  из подросткового возраста – ей от силы 10—12 лет. Ведь когда-то и экран телевизора был размером с почтовую открытку, а компьютер занимал целый зал. Если реально удастся преодолеть вышеназванные недостатки, а также структурировать и оптимизировать процессы краудсорсинга наподобие современных бизнес-процессов, можно будет создавать настоящие «облачные предприятия» по производству знаний, инноваций и поиску скрытых талантов.

Поэтому у многих наиболее технологически-продвинутых  крупных компаний есть амбициозная  цель – оптимизировать интеллектуальный потенциал краудсорсинга для решения своих корпоративных задач.

Сбербанк решил попробовать сделать это с помощью краудсорсинга нового поколения, технология которого разрабатывается компанией Witology. Эта технология называется синтеллектуальный краудсорсинг и, по замыслу авторов, свободна от недостатков обычного краудсорсинга. Своим проектом Сбербанк не просто позиционирует себя, как еще одного гранда мирового бизнеса, уже не первый год активно использующего краудсорсинг. Этот проект – заявка на мировое технологическое первенство в применении нового поколения краудсорсинга.

 

  1. Синтеллектуальный краудсорсинг
 

Идея  использования деятельных сообществ для коллаборативного принятия решений не нова. Такие сообщества уже работают во многих развитых странах, решая широкий спектр задач от выбора направлений для национальных проектов до подачи законотворческих петиций. В России также уже работают несколько подобных проектов, реализующих эту идею в разных сферах. К примеру: http://zakon.fom.ru/, http://edu.crowdexpert.ru/node/64, http://construct.crowdexpert.ru/, http://www.gosbook.ru/about. Разработаны также несколько специальных платформ для реализации подобных проектов, например: www.wikivote.ru, www.witology.ru. Все они, так или иначе, реализуют принципиально новый тип краудсорсинга, – синтеллектуальный краудсорсинг .

Авторы  подобных платформ должны понимать принципиальные ограничения "обычного" краудсорсинга, а именно:

  • проблемы коммуникации и социальной-психологии больших групп людей сводят на нет рост коллективного интеллектуального потенциала (порознь – все, вроде, умные, а все вместе – так один базар)
  • процесс решения задачи направляется самыми активными, а не самыми толковыми. Чем больше участников, тем выше шансы, что каждый будет занят не своим делом
  • сложно найти ценную мысль (даже если она точно есть) в обширном потоке высказываний

Без преодоления  этих принципиальных ограничений никакую "облачную демократию" не создать. "Социальный шум" и активность "настоящих буйных" превратят такую "облачную демократию" в очередное "облако мусора", коими уже изобилует Интернет. Преодолевать названные ограничения можно по-разному. Например, на платформе Witology эти проблемы решаются при помощи:

  • системы рейтингов участников (более двадцати), оценивающих динамику их репутации в ролях «болельщика», «игрока», «судьи» и «деятеля»
  • динамического профайла каждого участника, содержащего о нем обширную информацию (несколько десятков полей): о его психотипе, компетенциях, результативности его работы в разных ролях, и т.д.
  • филиации идей – процесса, в ходе которого идеи проходят ряд эволюционных этапов видоизменений и отбора. Критерии отбора на каждом из этапов свои. Они основаны: на оценках идеи ее сторонниками, противниками, конкурирующими группами участников и экспертами. На отдельных этапах также задействованы рыночные механизмы оценки в форме биржи идей и рынков предсказаний. Кроме того, идеи борются за выживание против «идей-киллеров», называемых контр-идеи. Последовательность таких этапов формирует эволюционный отбор идей, «выживающих» в конкурентной борьбе за признание.

Кто-то предложит иные решения. Но принципиальный вывод один - для реализации качественного  отбора идей (а также людей) и для повышения КПД работы деятельных сообществ необходимо использование синтеллектуального краудсорсинга. "Обычный" краудсорсинг здесь помочь не может. Предел его возможностей – найти одну идею (одного умника) из многих. Тогда как у синтеллектуального краудсорсинга – объединить многих для поиска лучших идей (и людей). 

3.1 Краудсорсинг + методология =

 

То, что  краудсорсинг работает при решении  простых задач, сегодня уже не нужно никого убеждать. На крупных  площадках для сетевого краудсорсинга, например на Mechanical Turk, работает больше 100 тыс. человек, а единовременный пул решаемых здесь задач тоже уже приближается к 100 тыс. Над этими огромными площадками организуются специальные надстройки, предлагающие корпоративные услуги по отбору людей.

