Инструменты поддержки малых инновационных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в рассмотрении целесообразности применения того или иного инструмента применительно к конкретным условиям, в анализе новых возможностей и определении приоритетов в выборе наиболее эффективного инструмента поддержки малых инновационных предприятий.
Для достижения этой целы, поставлены следующие задачи:
 Изучить теоретические аспекты формирования малых инновационных предприятий в России;
 Исследовать инструментарий государственного инвестирования малого бизнеса;
 Проанализировать программы поддержки инновационного малого бизнеса в Пермском крае.

Содержание

Введение
Глава 1. Малые инновационные предприятия в России
1.1 Теоретические аспекты изучения инновационных предприятий…...
1.2 Роль малого бизнеса в инновационном развитии экономики……….
1.3 Основные факторы, препятствующие развитию малых инновационных предприятий…………
Глава 2. Инструменты поддержки инноваций
2.1 Инструментарий государственного финансирования инновационной деятельности……
2.2 Механизм финансирования инновационной деятельности за счет средств Бюджета развития………
Глава 3. Поддержка малых инновационных предприятий в Пермском крае.......................
3.1 Сатистика и динамика поддержки малых инновационных предприятий в Пермском каре…
3.2 Эффективность инструментов финансовой поддержки инновационных предприятий……
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Инструменты поддержки малых инновационных предприятий.doc

— 364.00 Кб (Скачать)

 

Точно оценить, в какой мере объем предоставляемых субсидий достаточен для эффективной поддержки инновационного бизнеса, не представляется возможным,  поскольку ни в одном из рассматриваемых нами регионов не создана система мониторинга финансового состояния и инвестиционных потребностей инновационных предприятий. Тем не менее, по оценкам опрошенных нами экспертов, объемы финансирования этих программ удовлетворяют лишь малую часть потребностей инновационных предприятий в такого рода поддержке. Предоставляемые в Пермском крае субсидии покрывают не более 20%  потребностей инновационных предприятий региона в такого рода финансировании. В 2010 году на частичную компенсацию затрат по уплате процентов по кредитам инновационных предприятий в области было выделено 24 млн рублей (с учетом софинансирования со стороны федерального бюджета). Заявок на предоставление субсидии было подано более чем на 100 млн рублей, причем все они были обоснованы. В этих условиях администрация региона вынуждена устраивать «конкурс затрат», когда имеющиеся в наличии средства распределяются пропорционально среди всех подавших обоснованные заявки компаний. Соответственно, каждая из них получает порядка 1/5 запрашиваемой суммы.

Сложившаяся «дефицитная» система финансовой поддержки инновационного бизнеса, при которой субсидии распределяются в результате «конкурса затрат», имеет целый ряд очевидных недостатков. Во-первых, с точки зрения самих претендующих на получение субсидий компаний такая помощь со стороны государства крайне нестабильна и трудно прогнозируема. В условиях, когда государственные субсидии распределяются пропорционально между всеми соискателями, заранее планировать, какую часть затрат предприятие сможет компенсировать за счет субсидии, – невозможно. Соответственно, предприятие не может учитывать предоставление субсидий при принятии инвестиционных решений.

Во-вторых, сложившаяся модель не позволяет оценить эффективность предоставления целевых субсидий. «Сегодня предоставление  субсидий на компенсацию  части затрат инновационного предприятия – это политическая, а не экономическая мера. Если мы проводим конкурсы  затрат и распределяем деньги пропорционально, это правильно политически, но мы не управляем этим процессом, мы не понимаем отдачу от этих субсидий», – уверен Максим Шерейкин. Органы власти субъекта федерации не могут прогнозировать экономический эффект (например, создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в региональный и муниципальный бюджеты), который регион получит в результате такого рода затрат.  В этих условиях предоставление субсидий является помощью инновационным предприятиям в узком смысле этого слова, а не инвестицией регионального бюджета в экономику региона. До тех пор пока субсидии остаются необязательным бонусом для инновационного предприятия, а не фактором, стабильно влияющим на финансовую модель его бизнеса, все дискуссии по поводу «достаточности» или «недостаточности» объема предоставляемой в форме безвозвратных субсидий поддержки лишены экономического обоснования.

Одним из возможных вариантов изменения сложившейся ситуации могло бы стать изменение модели предоставления субсидий. Речь идет о проведении конкурса проектов, затраты на реализацию которых компенсировались бы в приоритетном порядке. Такая модель поддержки  реализуется,  в частности, в Сингапуре, где институты развития оказывают приоритетную поддержку 500 отобранным по результатам конкурса компаниям, реализующим проекты по приоритетным направлениям технологического развития.

Такая модель имеет ряд преимуществ. Во-первых, отобранные по результатам конкурса компании смогут планировать свои затраты с учетом поддержки со стороны государства и подавать заявки на предоставление субсидий заранее, а не после того, как соответствующие затраты уже произведены. Во-вторых, фокусируя поддержку на ограниченном числе приоритетных проектов, органы власти региона смогут более четко понять, как этот бизнес работает, какова его финансовая модель, и более гибко реагировать на его потребности. В данном случае субсидии становятся инвестицией в экономику региона, поскольку связь между затратами на поддержку предприятия и результатами его деятельности (включая объемы налоговых выплат в региональный бюджет, количество созданных рабочих мест, фонд оплаты труда и т. д.) становится более очевидной.

Вместе с тем такой модели присущи и определенные риски. Фокусируя финансовую поддержку на ограниченном круге «избранных» предприятий, государство уменьшает шансы на выживание  и развитие всех остальных проектов. К тому же отобранные проекты могут оказаться в конечном итоге нежизнеспособными. Кроме того, неизбежно встает вопрос обеспечения прозрачности конкурсных процедур и необходимого уровня экспертизы проектов.


