Контроллинг в сфере инновационных решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Отсутствие эффективной системы управления инновационными процессами является одной из основных причин коммерческого неуспеха нововведений. Особую важность приобретает процесс управления нововведениями в условиях возрастающей динамичности рынков. Кроме того, инновации, в особенности технологические и продуктовые, в большей степени, чем другие виды деятельности предприятия, сопряжены с рисками и значительными объемами инвестиций. Прежде всего речь идет о следующих видах рисков:
- технические, означающие вероятность того, что в процессе реализации инновационного проекта не будут достигнуты заданные технико-эксплуатационные характеристики изделия;
- временные, обусловленные несвоевременной реализацией инновационного проекта: «поздний» выход на рынок может означать потерю конкурентоспособности продукта или его ненужность для современных условий и требований;
- экономические, возникающие в результате превышения фактических затрат ресурсов над запланированными; продукция может оказаться очень дорогой и непродаваемой, что может привести к потере ликвидности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.КОНТРОЛЛИНГ В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ 4
2. ПРОЦЕСС КОНТРОЛЛИНГА ИННОВАЦИОННЫХ 15
ПРОЦЕССОВ 15
2.1 ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ 15
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЛИНГА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 16
2.3 ОЦЕНКА И ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО
ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССАМ 16
3. ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЛИНГА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая по контроллингу.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

    Целью согласования является ликвидация или возможное уменьшение «узких мест» (Fr->1).

     В качестве примера на рис. 3 приведена информационно-логическая модель процедуры ОРП в части его финансового обеспечения.

Рис. 3. Информационно-логическая схема оценки финансовой реализуемости программы

   Эта процедура является типовой. Оценка реализуемости по другим параметрам проводится по аналогичной схеме, различие состоит в составе используемых показателей. После того, как значения Fr для каждого блока r на очередной j-ой итерации практически (например, менее h%) не будут отличаться от соответствующих значений Fr предыдущей (j–1)-ой итерации, процедура ОРП прекращается с фиксацией результата — показателя реализуемости проекта. Число итераций обычно не превосходит двух-трех.

    По приведенной схеме может проверяться:

  - обеспеченность по срокам разработки;

   - напряженность производственной программы научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы проекта;

   - напряженность производственной программы промышленной базы проекта;

   - обеспеченность опытно-экспериментальными и испытательными средствами;

   - обеспеченность работ технологическая;

   - обеспеченность новыми материалами;

   - обеспеченность капитальными вложениями;

   - обеспеченность работ по кооперации.

    Основные мероприятия по сбалансированию потребных и располагаемых ресурсов заключаются в уточнении номенклатуры, объемов и сроков выполнения работ в соответствии с их приоритетами; в определении ограничений по финансовым и производственным ресурсам; в перераспределении объемов работ с целью выравнивания загрузки исполнителей проекта; в оптимизации кооперации.

    Решение задачи определения объемов финансирования и прогнозирования сроков завершения отдельных работ и мероприятий проекта заключается в следующем:

   - в ранжировании отдельных работ и мероприятий по приоритетам;

   - в определении потребного финансирования работы или мероприятия в зависимости от состояния их выполнения в данный момент времени;

   - в приведении объемов финансирования по каждой работе (мероприятию) проекта в соответствие с ограничением по суммарному объему финансирования проекта.

    Распределение финансирования должно осуществляться в фиксированных ценах, с учетом дисконтирования затрат.

    В качестве основных критериев оценки работ и мероприятий проекта, определяющих их ранжирование по приоритетам, принимаются: значимость отдельных работ и мероприятий для реализации конечных целей проекта, состояние работ (близость к завершению).

    В основу методики распределения финансирования между конкретными работами проекта и приведения в состояние равновесия потребных и располагаемых финансовых ресурсов должны быть положены следующие прагматические соображения:

   1) Для каждой i-й работы существует потребный уровень финансирования Si, который определяется стадией (степенью завершенности), на которой она находится, и нормативным сроком ее завершения Ti.

   2) Сумма всех потребных уровней, как правило, превосходит объем располагаемого финансирования Ссум (иначе оценка реализуемости по показателю финансовых возможностей теряет смысл).

   3) В условиях дефицита средств ЛПР должно определить степень сокращения (секвестирования) объема финансирования каждой или некоторых работ по сравнению с потребной величиной с тем, чтобы уложиться в заданные ограничения. При этом предполагается, что все работы предварительно проранжированы по приоритетам.

    Очевидно, что в общем случае более приоритетные работы в меньшей степени должны подвергнуться сокращению финансирования, чем менее приоритетные. Степень различия между ними по глубине сокращений (степень жесткости проводимой исполнителем проекта финансовой политики) определяется как субъективными, так и объективными факторами.

