Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:11, контрольная работа
На определенном этапе своего развития психология подошла к необходимости решения проблемы точности измерения эмпирических данных, подтверждения объективности результатов экспериментов. Первые серьезные попытки решить эту проблему позволили открыть и сформулировать несколько законов, выявляющих связь некоторых психологических явлений на основе математических формул (законы Бугера-Вебера,
1) Введение ….................................................................................2-3 стр.
2) 1. Использование пакетов статистических программ для проведения обработки данных психологического эксперимента.....
3-4стр.
3) 2. Проведение психологических исследований в сети Интернет......................................................................................4-6 стр.
2.1 Недостатки использования сети Интернет..........................6-7 стр.
2.2 Корректирующие процедуры...............................................8-9 стр.
2.3 Способы формирования выборки для сетевого исследования.....
9-10 стр.
2.4 Ошибки, допускаемые при формировании выборки......10-11 стр.
4) Вывод............................................................................................11 стр.
5) Список используемой литературы........
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Институт экономики и управления
Контрольная работа
по дисциплине: «Информационные технологии
создания сетевых ресурсов
на тему: «Использование сетевых ресурсов
в рамках психологических исследований»
Выполнил
студент гр.:
Проверил
преподаватель:
Ижевск 2012 г.
Содержание
1) Введение ….............................
2) 1. Использование пакетов статистических программ для проведения обработки данных психологического эксперимента.....
3-4стр.
3) 2. Проведение психологических исследований в сети Интернет......................
2.1 Недостатки использования сети Интернет......................
2.2 Корректирующие процедуры.....................
2.3 Способы формирования выборки для сетевого исследования.....
9-10 стр.
2.4 Ошибки, допускаемые при формировании выборки......10-11 стр.
4) Вывод.........................
5) Список используемой литературы....................
Введение
На определенном этапе своего развития психология подошла к необходимости решения проблемы точности измерения эмпирических данных, подтверждения объективности результатов экспериментов. Первые серьезные попытки решить эту проблему позволили открыть и сформулировать несколько законов, выявляющих связь некоторых психологических явлений на основе математических формул (законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера, Стивенса). В современных психологических исследованиях широко используется возможность измерения того или иного психологического феномена, свойства, характеристики, черты и т. д., что открывает доступ для применения методов математической статистики. Развитие компьютерных технологий уже сейчас позволяет психологу-исследователю изучать не только взаимосвязи между переменными, но и строить структурные модели личностных свойств (психодиагностика),
Адекватное применение вышеперечисленных методов позволяет психологу:
1) доказывать правильность и обоснованность используемых методических приемов и методов;
2) строго обосновывать экспериментальные планы;
3) обобщать данные эксперимента;
4) находить зависимости между экспериментальными данными;
5) выявлять наличие существенных различий между группами испытуемых (например, экспериментальными и контрольными);
6) строить статистические предсказания;
7) избегать логических и содержательных ошибок и многое другое.
Компьютерные технологии заметно расширили возможности психологов в статистической обработке данных различных исследований (вычисление критериев, построение гистограмм, составление таблиц, корреляционный, факторный и кластерный анализы, многомерное шкалирование и др.).
Кроме этого, широкое распространение Интернета (создание точек доступа в вузах, предприятиях, учреждениях) позволяет использовать его ресурсы для накопления экспериментальных данных, проведения психологической диагностики и различного рода опросов разнесенных во времени и пространстве.
1. Использование пакетов статистических программ для проведения обработки данных психологического эксперимента
К числу наиболее удобных систем для реализации этих технологий относится компьютерная статистическая программа SPSS for Windows. SPSS позволяет вводить и редактировать данные, представлять их в виде наглядных отчетов (в программе реализованы возможности для построения диаграмм около 50 типов), содержит в себе более 100 процедур статистического анализа, а также мощную систему помощи и подсказок.
Рассмотрим некоторые возможности применения пакета программ SPSS (Statistical Package for Social Science − Статистический пакет для социальных наук) в обработке данных психологического исследования. В качестве примера приведем технологию обработки и анализа данных эмпирического исследования в SPSS.
