Экспертиза инновационных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение инновационных проектов.
В работе определены следующие задачи:
- рассмотрение основного понятия «инновационный проект» и его виды;
- изучить задачи и приемы экспертизы;
- рассмотреть методы отбора инновационных проектов.

1. Инновационный менеджмент [Текст]: Справочное пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели. Изд.2-е, переработ. и доп. – М.: ЦИСН, 1998. – 568с.
2. Инновационный менеджмент [Текст]: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.А. Швандара, В.Я. Горфинкеля. – М.: 2006. – 382 с.
3. Инновационный менеджмент [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой – М.: ИНФРА-М, 2002. – 238 с.
4. Инновационный менеджмент и экономика организаций [Текст]: Учебное пособие для вузов / Под ред. Б.Н.Чернышева, Т.Г. Попадюк. Инфа - М.: 2007. – 240с.
5. Инновационный менеджмент [Текст]: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелев. Феникс, 2009. – 442с.
6. Инновационный менеджмент [Текст]: Высшее образование / Под ред. Р.И. Акмаева, Феникс, 2009. – 347с.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
1 Основы инновационного проектирования……………………………………....4
1.1 Понятие «инновационный проект» и его виды……………………………..4
1.2 Формирование инновационного проекта……………………………………7
2 Процедура проведения инновационных проектов…………………………….12
2.1 Задачи и основные приемы экспертизы……………………………………12
2.2 Критерии отбора инновационных проектов ………………………………19
Заключение…………………………………………………………………….……24
Список использованных источников……………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Экспертиза инновационных прцессов..doc

— 148.50 Кб (Скачать)
 

Содержание 

Введение ……………………………………………………………………………..3

1 Основы инновационного проектирования……………………………………....4

    1.1 Понятие  «инновационный проект» и его  виды……………………………..4

    1.2 Формирование  инновационного проекта……………………………………7

2  Процедура  проведения инновационных проектов…………………………….12

    2.1 Задачи и основные приемы экспертизы……………………………………12

    2.2 Критерии  отбора инновационных проектов  ………………………………19

Заключение…………………………………………………………………….……24

Список использованных источников……………………………………………...25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Данная  тема весьма актуальна с учетом стремительного экономического роста и уровня развития стран во многом определяется ролью  научно-технического прогресса в  интеллектуализации производства. В  глобальной экономической конкуренции выигрывают страны, которые обеспечивают благоприятные условия для эффективной инновационной деятельности. Инновационная деятельность сводится к разработке инновационных проектов и их экспертизе. Экспертиза инновационных проектов реализуется в виде межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих изменениям в экономике. Следовательно, экспертиза инновационных проектов играют важную роль в государственной научно-технической политике, имеет существенное значение для развития многих областей науки и техники.

     Целью данной работы является рассмотрение инновационных проектов.

     В работе определены следующие задачи:

     - рассмотрение основного понятия  «инновационный проект» и его  виды;

     - изучить задачи и приемы экспертизы;

     - рассмотреть методы отбора инновационных  проектов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Основы инновационного  проектирования 

    1. Понятие «инновационный проект»  и его виды
 
 

     Инновационный проект может рассматриваться как:

      - форма целевого управления инновационной деятельностью;

      - процесс осуществления инноваций;

      - комплект документов.

     Инновационный проект представляет собой сложную  систему взаимообусловленных, взаимоувязанных  мероприятий, направленных на достижение конкретных целей. Как процесс осуществления  инноваций – это совокупность выполняемых в определенной последовательности мероприятий, приводящих к инновациям. Инновационный проект – это комплект документации, необходимой для реализации целей проекта.

     Многообразие  научно-технического развития предопределяет множество видов инновационных проектов.

     По  предметно-содержательной структуре  и по характеру инновационной  деятельности проекты подразделяются на:

     - исследовательские;

     - научно-технические;

     - связанные с модернизацией и  обновлением производственного  аппарата;

     - проекты системного обновления предприятия.

     По  уровню решения инновационные проекты  подразделяются на:

     - международные;

     - республиканские;

     - региональные;

     - отраслевые;

     - отдельного предприятия.

     По  характеру целей проекта подразделяются на:

     - конечные – отражают цели, решение проблемы в целом;

     - промежуточные.

     По  периоду реализации подразделяются  на:

     - долгосрочные (более 5 лет);

     - среднесрочные (до 5 лет);

     - краткосрочные (1-2 года).

     По  типу инноваций подразделяются на:

     - новый продукт;

     - новый метод производства;

     - новый рынок;

     - новый источник сырья;

     - новая структура управления.

