Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:19, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение инновационных проектов.
В работе определены следующие задачи:
- рассмотрение основного понятия «инновационный проект» и его виды;
- изучить задачи и приемы экспертизы;
- рассмотреть методы отбора инновационных проектов.
1. Инновационный менеджмент [Текст]: Справочное пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели. Изд.2-е, переработ. и доп. – М.: ЦИСН, 1998. – 568с.
2. Инновационный менеджмент [Текст]: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.А. Швандара, В.Я. Горфинкеля. – М.: 2006. – 382 с.
3. Инновационный менеджмент [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой – М.: ИНФРА-М, 2002. – 238 с.
4. Инновационный менеджмент и экономика организаций [Текст]: Учебное пособие для вузов / Под ред. Б.Н.Чернышева, Т.Г. Попадюк. Инфа - М.: 2007. – 240с.
5. Инновационный менеджмент [Текст]: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелев. Феникс, 2009. – 442с.
6. Инновационный менеджмент [Текст]: Высшее образование / Под ред. Р.И. Акмаева, Феникс, 2009. – 347с.
Введение ……………………………………………………………………………..3
1 Основы инновационного проектирования……………………………………....4
1.1 Понятие «инновационный проект» и его виды……………………………..4
1.2 Формирование инновационного проекта……………………………………7
2 Процедура проведения инновационных проектов…………………………….12
2.1 Задачи и основные приемы экспертизы……………………………………12
2.2 Критерии отбора инновационных проектов ………………………………19
Заключение…………………………………………………………………….……24
Список использованных источников……………………………………………...25
- расчеты экономической эффективности;
- карты технического уровня по новым видам продукции и по новым техническим процессам.
Календарный план инновационного проекта – определяет продолжительность и объемы работ, даты начала и окончания выполнения работ. Календарный план регламентирует сложный и согласованный ход работы по проекту в целом. В календарном планировании при управлении инновационных проектов рекомендуется использовать методы сетевого планирования и управления.
Технико-экономический план – представляет план ресурсного обеспечения инновационного проекта (материально-технического, интеллектуального, информационного, денежного) и определяет потребность в ресурсах и их состав, сроки поставок и потенциальных поставщиков и посредников. В процессе ресурсного планирования заключаются договоры на поставку. Договор – документ, регламентирующий сроки, объемы и условия поставки ресурсов. Особый вид ресурсов денежные средства. Планирование затрат должно удовлетворять потребности финансовых ресурсов в течение всего времени осуществления проекта.
Бюджет инновационного проекта – это план, который выражает количественные показатели и отражает затраты, которые применяются для достижения поставленной цели. Бюджет проекта имеет двойственное значение: во-первых, это план действий, а во-вторых – инструмент для руководства и контроля. Бюджет проекта направлен на решение двух основных задач:
- обеспечение такой динамики инвестиций, которая позволила бы осуществить проект в соответствии с временными финансовыми ограничениями;
- снижение объема затрат и риска проекта за счет соответствующей структуры инвестиций и максимальных налоговых льгот.
Информацией для планирования затрат на проект служат: сметная документация по проекту и календарный план проекта. Распределение денежных средств на проект по календарным периодам осуществляется в три шага.
1) последовательно суммируется стоимость всех работ календарного плана и строится интегральная кривая освоения денежных средств в течение всего времени осуществления проекта. Рассматриваются альтернативные варианты планирования затрат: при ранних сроках начала работ, при поздних сроках начала работ и усредненный, наиболее вероятный вариант распределения затрат по времени.
2) размер необходимых затрат в каждый временной период определяется путем суммирования стоимости работ, которые выполнены в этот период по календарному плану.
3) осуществляется распределение затрат во времени по каждому виду работ. Рассматриваются возможные варианты использования средств: нормальный. Ускоренный и замедленный.
Бизнес-план
– краткий программный
Рис.
1.1 Виды планов инновационного проекта
2
Процедура провидения
инновационных проектов
2.1
Задачи и основные
приемы экспертизы
Задачей экспертизы является оценка научного и технического уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования. Процедуры оценки проектов, юридического оформления соглашений и контрактов, а также формы и методы контроля за их исполнением действуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. Большое внимание уделяется срокам проведения экспертиз, согласований, продолжительности периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования или предоставления льгот и субсидий. Совершенствуются методы контроля за ходом реализации проектов, использованием средств по целевому назначению, увеличивается число обязательных условий, которым должен соответствовать проект. Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета:
- описательный;
- сравнение положений «до» и «после»;
- сопоставительная экспертиза.