В исследовании сравнивались особенности содержания динамичных подструктур личности (далее обозначаемые как переменные) дезадаптированных подростков сельских и городских детских домов. Общий объем выборки – 100 человек. После запуска программы открывается основное окно – окно редактора данных со стандартной электронной таблицей.
Количественные результаты психологического эксперимента вносятся в таблицу. Каждый столбец таблицы соответствует значениям некоторой переменной. Программа SPSS дает визуальное представление корреляционной матрицы с одновременным выделением значимых корреляций, что значительно экономит время обработки данных.
2. Проведение психологических исследований в сети Интернет
Сеть Интернет как среда проведения исследований стала осваиваться психологами сравнительно недавно. Проводимые сейчас разработки в сети Интернет относятся к достаточно широкому кругу предметных областей, однако большинство их является когнитивно–ориентированными, т. е. касаются преимущественно познавательных процессов. Список предметных областей исследований включает в себя: познание, мышление, психолингвистику, восприятие и ощущение, память, принятие решений, внимание, личность, социальные группы, социальное познание, социальные установки, компьютеры в психологии
Однако, тоже время, сейчас широко обсуждаются и исследуются проблемы валидности и надежности личностных опросников при их использовании в сети Интернет. Общий вывод из этих исследований состоит в том, что надежность психологических тестов при проведении их в сети Интернет не уменьшается, а психометрические нормы изменяются незначительно по сравнению с результатами аналогичных бланковых исследований.
Сеть Интернет весьма привлекательна для психологов, так как имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными способами проведения исследований, а именно:
1. Низкая стоимость тиражирования материалов.
2. Экономия времени, средств, человеческих и др. ресурсов.
Фактор "экономии ресурсов" обычно является ключевым при принятии решения опроведении эксперимента в сети Интернет.
3. Широкий географический охват испытуемых создает возможность набрать большее число испытуемых, что обеспечивает и большую точность статистических выводов, а также расширение выборки по сравнению с традиционными формами, что позволяет снизить влияние культурно-специфичных факторов и дает возможность с большей уверенностью обобщать результаты исследования. Иногда проведение исследования в сети – единственный способ набрать необходимое количество испытуемых из целевой совокупности. Здесь проще найти специфическую группу испытуемых, труднодоступную в обычных условиях, в частности, - исследовать маргинальные социальные группы.
4. Легкость изменения методического инструментария на этапе его разработки и апробации.
5. Приближенность экспериментальной ситуации к условиям, в которых находится испытуемый, что обеспечивает большую экологическую валидность.
6. Снижение влияния экспериментатора, так как не требуется его непосредственного присутствия. Инструкцию и материалы предоставляет программный комплекс, осуществляющий также обработку полученных данных. Результаты последней автоматически соотносятся с психометрическими нормами, на основании чего испытуемому выводится текст интерпретации.
7. Пользователи компьютерной сети подготовлены к встрече с тестами, так как для получения обратной связи многие администраторы сети создают и размещают на своих серверах непсихологические опросники и анкеты. Каждый пользователь имеет опыт участия и опросах, предъявляемых в виде одностраничной анкеты или последовательности диалогов. У пользователей глобальной сети достаточно высока готовность к участию в тестировании еще и потому, что многие администраторы сайтов размещают на своих сайтах популярные, а зачастую и профессиональные тесты, в качестве развлекательного материала.
8. Возможность предоставления индивидуальной обратной связи непосредственно после прохождения тестирования, что служит дополнительным фактором привлечения испытуемых.
9. Испытуемые в Интернете более откровенны, что снижает искажения данных под воздействием фактора социальной желательности. При опросах с использованием электронной почты выявлена меньшая потребность в одобрении, чем в традиционных исследованиях. При ответах на открытые вопросы по электронной почте испытуемые дают более подробную и развернутую информацию.
10. Появление дополнительных возможностей программного контроля за выполнением заданий. Эта позволяет решить проблему неполных ответов, их формата и последовательности выполнения заданий.
2.1. Недостатки использования сети Интернет
Вместе с тем у психологических исследований, проводимых в сети Интернет, есть и очевидные недостатки:
1. Анонимность пользователя, что может привести к снижению контроля за поведением испытуемого. В связи с этим: испытуемый может давать случайные ответы на вопросы; есть вероятность искажения информации о себе, особенно социально-демографической.