     По  виду удовлетворяемых потребностей, могут быть ориентированы на удовлетворение существующих потребностей или на создание новых потребностей;

     По  виду инноваций, могут быть:

     - ведение нового или усовершенствованного продукта;

     - создание нового рынка;

     - освоение нового источника сырья  или полуфабрикатов;

     - реорганизация структуры управления.

     С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются следующим образом:

     Монопроекты – проекты выполняемые, как правило, в одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;

     Мультипроекты – представляются в виде комплексных  программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достидение сложной 

инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделение;

     Мегапроекты – многоцелевые комплексные пограммы, объединяющие ряд мультипроектов и  сотни монопроектов, связанны между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий. Таким образом, инновационный проект представляет собой сложную систему процессов, взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и стадиям.

     Инновационные проекты могут носить разный характер и отличаются по ряду классификационных признаков.

     Основными участниками инновационного проекта являются:

     - заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта;

          - инвестор – юридические, физические лица, которые вкладывают деньги;

     - проектировщик – разработчик проекта;

     - поставщик – организация, которая обеспечивает материально-техническое обеспечение;

     - руководитель проекта – юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работ по проекту;

     - команда проекта, создается на период работ. 
 
 
 
 
 

     

       

     Рис. 1 Виды инновационных проектов 
 

     1.2 Формирование инновационного  проекта 
 

     Отправной точкой, с которой начинается разработка инновационного проекта, считается инновационная идея, которая рассматривается с двух позиций. С одной стороны,  инновационная идея составляет основу, суть инновационного проекта, находящую отражение в постановке генеральной цели проекта. С другой стороны, задуманный план действий, то есть способы или пути достижения цели проекта. Идея может возникнуть спонтанно или явиться результатом длительного процесса, а также результатом коллективной экспертизы или индивидуального анализа.

     Маркетинговые исследования идеи проекта – происходит параллельно с формированием инновационной идеи проекта. Определяется сфера влияния проекта на развитие народного хозяйства и количественное уточнение цели проекта и задач по отдельным периодам. Конечные цели и задачи не всегда могут быть установлены в виде количественных показателей на стадии выбора и обоснования проблемы. Поэтому разработка проекта должна начинаться с количественного уточнения конечной цели проекта и установления промежуточных задач ее реализации по отдельным временным периодам для различных вариантов реализации.

     С этой целью осуществляются следующие  действия:

      - устанавливаются возможные потребители целевого продукта проекта;

      - анализируются возможности и экономическая целесообразность замены производимой продукции новыми видами целевой продукции;

      - изучается структура отраслей, обеспечивающих реализацию проекта сырьем, энергоресурсами, комплектующими изделиями и т.д.;

      - анализируются новые сферы использования конечного продукта проекта;

      - исследуются экономические и социальные последствия реализации проекта.

     Планирование  инновационного проекта – занимает основное место в процессе реализации проекта. Основной целью планирования является интеграция всех участников проекта для выполнения комплекса работ, выполнения которых обеспечивает достижение конечного результата проекта. План реализации проекта развернут во времени, сбалансирован по ресурсам и исполнителям, взаимоувязан перечень научно-технических, производственных, организационных и других мероприятий, направленных на достижение поставленной общей цели. План содержит указания, кому, какую задачу решать и какие ресурсы надо выделить на решение каждой задачи.

     Система планов выделяется при управлении инновационными проектами, показана на рис. 1.1.

     Различаю  стратегический и оперативный планы реализации проекта. Стратегический определяет:

     - целевые этапы и основные вехи  проекта, характеризующиеся сроком  завершения работ, сроками поставки  продукции, сроками подготовки  работ и т.д.;

     - кооперацию организаций-исполнителей;

     - потребности в материальных, технических  и финансовых ресурсах.

     Основа  стратегического плана – показать, как логически выстраиваются  промежуточные этапы реализации проекта к его конечным целям. Оперативный план – уточняет сроки  выполнения работ и потребность в ресурсах, устанавливает четкие границы между комплексом работ.

     Продуктово-тематический план инновационного проекта представляет увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс заданий НИОКР, а также работ  по их обеспечению для эффективной реализации целей проекта. В процессе продуктово-тематического планирования определяются и подготавливаются следующие параметры и материалы:

    - состав этапов работ и сроки их выполнения;

    - состав ответственных исполнителей и соисполнителей по этапам;

      - сметная стоимость каждого этапа, в том числе затраты на НИОКР, капитальные вложения, прочие затраты с разбивкой по годам;

    - перечень важнейших материально-технических ресурсов;

Информация о работе Экспертиза инновационных процессов