Описательный метод получил широкое распространение во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Он позволяет учитывать, взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров. Описательный метод позволяет обобщить получаемые результаты, прогнозировать и учитывать побочные процессы.
Основным
недостатком метода является то, что
он не позволяет корректно
Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.
Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование с теми, кто его не получает. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что удовлетворяет требованиям проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстро окупаемых проектов.
Метод сопоставительной экспертизы применяется в США и других странах с развитой рыночной экономикой. Вместе с тем, этот метод также имеет недостатки, в частности, он не применим при выработке долгосрочных приоритетов государственной политики.
Плюсы и минусы различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбинированное применение.
Специальной
комиссией ОЭСР рекомендовано
- наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов ее проводящих и методам контроля;
- при расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривается как производственная;
- осуществлять предварительное прогнозирование и планирование расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля;
- увязывать методы контроля с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне;
В ряде стран, например, во Франции, экспертная оценка проектов и контроль за их исполнением проводятся теми организациями, которые осуществляют их финансирование. Обязательными параметрами являются: сроки завершения отдельных этапов работ и всего проекта и степень риска, связанного с осуществлением проекта. В связи с этим во Франции сроки проведения крупномасштабных прикладных исследований колеблются от 8 до 15 лет.
При экспертизе проектов должно быть учтено потенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду. К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный представитель заказчика экспертизы. Эксперты имеют право требовать любую информацию, касающуюся разрабатываемого проекта.
В странах с развитой рыночной экономикой работа экспертов не ограничивается только оценкой проект, но может предусматривать и контроль за ходом работ. При этом методы контроля должны соответствовать уровню проводимых экспертиз.
Экспертиза содержит не только количественную, но и качественную оценку проектов. При принятии решений учитываются оценки, высказанные каждым членом экспертной группы.
В России выделение ассигнований для финансирования капитальных вложений, затрат на научные исследования и разработки и прочих текущих затрат по федеральным научно-техническим программам, утвержденным Правительством Российской Федерации осуществляется целевым назначением государственному заказчику через Федеральный бюджет на очередной финансовый год.
Реализация
федеральных научно-
Экспертизу проектов в области гуманитарных и общественных наук проводят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).
В РГНФ экспертная оценка формализуется в виде ответов на вопросы экспертной анкеты и предусматривает следующие варианты итогового заключения эксперта:
5
– проект заслуживает
4
– проект заслуживает
3 – проект может быть поддержан;
2
– проект не заслуживает
1
– проект не заслуживает
В
экспертной анкете учитывается наличие
или отсутствие обстоятельств, затрудняющих
объективную экспертизу. Это может
быть связано с «конфликтом
Ситуация «конфликта интересов» может быть связана с тем, что: не совпадают научные интересы эксперта и содержания проекта; эксперт состоял или состоит в партнерских, финансовых, родственных отношениях с руководителем или исполнителями проекта; в отношениях научного руководства с руководителем (или с одним из основных исполнителей проекта).
Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива).
При
анализе изложения замысла
- четкость изложения замысла проекта (четкая, нечеткая);
- четкость определения цели и методов исследования (четко, нечетко);
- качественные характеристики проекта (проект имеет: фундаментальный характер; междисциплинарный или системный характер; прикладной характер);
- научный задел (имеются: существенный научный и методологический задел в решении сформулированной в проекте проблемы; публикации по заданной теме; научно-методическая проработка решения проблемы отсутствует);
- новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке и автором не предложены оригинальные подходы к решению проблемы).
Научный потенциал авторского коллектива оценивается с учетом анализа научного содержания проекта (автор (участники) в состоянии выполнить заявленную работу); эксперт сомневается в возможности выполнить заявленную работу.
Таким образом, эксперт должен дать не только описание проекта, но и оценить его актуальность для данной отрасли знаний; относится ли проект к приоритетным направлениям исследований; новизну поставленной проблемы; перспективы развития проекта; качественный состав участников и обосновать по вышеприведенной системе оценку проекта.
Для экспериментально-лабораторных исследований предусматриваются ответы на следующие вопросы:
- подготовлены ли программы исследований;
- подготовлены ил анкеты для опроса;
- проведено ли пилотажное исследование.