2. Неоднократное участие некоторых испытуемых в одном исследовании. Это особенно возможно в тех случаях, если за участие в нем полагается материальное вознаграждение, или если по его данным непосредственно после выполнения заданий испытуемому предлагается дополнительная индивидуальная интерпретация результатов. Первое мотивирует испытуемого принять повторное участие в опросе, чтобы повысить вероятность выигрыша; второе позволяет "улучшить" результаты тестирования, приведя их в соответствие с представлением о себе.
3. Влияние особенностей пользовательской аппаратно-программной базы (монитора, браузера) на восприятие стимульного материала. Учитывать это особенно необходимо в тех случаях, когда сама форма предъявления материала (цвет, яркость, конфигурация, время) играет важную роль при проведении исследования (например, тест Люшера)
4. Отсутствие возможности у испытуемого при проведении исследования в Интернете задать экспериментатору вопрос о выполнении задания. Это может приводить к неверному пониманию заданий и, следовательно, искажению результатов. Поэтому: инструкции должны быть наиболее полными и ясными; необходимо заранее информировать испытуемого о том, сколько времени займет у него участие в исследовании
5. Выборка пользователей Интернета на данный момент четко определена, что несколько ограничивает возможности генерализации результатов исследования. Пользователи Интернета – преимущественно молодые люди в возрасте от 16 до 34 лет(медиана - 27 лет), в основном мужчины, с высшим и незаконченным высшим образованием, со средним или выше среднего уровнями дохода, владеющие высокими технологиями, жители больших городов. В выборке практически не представлены рабочие, безработные и пенсионеры.
Недостатком выборки исследования в сети Интернет является и то, что в нем участвуют добровольцы и, следовательно, она может быть нерепрезентативна по отношению к генеральной совокупности, поскольку из выборки "выпадают" не захотевшие безвозмездно принять участие в исследовании.
2.2. Корректирующие процедуры
Эти факторы создают условия для искажения результатов исследования. В целях уточнения данных можно использовать следующие процедуры:
1. Одновременное проведение исследований традиционными способами и в сети Интернет с последующим сравнением их результатов.
2. Сравнение результатов, полученных в сети Интернет, с теоретическими представлениями и данными других исследований.
3. Чтобы избежать повторных прохождений тестирования одними и теми же испытуемыми, применяется идентификация IР-адреса компьютера, на котором работает пользователь. Однако при неадекватном применении этой идентификации в исследовании не смогут принять участие другие пользователи того же самого компьютера. Поэтому в дополнение к идентификации IР-адреса часто организуется вход в тестирующую систему по паролям. И хотя ничто не ограничивает испытуемого пройти повторную регистрацию под другим именем с использованием другого пароля, эти меры существенно снижают вероятность повторных прохождений тестирования.
4. Другим способом снижения вероятности повторного прохождения тестирования одним испытуемым является правильное составление инструкций. Просьбы не участвовать в исследовании больше одного раза и пожелания "отнестись к исследованию серьезно" существенно снижают вероятность злоупотреблений
5. Привлечение испытуемых, не добровольцев, возможно при обещании дополнительной обратной связи (непосредственно после прохождения тестирования или через некоторое время) или материального вознаграждения (оно может выдаваться всем принявшим участие в исследовании или разыгрываться среди участников в лотерею).
6. Как правило, валидность Интернет-исследований оказывается высокой -большинство результатов совпадает с результатами аналогичных работ, проведенных традиционным способом.
Исключение могут составить случаи исследования особенностей восприятия, когда размещение стимульного материала в Интернет сказывается на его видимых размерах.
Иногда отмечается, что при проведении опроса в сети Интернет регистрируется большее количество "крайних" и нелогичных суждений (что, однако, не нарушает сходства результатов сетевого и традиционного тестирования). В остальных случаях результаты исследований в Интернете почти или полностью совпадают с данными, полученными традиционными способами. То есть вероятность фальсификации ответов некоторыми испытуемыми недостаточно высока для того, чтобы значимо исказить результаты работы в целом.
Информация о работе Использование сетевых ресурсов в рамках психологических исследований