И хотя все это довольно прикольно, но, как  нынче говорится, не жжет. Задачи-то решаются предельно простые, хотя иногда и креативные. Для отбора таких задач даже существует специальное руководство.

Но что, если попробовать с помощью каких-то методик решать методом сетевого аутсорсинга более сложные задачи? Лежавшую на поверхности мысль – порезать более сложную задачу на много простых независимых при выполнении микро-задач, - реализовали специалисты Института человеко-машинного взаимодействия университета Карнеги-Мелон. Они разработали фреймворк CrowdForge, выполняющий «нарезку» микро-задач, который сейчас тестируется в нашумевшем проекте My boss is a robot в попытках создать краудсорсинговую журналистику. Цель проекта – ответить на вопрос: могут ли не обладающие профессиональными навыками сетевые краудсорсеры создавать медийный продукт обладающий качеством, достигаемым при использовании опытных профессиональных журналистов.

Первые  результаты проекта My boss is a robot вселяют оптимизм – краудсорсинговые статьи получают более высокие оценки читателей, чем статьи журналистов-индивидуалов. Но что, если пойти дальше и попытаться декомпозировать сложные меж- и транс-дисциплинарные задачи? Что если помимо деления задач на подзадачи, попробовать их классифицировать и выявить среди них основные проблемные области? Что если, применив еще более сложные методики, создать на их базе специальную методологию формирования «интеллекта роя, который сможет показать результаты, превосходящие индивидуальные решения даже самых крутых профессионалов-одиночек?

Первый  скромный шаг в разработке таких  методик был сделан компанией Brainjuicer еще в 2008 г. Компании удалось показать, что даже при использовании банального мозгового штурма можно получить куда лучшие результаты в плане качества найденных решений. Хитрость в том, чтобы формировать сообщество для решения задачи не произвольно (как в Mechanical Turk), а с предварительным отбором участников по тесту на креативность.

Таких наиболее креативных людей, определяемых по специальной методике компании, называемой Creative 6ers® , оказывается примерно 6% от всех участников. Как это ни поразительно, но 6%-ная доля «аутперформеров» не зависит от рода деятельности. Причем неважно, выделяются ли «аутперформеры» среди людей или среди компаний.

Одним из самых известных примеров краудсорсинга  является компания txteagle. Она использует «сотрудников» в Кении для  перевода с английского на примерно 60 других африканских языков, которые используются в той местности. Переводят совершенно разные вещи. Так, одним из недавних заказчиков txteagle была компания Nokia. Финский производитель мобильных телефонов сделал заказ на перевод интерфейса своих телефонов на 60 африканских языков. Кенийцы уверенно справились с задачей, используя все те же мобильные телефоны. Им присылали тексты, которые нужно перевести по SMS, а они таким же образом отправляли их обратно. Перевод каждого термина отсылался сразу же большой группе кенийцев. Наиболее популярный вариант перевода уже предоставлялся заказчику. Таким образом txteagle обезопасила себя от неточностей какого-то конкретного человека.

Деньги  жители Кении получали на мобильный  телефон. В этой стране удивительным образом развит мобильный банкинг. Телефон есть практически у каждого кенийца. И для него это не только средство для совершения звонков, но и кошелек, с помощью которого можно оплатить любой товар или услугу. В самом заказе компании Nokia нет ничего удивительного, так как из-за развития этого самого пресловутого банкинга африканский рынок во многом представляется для производителя мобильных телефонов очень перспективным.

Но если в Кении занимаются переводом  текстов, то в Индии отдают свои силы их расшифровке. Так, именно в этой стране в массовом порядке занимаются расшифровкой записей, сделанных врачами на свои диктофоны. Это намного дешевле, чем заставлять высокооплачиваемого хирурга заниматься подобной работой. Мировой рынок всей медрасшифровки оценивается в 12 миллиардов долларов. А потому нет ничего удивительного, что с некоторых пор в txteagle занялись и этим направлением бизнеса. Причем его организация оказалась достаточно хитрой. Послать весь аудиофайл одним фрагментом не представляется возможным на мобильный телефон, поэтому его разбивают на части. Расшифровку кенийцы шлют все теми же SMS-сообщениями.

Почему  такой вид работы относят к  краудсорсингу? Причина в его  массовости. В Кении почти каждый владеет мобильным телефоном. И  очень большой процент людей  хотя бы периодически работает на txteagle. Для кенийцев такой подход выгоден по той простой причине, что средняя плата, которую они получают от сотрудничества с компанией, составляет 3-4 доллара в час. Это большие деньги для жителей этой страны.

Информация о работе Новая тенденция - краудсорсинг