Заключение

Малые инновационные предприятия в России вынуждены работать в условиях жесткого дефицита финансирования. В этих условиях финансовая поддержка со стороны федеральных и региональных институтов развития имеет решающее значение для выживания начинающего и малого инновационного бизнеса.

Региональные и федеральные программы долевого и грантового финансирования в целом покрывают потребности начинающих инновационных предприятий в стартовых инвестициях.  Однако нужно учитывать обратную зависимость между объемом предоставляемой поддержки и количеством возникающих новых проектов.

Действующие в регионах государственные «посевные» и венчурные фонды не справляются с возложенными на них задачами.  С наибольшими трудностями в привлечении внешнего финансирования малые инновационные компании сталкиваются, пытаясь привлечь инвестиции в диапазоне от 2 до 100 млн рублей.

Существующая система субсидирования малого инновационного бизнеса дефицитна, что приводит к возникновению «конкурсов затрат». В условиях ограниченного финансирования таких программ один из возможных выходов из данной ситуации – организация «конкурсов проектов».

В работе была сделана попытка рассмотреть так называемые рыночную и нерыночную области управления процессом создания инноваций, последить их взаимосвязь, а также проанализировать оптимальный набор методов финансирования проектов с точки зрения фирмы и с точки  зрения государства и фирмы. Т.е., в частности, процесс выделения бюджетных ассигнований воспринимается как предоставление фирмам заемных средств, при этом анализируются альтернативные возможности получения этих средств.

Одновременно с этим, лейтмотивом проходит мысль о том, что государство, финансируя эффективные проекты фирм, в конечном итоге получает в качестве отдачи - высокий уровень научно-технического прогресса в стране как результат общей суммы революционных НИОКР. В этом случае государственная поддержка обусловлена тем, что частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы (имеются в виду создание общественные блага) - это так называемый "провал рынка" (market failure).

Надо отметить, что проблема поиска оптимального инструментария финансирования деловых операций очень важна, поскольку объем и характер ресурсов, которыми располагает инновационная фирма - это одна из важнейших составляющих, которая определяет ее инновационную стратегию. От того, в какой степени в настоящее время внедряемые инвестиционные проекты учитывают передовые, прогрессивные технические и технологические тенденции, на микро-уровне зависит размер получаемой фирмами прибыли, а на макро-уровне это выражается в повышении уровня НТП и конкурентоспособности страны на международных рынках.

К сожалению, единой стратегической инициативы, которая генерировала бы существенное увеличение активности инновационного предпринимательства в России пока нет, поэтому поддержка развития деятельности инновационных фирм требует широкого круга государственных акций, направленных на стимулирование предпринимательской активности в инновационной сфере.

 


Список литературы

  1. Закон РФ "О науке и государственной научно-технической политике" (с изменениями от 19 июля, 17 декабря 1998 г.). - Нормативная компьютерная база данных "Гарант", 1996, №127-ФЗ
  2. Закон РФ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений". - "Гарант", 1999, №39-ФЗ
  3. Бюджетная система Российской Федерации/Под ред. Врублевской О.В., Романовского М.В. - М, Юрайт, 2009
  4. Валдайцев С.В. Коммерческая реализация новых технологий. - СПб, СПбГУ, 1995
  5. Инновационный менеджмент/Под ред. Ильенковой С.Д. - М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010
  6. Кутейников А.А. Технологические нововведения в экономике США. - М., Наука, 2010
  7. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджемнта/Под ред. В.А. Швандара. - М., ЮНИТИ, 2011
  8. Лялин В.А., Воробьев П.В. Ценные бумаги и фондовая биржа. - М., Филинъ, 2010
  9. Мотовилов О.В., Кальварский Г.В. Сущность новых условий хозяйствования в отраслевой и академической науке. - СПб, СПбГУ, 2010
  10. Мотовилов О.В. Источники капитала для финансирования нововведений. - СПб, СПбГУ, 2010
  11. Мотовилов О.В. Роль государства в формировании системы инновационного финансирования/Российский путь в экономике. - №7, 2010
  12. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство. - М., Инфра-М, 2010
  13. Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. - М., ЮНИТИ, 2011
  14. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. - М., Финансы и статистика, 2010
  15. Свободина Л.М. Инновативность и внутрифирменный менеджмент. - СПб., СПбГУ, 2009
  16. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. - М., Экономика, 2011
  17. Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами/Под ред. Валдайцева С.В. - СПб, СПбГУ, 2009 
  18. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - М., "Бизнес школа "Интел-Синтез", 2009
  19. Финансирование и кредитование инновационной деятельности/Под ред. Валдайцева С.В., Мотовилова О.В. - СПб, СПбГУ, 2009
  20. Экономика предприятия/Под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. - М., Банки и биржи, 2009
  21. Тульцева М. Бюджет развития - новая реальность. - http://www.economics.ru - 2010
  22. Проект закона РФ "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации". - http://smesupport.leontief.ru - 2010
  23. Продуктовые и процессные инновации. - http://docs.rcsme.ru - 2010
  24. Венчурный капитал. - http://www.techbusiness.ru - 2009
  25. Факторинг в вопросах и ответах. - http://www.factoring.ru - 2010
  26. Инновации на рубеже веков -  http://iic.rags.ru. - 2010
  27. Орлов А.И. Инновационный менеджмент. - http://e-management.newmail.ru - 2009
  28. http://www.chelt.ru/2005/3-05/dezgina_3-05.html
  29. http://koet.syktsu.ru/vestnik/2006/2006-3/8.htm

2

 

 



Информация о работе Инструменты поддержки малых инновационных предприятий