    Субъективным фактором является, прежде всего, «решительность» ЛПР.

    К объективным факторам относятся: величина дефицита финансовых средств (чем он больше, тем больше должны быть различия по глубине сокращений финансирования между работами различной приоритетности, вплоть до прекращения ряда менее приоритетных работ для сохранения приемлемого уровня финансирования важнейших из них); перспективы снижения этого дефицита в обозримом периоде (чем лучше они, тем большую номенклатуру ведущихся работ надо сохранять в текущее время, имея в виду их дальнейшее проведение).

     Выбранная степень жесткости проводимой политики должна быть компромиссом между распылением средств по более обширной номенклатуре работ, приводящим к чрезмерному затягиванию сроков их завершения, с одной стороны, и необходимостью проведения возможно более широкой номенклатуры работ для сохранения всех необходимых направлений и поставленных целей проекта, с другой.

     Задача определения такой степени жесткости практически неформализуема и единственный путь ее выбора — это экспертные оценки прогнозируемых результатов ее последовательной реализации в течение расчетного периода (с необходимой коррекцией).

    Этот процесс — итерационный. Основные требования к его сходимости при решении задачи следующие:

   - простота. Желательно, чтобы управление степенью жесткости осуществлялось минимальным числом параметров;

   - нейтральность к конкретной шкале приоритетов;

   - монотонность;

   - соответствие смыслу задачи при крайних значениях приоритетов: (а) при нулевом приоритете работы средства временно не должны выделяться; (б) при сколь угодно большом значении приоритета поправочный коэффициент к потребному финансированию не должен превосходить единицы. Этим требованиям соответствует функция вида: Ki = 1–(a/Ri).b , где: Ki <= 1 — поправочный коэффициент, путем умножения которого на величину потребного финансирования Si определяется реально возможное финансирование; Ri — приоритет конкретной i-й работы; a — вспомогательный параметр, путем подбора значения которого обеспечивается выполнение суммарных финансовых ограничений (он определяется путем решения уравнения a*Si*Ki*Si = Ссум); b — параметр, управляющий степенью жесткости проводимой политики.

    Основным свойством этой функции является возможность путем варьирования параметра b получить любую степень жесткости: от равномерного секвестирования всех работ (при b=0 все Ki = 1) до сохранения финансирования ряда работ на максимальном уровне при «замораживании» других, например, при 8 <= b <= 10, если шкала приоритетов дискретно изменяется от 1 до 10. Тогда при промежуточных значениях 0<Bi.

   Таким образом, рассмотренный системный подход позволяет определить: динамику возможного финансирования каждой из работ, входящих в проект, при располагаемых объемах финансирования; динамику потребного финансирования всей совокупности, а также отдельных работ и мероприятий проекта; основные показатели, такие, как время завершения работ, прогнозируемый объем финансирования на проектный период или его часть и др. Кроме того, формализованное описание настоящей методики позволяет автоматизировать процедуры и расчеты по оценке реализуемости работ проекта и в сжатые сроки проводить многовариантные исследования различных уровней его финансирования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Были рассмотрены основные задачи и принципы контроллинга инновационных процессов.

    Таким образом, можно выделить следующие основные задачи:

   - содействие при стратегическом  и оперативном планировании программ  инноваций (создание, проведение, прекращение  проектов инновационных решений, установление приоритетов в зависимости от бюджета);

   - оценка предлагаемых проектов  инноваций с точки зрения рынка,  затрат и экономичности; 

   - планирование и контроль бюджета  сферы инноваций по видам затрат, местам затрат и носителям затрат (проектам);

  - контроль  сроков реализации по каждому  проекту и результатов проекта; 

  - выбор  и контроль показателей; 

  - активная  информация исследователей и  разработчиков об экономических  и рыночных данных, например, ситуация  с конкуренцией или патентной чистотой;

   - сотрудничество в процессе экономической  оценки проектов и формулировании  новых проектов.  
 
 
 
 
 
 

                

                        ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

 
 

     1. Гончаров. В.Н., Иванова Е.В. «Концепция стратегической организации инновационной деятельности предприятия»

       http://www.devbusiness.ru

    2. Орлов А.И. Организационно-экономическое обеспечение инновационной деятельности. - В сб.: Инновационное развитие экономики: теория и практика: Материалы международной научно-практической конференции. - Ярославль: ЯрГУ, 2005.

    3. Х. Берр. «Контроллинг в сфере исследований и инноваций»

       http://www.cfin.ru

Информация о работе Контроллинг в сфере инновационных решений